Урок русского языка «Главные члены предложения» (3 класс)
Урок 27. Главные члены предложения
Педагогическая цель |
Способствовать формированию понятия о грамматической основе в предложении; содействовать развитию умения находить грамматическую основу в предложении |
Тип урока |
Открытие новых знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) |
Проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такую языковую единицу, как член предложения, простое предложение; контролируют свои действия, проверяют написанное |
Личностные результаты |
Устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую: подробно пересказывают небольшие тексты; используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, строят рассуждения; овладевают умением подводить под понятия. Регулятивные: высказывают свое предположение на основе работы с материалом учебника |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Нахождение грамматической основы в предложении |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма контроля |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) |
Фронтальный. Словесный. Слово учителя |
Приветствие обучающихся. – Мы будем на уроке думать? (Да.) – А может, будем спать? (Нет.) – Мы будем рассуждать? (Да.) – А в облаках летать? (Нет.) – Друг другу будем помогать? (Да.) – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова |
|
II. Чистописание |
Индивидуальная. Практический. |
Р Р Р Р Р Р Русский язык певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А. Н. Толстой.) |
Выполняют письмо |
Вырабатывают каллиграфический почерк |
Правильное написание |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, сообщение учителя, письмо |
На доске записаны предложения: Мама купила билеты в цирк. Алеша принес щенка домой. Тропинка ведет в лес. – Вы были в цирке? Кто из вас знает о происхождении этого слова? Слово цирк пришло к нам из латинского языка и означает круг. Почему значение слова «цирк» связано с кругом? – Прочитайте предложения. Найдите слова, которые называют то, о ком или о чем говорится в предложениях. Запишите их. – Сегодня на уроке мы должны выяснить, чем являются эти слова в предложениях |
Читают записанные на доске предложения, отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя, выполняют задание. – Мама, Алеша, тропинка. Записывают слова. Слушают учителя |
Принимают учебную задачу, сформулированную учителем; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания |
Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Работа с рубрикой «Давай подумаем» |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа |
На доске записано предложение: Ученики пошли в музей. – Сережа и Маша прочитали предложение. Сережа считает, что в предложении говорится об учениках, а Маша считает, что о музее. Кто из ребят прав? Почему? На доске записаны предложения: Дети читают книги. Птицы улетают на юг. – Какие слова называют то, что делают дети? Птицы? – К какой части речи отнесем данные – На какие вопросы отвечает глагол? Что он обозначает? |
Читают предложения, записанные на доске; отвечают на вопросы |
Умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им |
Беседа по вопросам |
2. Определение главных членов предложения |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа |
– Выполните упражнение 2 по заданию – Выполните упражнение 3 (учебник). Коллективный разбор трех предложений Образец: Мальчик (что делает?) – Что называют выделенные слова? Найдите слова, к которым от выделенных слов можно задать вопросы. На какие вопросы они отвечают? К какой части речи вы их отнесете? – Запишите три предложения, подчеркнув найденные слова двумя чертами. – Тайну русского языка об этих словах прочтите в учебнике. – Как называются слова, без которых предложение не может существовать? |
Выполняют упражнения; осуществляют коллективный разбор трех предложений с записью в тетради по образцу; отвечают на вопросы; выполняют задания |
Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой де-ятельности; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Упражнение |
V. Закрепление знаний Самостоятельная работа |
Индивидуальная. Практический. Упражнение |
Организует работу с упражнением 5 по заданию (учебник) |
Самостоятельно выполняют упражнение |
Учатся работать по предложенному учителем плану |
Упражнение |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Что входит в грамматическую основу предложения? – Как подчеркиваются главные члены предложения? – Оцените свою работу на уроке |
Отвечают на вопросы учителя |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Беседа по вопросам. Саморегуляция |
VII. Домашнее задание. Главные члены предложения |
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя |
– Выпишите из любой сказки 3 предложения, определите и подчеркните в них главные члены |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
Упражнение |