Урок «Ю. Ермолаев «Два пирожных» (Чтение, 2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема. Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Цель: познакомить учащихся с произведением Ю. Ермолаева «Два пирожных»
Задачи:
развивать умения осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста, учить находить в читаемом произведении поучительный смысл, формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;
Расширять словарный запас, наглядно-образное мышление, концентрацию и распределение внимания
воспитывать уважительное отношение к окружающим
Ход урока
Оргмомент
Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.
- Ребята, а к какому уроку вы приготовились? (проверка готовности к уроку)
2. Артикуляционная гимнастика
Статические упражнения ( «Лопаточка», «Иголочка», «Дудочка», « Парус»)
Динамические упражнения
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
3.Вступительная беседа.
Загадка
Может быть оно песочным,
А порой и с кремом.
Иногда бывает сочным
Аппетитным джемом.
И безе бывает - крошкой,
А в глазурной кожуре
Может быть оно картошкой,
Только вовсе не пюре.
(Пирожное)
Если дети не могут отгадать загадку, ведётся анализ загадки:
- Что значит песочное? Разве оно из песка?
- Нет, оно мягкое, рассыпчатое.
- Что значит в глазурной кожуре?
- Конечно, оно в шоколаде.
- Как же оно может быть картошкой? Разве это какой-то овощ?
- Это название лакомства – пирожного.
- Все ли из вас кушали пирожные? Поднимите руку те, кто ел пирожное.
- Какое оно на вкус? (Сладкое, приятное)
- А где можно попробовать пирожные? (Можно купить в магазине, можно приготовить самим)
- А что такое пирожное?
4. Этап целеполагания.
- Ребята, сегодня мы начинаем новый раздел «Я и мои друзья»
Как вы думаете, о чем мы будем читать произведения?
В этом разделе мы познакомимся с произведениями о дружбе, узнаем, кого можно назвать настоящим другом,
Научимся объяснять поступки героев, выделять главную мысль, соотносить основную мысль рассказа с пословицей.
А начинает этот раздел произведение Юрия Ивановича Ермолаева. Итак, мы в гостях у автора.
5. Биография автора
Юрий Ермолаев – современный детский писатель.
Он родился в 1921 году в Москве.
С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером, его не покидала мечта стать детским писателем.
– Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Первая книга рассказов "Почему рассердились бумажные полоски" вышла в 1960 году. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах.
Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они всегда верят в справедливость
Перед вами книги Ермолаева (перечислю названия).
6. Прогнозирование.
А СЕЙЧАС ОТГАДАЙТЕ НАЗВАНИЕ РАССКАЗА.
Итак, рассказ «Два пирожных».
- Ребята, обратите внимание на рисунок и на название рассказа.
- О чем может пойти речь в рассказе?
- Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях? (Учитель читает весь рассказ)
- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (предположения детей)
- Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте и готовьтесь ответить на мой вопрос: почему одна из девочек осталось без пирожного?
7. Словарная работа
Чтоб легче читать, кое-что нужно узнать
- В произведении встретились новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить (учитель сначала выслушивает ответы учеников)
Прочитаем слова на доске.
– Кто сегодня «дежурный по словарю»?
Вам задание, узнать значения таких слов, как «крендельки» «Африка», «тропические лианы», «
Крендельки - витая сдобная булочка, напоминающая восьмерку по форме.
Африка – материк
Тропические лианы – вьющиеся растения, которые растут в жарких странах (длина достигает 300м)
8. Первичное чтение, проверка первичного восприятия
Чтение рассказа учителем.
Книги детей закрыты.
Беседа на основе слухового восприятия.
- Итак, ребята, почему же одна из девочек осталась без пирожного? (потому, что другая девочка съела её пирожное)
– Какие чувства вы испытали?
– Понравились вам сёстры?
Физкультминутка
9. Повторное чтение, анализ
а) Работа со сложными для чтения словами. Предотвращение ошибок при чтении.
Чтение по слогам хором.
На доске слова: пу-те-шест-ви-е, плас-ти-лин, крен-дель-ки, вдо-гон-ку, Кон-го, ли-а-ны, пе-ре-вер-ну-ла, рас-сме-я-лась, пи-рож-но-е
б) Приём "Чтение с остановками"
Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)
-Кто вошёл в комнату?
-О чём попросила мама? Сколько у мамы было дочерей? Как их звали?
-Что делала старшая дочь Наташа? младшая Оля? Что решила сделать Оля?
Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)
-Что пообещала сделать Наташа? Выполнила ли она своё обещание?
- Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)
- Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)
- Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)
- Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)
- Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)
- Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)
Чтение 3 части
- Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)
- Сколько пирожных съела Оля? (два)
- Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)
- Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)
- Кто разрешил Оле съест два пирожных? (мама)
- Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)
- Ответим на вопрос: это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось? (предположения детей)
- Наташа могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами и просьбами.
- Как вы думаете, какое качество есть у Оли, но нет у Наташи? (доброта, отзывчивость)
- Все верно. Каждый из нас должен обладать таким человеческим качеством, как отзывчивость. Ведь быть отзывчивым – это значит быть чутким и добрым человеком, по отношению к окружающим. всегда быть готовым помочь другому человеку. А самое главное - делать это всегда от души и бескорыстно, то есть не прося ничего взамен за свою помощь!.
в)- Рассмотри иллюстрацию в учебнике с.86.
- Чем занята Наташа?
- Какое у неё выражение лица?
- Как изображена Оля?
- Прочитай, к какому эпизоду относится рисунок?
г)Работа в парах
Нужно рассказать по каждую девочку, используя слова-подсказки
(дети получают разрезанные на слова карточки)
Оля, Наташа, читала книгу, лепила из пластилина, ленивая, себялюбивая, отзывчивая, добрая, трудолюбивая, нечуткая, помогла маме, не помогла маме
Следующее задание для каждой пары:
Тест по произведению Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Сколько дочерей было у мамы?
а) 2
б) 3
в) 1
Как звали старшую дочь?
а) Оля
б) Наташа
в) Даша
С какой просьбой обратилась мама к дочкам?
а) помыть посуду
б) убраться в комнате
в) съесть пирожное
Как вы считаете, это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?
А) да
б) нет
д) Работа с пословицами
Прочитай пословицы. Подчеркни карандашом пословицу, которая передаёт главную мысль рассказа.
Изба – детьми весела.
Какие труды, такие и плоды.
10. Итог урока
-Кто написал рассказ «Два пирожных»?
- Каким бы вы хотели стать после знакомства с рассказом Ю. И. Ермолаева. Выберите слово и прикрепите к нему сердечко.
Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать и беречь друг друга.
добрый
внимательный
безответственный
ленивый
трудолюбивый
старательный
отзывчивый
На-та-ша доч-ки ма ла па
О-ля паль-мы мо ло по
Ма-ма по-су-да мы лы пы
Кни-га Аф-ри-ка ми ли пи
Два пирожных
PPTX / 3.81 Мб
Ильина Оксана Геннадьевна