Главные члены предложения. 3 класс.
Технологическая карта урока (учебного занятия)
Предмет: русский язык
Тема: «Главные члены предложения»
Класс: 3 «В»
Дата: 19.09.2024
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Предметные:
- знание понятий «главные члены предложения», «грамматическая основа предложения», «подлежащее», «сказуемое»;
- умение определять в предложении главные члены, задавать к ним вопрос, определять, с помощью какой части речи они выражены, обозначать графически (подчеркивать).
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- осуществлять контроль и коррекцию результатов деятельности.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- построение логической цепи рассуждений; находить ответы на вопросы, используя разные источники информации;
- сравнивать; анализировать, систематизировать, выделять необходимую информацию.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке, следовать им.
Личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому знанию;
- проявлять положительное отношение к учебному предмету и учебной деятельности.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Русский язык. 3 класс. 1 часть» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, мультимедийная презентация, маршрутный лист для работы учащихся, карточки «Лесенка успеха», карточки с заданиями для самостоятельной работы (разноуровневые), модель кластера «Главные члены предложения» для доски.
Организационные формы работы на уроке: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ||
Мотивация к учебной деятельности Цель: создать оптимальный настрой у учащихся на работу, стимулировать процесс познания | 1.Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. 2.Предлагает поразмышлять над высказыванием К. Г. Паустовского, обсудить, почему он так сказал о русском языке: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» Выясняет у учащихся, все ли тайны и волшебство русского языка ими раскрыты? 3. Предлагает на время урока превратиться в настоящих следопытов, двигаться по маршрутному листу, выполняя задания и отмечая цветом качество выполнения своей работы (зеленый – все получилось, желтый – есть небольшие затруднения, красный – нужно потренироваться) | Проверяют свою готовность к уроку, приветствуют учителя. Рассуждают, отвечают на вопросы учителя Проявляют интерес к процессу познания Получают индивидуальный маршрутный лист | ||
Этап целеполагания Цель: создать условия для осознания темы урока и определить его цель | 1.Предлагает отгадать ребус и определить тему урока: ГЛАГОЛ – ГОЛ + ВРАЧ – РАЧ + НЫЕ= ЧАС – АС + ЛЕНЬ – Ь + Ы = ПРЕДМЕТ – МЕТ + ЛОЖЬ – Ь + ЕНИЯ= 2. Предлагает отгадать загадки: Я его в основе встречу, Подчеркну одной чертой. На вопрос «кто?», «что?» ответит Этот главный член. Какой? --------------------------------- Этот главный член найду, Две черты я проведу, Он в основе есть, скажу я: «Называется …» На основе возникших затруднений предлагает определить цель урока и выбрать, исходя из этого, каждому учащемуся ступеньку на «Лесенке успеха», отметить простым карандашом галочкой. - узнать… (какие слова называют «главными членами предложения») - научиться …(выделять в предложении главные члены: находить, задавать вопросы, подчеркивать ) | Одгадывают ребус, определяют тему урока. Пробуют отгадать загадки, отмечают возникшие затруднения, определяют цель урока, отмечают свой уровень знаний на «Лесенке успеха» Лесенка успеха | ||
Проверка домашнего задания Цель: выяснить степень усвоения учащимися заданного учебного материала | Станция «Вспоминай» Предлагает вспомнить изученный материал и заполнить пропуски: 1.Предложение – это … 2.Предложение – выражает … 3.Слова в предложении связаны … 4.Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что? 5. Глагол – это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы …, … . Организует взаимопроверку учащимися работы. Предлагает учащимся оценить себя на этом этапе урока | Вспоминают изученный материал и заполняют пропуски в предложениях на карточке Обмениваются выполненной работой с соседом по парте, проверяют работу о по образцу на слайде мультимедийной презентации. Отмечают качество выполнения работы на маршрутном листе | ||
Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы Цель: подготовить мышление учащихся, помочь осознать внутреннюю потребность к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Станция «Помогай» 1.Предлагает найти выход из проблемной ситуации, тоже выполнить задание, объяснить, кто прав. (Аня и Ваня должны были отметить предложения среди записей. У Ани получилось два, а у Вани – четыре. Кто прав?) - Отметь на карточке записи, являющиеся предложениями. - Наступила золотая осень. - Птицы улетают на юг. - Вдруг подул сильный. - На деревьях листья. 2. Организует проверку в ходе совместного обсуждения проблемы. 3. Предлагает дополнить записи, чтобы получились предложения, записать их. - Какие предложения говорят об осенних изменениях в живой природе, какие, об изменениях в неживой природе? 4. Организует наблюдение за словами, которые вставили, и их анализ. Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? - Сохранится ли смысл, если убрать все слова, кроме тех, которые обозначают предмет и то, что о нем говорится, т.е. действие предмета? - Как вы думаете, как можно назвать эти слова? 5.Предлагает оценить себя на этом этапе урока | Ищут выход из проблемной ситуации, вычленяют предложения из предложенных записей. Озвучивают свой выбор, обосновывают. Дополняют записи до предложений, записывают их. Отвечают на вопрос, определяют, какие предложения говорят об осенних изменениях в живой природе, какие, об изменениях в неживой природе Анализируют слова, которые вставили, отвечают на вопросы учителя. Придумывают термин, озвучивают свои варианты. Отмечают качество выполнения работы на маршрутном листе. | ||
Освоение новых знаний и способов деятельности Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Физ.минутка | 1.Вводит понятия: «главные члены предложения», «грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое» с помощью обучающего видео. - Что узнали о подлежащем? (Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как подчеркивается?) А о сказуемом? 2. Организует фронтальную работу по выделению главных членов в записанных предложениях. 3. Организует работу учащихся по совместному составлению алгоритма. Алгоритм «Как выделить главные члены предложения» 1.Прочитай предложение 2. Определи, о ком или о чем говорится в предложении. 3. Задай к этому слову вопрос кто? или что? 4. Определи подлежащее. 5. Подчеркни подлежащее одной чертой 6. Определи, что говорится о подлежащем, какое действие оно выполняет. 7. Задай к этому слову вопрос что делает? что сделает? и т.п. 8.Определи сказуемое. 9. Подчеркни сказуемое двумя чертами. 10.Прочитай главные члены предложения (грамматическую основу). 4.Сообщает историческую справку: Эти термины были введены М.В. Ломоносовым. Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Сказуемое называют так потому, что оно указывает на то, что «сказано о подлежащем». 5.Обращает внимание на то, что сказуемое – это не только действие, выраженное глаголом. Ученье – свет, а неученье – тьма. Организует физкультурную паузу. | Знакомятся с терминами: «главные члены предложения», «грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое» с помощью обучающего видео. Выполняют работу по выделению главных членов в записанных предложениях (у доски с комментированием и в тетрадях) и в совместной работе с учителем составляют алгоритм.
Получают исторические сведения о возникновении терминов «подлежащее» и «сказуемое». Наблюдают за языковыми явлениями. Выполняют задания на снятие мышечного напряжения. | ||
Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала Цель: установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; выявить пробелы, их коррекция. | Станция «Алгоритм» 1.Организует работу в малых группах по составлению алгоритма по нахождению грамматической основы (расставляют данные пункты в нужном порядке) 2. Организует повторение правил продуктивного общения при работе в паре Алгоритм: «Как выделить главные члены предложения» _1. Задай к этому слову вопрос кто? или что? _2. Определи, о ком или о чем говорится в предложении. _3. Прочитай предложение. _4. Определи подлежащее. _5. Подчеркни сказуемое двумя чертами. _6. Определи, что говорится о подлежащем, какое действие оно выполняет. _7. Прочитай главные члены предложения (грамматическую основу). _8.Определи сказуемое. _9. Подчеркни подлежащее одной чертой _10. Задай к этому слову вопрос что делает? что сделает? и т.п. 3. Организует взаимопроверку работы групп по образцу. 4.Предлагает оценить себя на этом этапе урока. | - Вспоминают правила работы в группах и, работая в малых группах, составляют алгоритм: расставляют данные пункты в нужном порядке. Проверяют работу учащихся соседней пары по образцу на мультимедийной презентации. Отмечают качество выполнения работы на маршрутном листе | ||
Применение новых знаний, способов действий Цель: обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | 1.Организует работу с предложениями по учебнику с.88 №144: выделение главных членов (с использованием алгоритма) и определением, какой частью речи они выражены (в тетрадях и с комментированием у доски) | Работают по учебнику, записывают предложения в тетрадь, выделяют главные члены предложения (с опорой на алгоритм), определяют, какой частью речи они выражены Ведут записи с комментированием у доски. | ||
Контроль и самоконтроль, коррекция знаний Цель: выявить качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. | Станция «Проверь себя» 1.Организует разноуровневую самостоятельную работу, предлагая учащимся самим выбрать уровень сложности материала для работы. 1 уровень. Соедини слова в грамматическую основу:
Выделите главные члены предложения, укажите, какой частью речи они выражены: Кругом с тоской глубокою Воробышки игривые, Озябли пташки малые, - Предлагает вспомнить автора строк и название произведения. 2 уровень – в первом задании даются только существительные и глаголы 2. Организует самопроверку по эталону на презентации. 3.Предлагает оценить себя на этом этапе урока | Выбирают уровень самостоятельной работы, выполняют задание. Определяют, что строки из произведения С.Есенина «Поет зима аукает…» Проверяют свою работу по образцу на мультимедийной презентации, комментируют, где допустили ошибку, какой учебный материал нужно отработать. Отмечают качество выполнения работы на маршрутном листе | ||
Подведение итогов урока, рефлексия Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели; мобилизировать учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке | 1.Организует подведение итога урока: - Достигли ли цели урока? Какое «волшебство» открыли для себя, новое знание о русском языке сегодня узнали? - Предлагает, составить кластер «Главные члены предложения» . - Напоминает, что кластер - это графическая схема, в которой указываются основные понятия и обозначаются все связи, которые существуют между ними. 2. Предлагает учащимся, проанализировать отметки на маршрутном листе и оценить в целом свою работу на уроке, отметив ступеньку на «Лесенке успеха» зеленым цветом. 3. Выдает разноуровневое дом.задание, комментирует его (1 уровень: с.88 выучить правило, упр.145; 2 уровень: с.88 выучить правило, выполнить работу по карточке) | - Отвечают на вопросы учителя - Составляют кластер из заготовок на доске - Отмечают свой уровень знаний и рассказывают о своих достижениях на уроке Выбирают уровень домашней работы, слушают комментарии учителя, записывают задание в дневник
|