12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ОН279
Россия, Самарская обл., Кинель
3

Урок «Ю. Ермолаев «Два пирожных»



Тема. Ю. Ермолаев «Два пирожных» 

Цель: познакомить учащихся с произведением Ю. Ермолаева «Два пирожных»

Задачи:

 развивать умения осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста, учить находить в читаемом произведении поучительный смысл, формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;

Расширять словарный запас, наглядно-образное мышление, концентрацию и распределение внимания

воспитывать уважительное отношение к окружающим

Ход урока

Оргмомент

Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.

- Ребята, а к какому уроку вы приготовились? (проверка готовности к уроку)

2. Артикуляционная гимнастика

Статические упражнения ( «Лопаточка», «Иголочка», «Дудочка», « Парус»)

Динамические упражнения

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

3.Вступительная беседа.
Загадка
Может быть оно песочным,

А порой и с кремом.

Иногда бывает сочным

Аппетитным джемом.

И безе бывает - крошкой,

А в глазурной кожуре

Может быть оно картошкой,

Только вовсе не пюре.
(Пирожное)
Если дети не могут отгадать загадку, ведётся анализ загадки: 
- Что значит песочное? Разве оно из песка? 
- Нет, оно мягкое, рассыпчатое.
- Что значит в глазурной кожуре? 
- Конечно, оно в шоколаде. 
- Как же оно может быть картошкой? Разве это какой-то овощ? 
- Это название лакомства – пирожного. 
- Все ли из вас кушали пирожные? Поднимите руку те, кто ел пирожное.
- Какое оно на вкус? (Сладкое, приятное)
- А где можно попробовать пирожные? (Можно купить в магазине, можно приготовить самим)

- А что такое пирожное?
4. Этап целеполагания. 
- Ребята, сегодня мы начинаем новый раздел «Я и мои друзья»

Как вы думаете, о чем мы будем читать произведения?

В этом разделе мы познакомимся с произведениями о дружбе, узнаем, кого можно назвать настоящим другом,

Научимся объяснять поступки героев, выделять главную мысль, соотносить основную мысль рассказа с пословицей.

А начинает этот раздел произведение Юрия Ивановича Ермолаева. Итак, мы в гостях у автора.

5. Биография автора

Юрий Ермолаев –  современный детский писатель.
Он родился в 1921 году в Москве.
С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером, его не покидала мечта стать детским писателем.

– Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Первая книга рассказов "Почему рассердились бумажные полоски" вышла в 1960 году. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. 
Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они всегда верят в справедливость
Перед вами книги Ермолаева (перечислю названия).

6. Прогнозирование.

А СЕЙЧАС ОТГАДАЙТЕ НАЗВАНИЕ РАССКАЗА.

Итак, рассказ «Два пирожных».

- Ребята, обратите внимание на рисунок и на название рассказа.

- О чем может пойти речь в рассказе?

- Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях? (Учитель читает весь рассказ)

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (предположения детей)
- Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте и готовьтесь ответить на мой вопрос: почему одна из девочек осталось без пирожного?
7. Словарная работа

Чтоб легче читать, кое-что нужно узнать

- В произведении встретились новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить  (учитель сначала выслушивает ответы учеников)

Прочитаем слова на доске.

– Кто сегодня «дежурный по словарю»?
Вам задание, узнать значения таких слов, как  «крендельки» «Африка», «тропические лианы», «

Крендельки - витая сдобная булочка, напоминающая восьмерку по форме.

Африка – материк

Тропические лианы – вьющиеся растения, которые растут в жарких странах (длина достигает 300м)

8. Первичное чтение, проверка первичного восприятия

Чтение рассказа учителем.
Книги детей закрыты.
Беседа на основе слухового восприятия.
- Итак, ребята, почему же одна из девочек осталась без пирожного? (потому, что другая девочка съела её пирожное)

– Какие чувства вы испытали?
– Понравились вам сёстры?

Физкультминутка

9. Повторное чтение, анализ

а) Работа со сложными для чтения словами. Предотвращение ошибок при чтении. 
Чтение по слогам хором.
На доске слова: пу-те-шест-ви-е, плас-ти-лин, крен-дель-ки, вдо-гон-ку, Кон-го, ли-а-ны, пе-ре-вер-ну-ла, рас-сме-я-лась, пи-рож-но-е

б) Приём "Чтение с остановками"

Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)

-Кто вошёл в комнату?

-О чём попросила мама? Сколько у мамы было дочерей? Как их звали?

-Что делала старшая дочь Наташа? младшая Оля? Что решила сделать Оля?

Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)

-Что пообещала сделать Наташа? Выполнила ли она своё обещание?

- Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей) 
- Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)
- Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)
- Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)
- Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)
- Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)

 

Чтение 3 части

- Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)
- Сколько пирожных съела Оля? (два)
- Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)
- Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)
- Кто разрешил Оле съест два пирожных? (мама)
- Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)

- Ответим на вопрос: это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось? (предположения детей)
- Наташа могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами и просьбами. 
- Как вы думаете, какое качество есть у Оли, но нет у Наташи? (доброта, отзывчивость)
- Все верно. Каждый из нас должен обладать таким человеческим качеством, как отзывчивость. Ведь быть отзывчивым – это значит быть чутким и добрым человеком, по отношению к окружающим. всегда быть готовым помочь другому человеку. А самое главное - делать это всегда от души и бескорыстно, то есть не прося ничего взамен за свою помощь!.
в)- Рассмотри иллюстрацию в учебнике с.86.

- Чем занята Наташа?

- Какое у неё выражение лица?

- Как изображена Оля?

- Прочитай, к какому эпизоду относится рисунок?

г)Работа в парах

Нужно рассказать по каждую девочку, используя слова-подсказки

(дети получают разрезанные на слова карточки)

Оля, Наташа, читала книгу, лепила из пластилина, ленивая, себялюбивая, отзывчивая, добрая, трудолюбивая, нечуткая, помогла маме, не помогла маме

Следующее задание для каждой пары:

Тест по произведению Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Сколько дочерей было у мамы?

а) 2

б) 3

в) 1


 

Как звали старшую дочь?

а) Оля

б) Наташа

в) Даша


 

С какой просьбой обратилась мама к дочкам?

а) помыть посуду

б) убраться в комнате

в) съесть пирожное

Как вы считаете, это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?

А) да

б) нет

д) Работа с пословицами

Прочитай пословицы. Подчеркни карандашом пословицу, которая передаёт главную мысль рассказа.

Изба – детьми весела.

Какие труды, такие и плоды.

10. Итог урока

-Кто написал рассказ «Два пирожных»?

- Каким бы вы хотели стать после знакомства с рассказом Ю. И. Ермолаева. Выберите слово и прикрепите к нему сердечко.

Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать и беречь друг друга.


 


 


 

       
       
       

 

добрый


 

внимательный


 

безответственный


 

ленивый


 

трудолюбивый


 

старательный


 

отзывчивый

На-та-ша доч-ки ма ла па

О-ля паль-мы мо ло по

Ма-ма по-су-да мы лы пы

Кни-га Аф-ри-ка ми ли пи


Два пирожных
PPTX / 3.81 Мб

Опубликовано


Комментарии (1)

Ильина Оксана Геннадьевна, 11.11.17 в 08:21 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за хороший материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.