Урок русского языка «Главные члены предложения» (3 класс)
 
                                Урок 27. Главные члены предложения
| Педагогическая цель | Способствовать формированию понятия о грамматической основе в предложении; содействовать развитию умения находить грамматическую основу в предложении | 
| Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий | 
| Планируемые результаты (предметные) | Проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такую языковую единицу, как член предложения, простое предложение; контролируют свои действия, проверяют написанное | 
| Личностные результаты | Устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | 
| Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую: подробно пересказывают небольшие тексты; используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, строят рассуждения; овладевают умением подводить под понятия. Регулятивные: высказывают свое предположение на основе работы с материалом учебника | 
| Основное содержание темы, понятия и термины | Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Нахождение грамматической основы в предложении | 
Сценарий урока
| Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля | |
| осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
| I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие обучающихся. – Мы будем на уроке думать? (Да.) – А может, будем спать? (Нет.) – Мы будем рассуждать? (Да.) – А в облаках летать? (Нет.) – Друг другу будем помогать? (Да.) – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова | |
| II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. | Р Р Р Р Р Р Русский язык певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А. Н. Толстой.) | Выполняют письмо | Вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное написание | 
| III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, сообщение учителя, письмо | На доске записаны предложения: Мама купила билеты в цирк. Алеша принес щенка домой. Тропинка ведет в лес. – Вы были в цирке? Кто из вас знает о происхождении этого слова? Слово цирк пришло к нам из латинского языка и означает круг. Почему значение слова «цирк» связано с кругом? – Прочитайте предложения. Найдите слова, которые называют то, о ком или о чем говорится в предложениях. Запишите их. – Сегодня на уроке мы должны выяснить, чем являются эти слова в предложениях | Читают записанные на доске предложения, отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя, выполняют задание. – Мама, Алеша, тропинка. Записывают слова. Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания | Беседа по вопросам | 
| IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Работа с рубрикой «Давай подумаем» | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | На доске записано предложение: Ученики пошли в музей. – Сережа и Маша прочитали предложение. Сережа считает, что в предложении говорится об учениках, а Маша считает, что о музее. Кто из ребят прав? Почему? На доске записаны предложения: Дети читают книги. Птицы улетают на юг. – Какие слова называют то, что делают дети? Птицы? – К какой части речи отнесем данные – На какие вопросы отвечает глагол? Что он обозначает? | Читают предложения, записанные на доске; отвечают на вопросы | Умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им | Беседа по вопросам | 
| 2. Определение главных членов предложения | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа | – Выполните упражнение 2 по заданию  – Выполните упражнение 3 (учебник). Коллективный разбор трех предложений Образец: Мальчик (что делает?)  – Что называют выделенные слова? Найдите слова, к которым от выделенных слов можно задать вопросы. На какие вопросы они отвечают? К какой части речи вы их отнесете? – Запишите три предложения, подчеркнув найденные слова двумя чертами. – Тайну русского языка об этих словах прочтите в учебнике. – Как называются слова, без которых предложение не может существовать? | Выполняют упражнения; осуществляют коллективный разбор трех предложений с записью в тетради по образцу; отвечают на вопросы; выполняют задания | Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой де-ятельности; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Упражнение | 
| V. Закрепление знаний Самостоятельная работа | Индивидуальная. Практический. Упражнение | Организует работу с упражнением 5 по заданию (учебник) | Самостоятельно выполняют упражнение | Учатся работать по предложенному учителем плану | Упражнение | 
| VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что входит в грамматическую основу предложения? – Как подчеркиваются главные члены предложения? – Оцените свою работу на уроке | Отвечают на вопросы учителя | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция | 
| VII. Домашнее задание. Главные члены предложения | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | – Выпишите из любой сказки 3 предложения, определите и подчеркните в них главные члены | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Упражнение | 
 
 
                                     
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                         
                         
                         
                         
                        