Урок «Предложение. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»
МБОУ «Школа №41» г. Рязани
Конспект открытого урока русского языка
во 2 классе по теме:
«Предложение.
Подлежащее и сказуемое –
главные члены предложения».
Подготовила:
учитель начальных классов
Калинина С. В.
2022 г.
Учебный предмет: русский язык
УМК: «Школа России»
Тема урока: Предложение. Главные члены предложения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: научить распознавать предложения, выделять главные члены предложения.
Задачи урока:
Обучающие: 1) познакомить с признаками главных членов предложения
2) формировать умение находить подлежащее и сказуемое
в предложении, соотносить подлежащее и сказуемое
с основой предложения
Развивающие: 1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти
познавательную учебную задачу урока, осуществлять её
решение под руководством учителя
2) развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать,
видеть цель, добиваться результата;
3) развивать умение оценивать результаты своей
деятельности
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества
Ожидаемые результаты:
Личностные: 1) формирование мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
2) развитие навыков сотрудничества с учителем и
одноклассниками в процессе совместной деятельности
на уроке
Предметные: обучающийся узнает, что такое подлежащее и сказуемое; научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях;
Метапредметные:
Познавательные: обучающийся научится:
выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;
работать с информацией в учебнике;
осуществлять сравнение, анализ, обобщать;
выдвигать гипотезы, рассуждать.
Регулятивные: обучающийся научится:
удерживать учебную задачу;
составлять план действий;
осуществлять контроль и взаимоконтроль.
Коммуникативные:
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
допускать возможность существования разных точек зрения.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Учащиеся знакомы с понятиями слово, предложение, члены предложения, что предложение имеет свою грамматическую основу, что основу предложения составляют главные члены предложения.
Этапы урока и хронометраж:
1.Оргмомент – 1 мин
2.Актуализация знаний – 9 мин
3.Постановка новой учебной задачи – 3 мин
4. Открытие нового знания – 11 мин
Физкультминутка – 1 мин
5. Этап первичного применения новых знаний – 5 мин
6. Этап закрепления и обобщения полученных знаний – 5 мин
7. Подведение итогов, оценки, рефлексия – 3 мин
8. Домашнее задание – 2 мин
Содержание урока (в таблице)
|
Этапы урока |
Деятельность учителя и учащихся |
Формирование УУД |
I. |
Организационный момент.
|
Здравствуйте, ребята! Слайд 1. В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Слайд 2. А девизом нашего урока будут такие слова: Думать - коллективно! Решать - оперативно! Отвечать - доказательно! Бороться - старательно! И открытия нас ждут обязательно! Прошу садиться. Сегодня на уроке мы изучаем новый материал, желаю вам успеха и удачи в приобретении новых знаний. |
Личностные: доброжелательное отношение друг к другу; положительный эмоциональный настрой на урок Коммуникативные: умение слушать друг друга, вступать в диалог.
|
II. |
Актуализация знаний
Минутка чистописания
Словарно-орфографическая работа |
У: -Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Узнайте по описанию, о каком времени года я сейчас говорю. Солнце греет и печёт -Назовите первый звук в данном слове. (В слове «весна» первый звук [в`]) -Охарактеризуйте данный звук. ([в`]-согласный, парный звонкий, парный мягкий) - Какой буквой обозначается [в`]? Вспомним правильное написание строчной и заглавной буквы В. -Образец прописан на доске. Пропишите в тетради самостоятельно образцы букв. - Подчеркните самую красивую букву. -Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, являющемся символом весны и светлого праздника. -Отгадайте, с каким новым словарным словом мы познакомимся на уроке? Для этого нам необходимо выполнить ряд заданий, а помогут нам в этом слова. Слайд 4. Кит, проталины, ручка, сипуха, секретарь. 1-я буква в этом слове обозначает мягкий согласный звук в названии небольшой хищной птицы, встречающейся на всех континентах кроме Антарктиды. 2-я буква обозначает гласный звук в односложном слове. 3-я буква с неё начинается название предмета, без которого не обойтись на уроке русского языка. 4-я буква дважды встречается в названии птицы, обитающей в Африке. 5-я буква – вы найдёте в последнем слоге многосложного слова, обозначающую непарный звонкий согласный звук. 6-я буква – не обозначает звука в словах. Что это за слово? Сирень. (Вывешивается словарное слово) Сирень – это символ весны, символ Победы! В мае 1945 года советских воинов-освободителей, возвращавшихся домой, везде встречали ветками сирени. Время было тяжелое, жили впроголодь, и было совсем не до оранжерей с цветами. - Пропишите это слово всю строчку, обозначив орфограмму графически. (В данном слове встречается безударная гласная, непроверяемая ударением» и «ь»-показатель мягкости предшествующего согласного звука. Запомните написание этого слова. Подберите однокоренные слова, помните, что корень в однокоренных словах пишется одинаково. |
Познавательные УУД: Логические: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
Регулятивные: контроль в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Коммуникативные УУД: участие в диалоге, умение слушать одноклассников |
III. |
Определение темы урока. Целеполагание. |
Запись на доске: Слайд 5. - Прочитайте слова, записанные на доске, образуют ли они предложение? Душистая, в, распустилась, май, сирень. - Составьте предложение из данных слов? Какое предложение у вас получилось? Душистая сирень распустилась в мае. - Запишем это предложение. (Ученик записывает это предложение с комментированием, остальные учащиеся записывают в тетради). - Как оформляются предложения на письме? (1-е слово записываем с большой буквы, в конце предложения ставится точка или другой знак препинания). -От чего зависит выбор знака препинания в конце предложения? Что поставим в конце предложения? Почему? Охарактеризуем предложение по цели высказывания и интонации. - Проверьте, все ли слова записали правильно. Если допущена ошибка, исправьте. Прочитайте еще раз предложение. Почему данная запись является предложением? (Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу, грамматически и выражающие законченную мысль). - Что придаёт смысл предложению? (Главные члены предложения). Слайд 6. - Сформулируйте тему нашего урока. (Предложение. Главные члены предложения.) - Кто из вас догадался, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (Составлять предложения, выделять главные члены, узнаем, как они называются.) Слайд 7. - Найдём главные члены предложения. Поможет нам в этом алгоритм нахождения главных членов предложения. Алгоритм нахождения главных членов в предложении. 1. О ком или о чём говорится в предложении? Задай вопрос к этому слову. 2. Главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» является подлежащим, подчеркни его одной чертой. Напиши, чем выражено подлежащее? 3. Найди слово, поясняющее подлежащее. Оно может отвечать на вопросы «что делает?», «что делают?», «что делал?», что будет делать? что сделает? – это сказуемое, подчеркни его двумя чертами. Напиши, чем выражено сказуемое. 4. Подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу предложения. Пометь главные члены крестиками, соедини двойной стрелкой. Прочитай грамматическую основу предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении. - О чём говорится в предложении? (О сирени) Что? Сирень - главный член предложения, отвечающий на вопрос «что?» подчеркнем одной чертой. Выражен он именем существительным. Слайд 8. - Что говорится о сирени? Найдем слово, поясняющее слово «сирень». (Сирень что сделала? распустилась). Это главный член предложения, выраженный глаголом, подчеркнем двумя чертами. -Назовём главные члены предложения в том порядке, в котором они следуют в предложении? (Сирень распустилась.) - Главные члены образуют грамматическую основу предложения. Она выражает в предложении главную мысль. Прочитаем предложение без главных членов. (Оно потеряло смысл). Вывод: в предложении есть слова, которые придают ему смысл. |
Познавательные УУД: самостоятельное выделение учебной задачи Личностные УУД: Самоопределение (формирование мотивации к изучению новой темы)
Познавательные УУД: общеучебные: -работа по алгоритму; логические: построение логической цепи рассуждения; подведение под понятия; выдвижение гипотез, их обоснование Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
IV. |
Физкультминутка |
Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. |
|
V. |
Открытие нового знания |
Стук в дверь. Входят двое детей Подлежащее и Сказуемое (На форме написаны вопросы, на головах шапки магистров с соответствующими надписями) Вместе: Здравствуйте, ребята! Подлежащее: Мы из страны Грамматики. Сорока на хвосте принесла нам новость, что сегодня вы будете изучать... Вместе: главные члены предложения. Подлежащее: Я – подлежащее! Сказуемое: А я – сказуемое! Между собой мы очень дружны. Подлежащее: Я обозначаю о ком или о чем говорится в предложении и отвечаю на вопрос кто? или что? Сказуемое: Я обозначаю, что говорится о подлежащем (показывает в сторону подлежащего) и отвечаю на такие вопросы как: что делает? что делают? что делал? что делали? что сделает? что сделают? Подлежащее: Меня в предложении подчеркивают одной чертой. Сказуемое: А меня, сказуемое - двумя чертами. Подлежащее: С нами вы будете встречаться в каждом предложении. Сказуемое: А чтобы легко нас найти, мы раздадим вам о себе информацию. Вместе: до свидания! Слайд 8-9 Итак, ребята, от наших гостей вы узнали, как называются главные члены предложения. Так как же называются главные члены предложения? На какие вопросы они отвечают? Как подчёркиваются в предложении. |
|
VI. |
Этап первичного применения новых знаний. |
Ребята, прочитайте еще раз определение главных членов предложения. (Про себя). А теперь поработайте в парах. Посмотрите на доску, составьте предложения и подчеркните главные члены, используя алгоритм нахождения главных членов. Над цветочной поляной порхают бабочки. Птицы в лесах поют звонкие песни. Слайд 10-11 Итак, мы разобрали, как находить подлежащее и сказуемое, а теперь давайте самостоятельно попробуем выполнить именно это в парах. |
Познавательные УУД: логические УУД: синтез как составление целого из частей; анализ с выделением существенных признаков регулятивные УУД: целеполагание (принятие практической задачи); умение удерживать учебную задачу; планирование (составление плана и последовательности действий); контроль (умение осуществлять самоконтроль и взаимный контроль) Личностные УУД: смыслообразование (установление учащимися значения результатов своей деятельности) Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог |
VII |
Этап закрепления и обобщения полученных знаний. |
Игра «Лови ошибку». Слайд 12 - Я читаю грамматические основы, услышите ошибку – хлопайте в ладоши. Ученики пишут, мама стирает, старенькая бабушка, папа пилит, дедушка на рыбалке, малыш спит, моя кукла, старший брат.
|
Познавательные УУД: формирование умений самостоятельно применять новые знания в различных ситуациях, обеспечить закрепление в памяти полученных знаний |
VIII |
Подведение итогов, оценки, рефлексия. |
- Какую цель урока мы перед собой ставили? Слайд 13
|
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные УУД: самопознание и самоопределение, самооценка.
|
IX |
Домашнее задание. |
Выучить определения подлежащего и сказуемого, привести свои примеры, стр.70 упр.340 |
|
Подлежащее – главный член предложения. Обозначаю о ком или о чём говорится в предложении. Отвечаю на вопросы кто? или что? В предложении меня подчёркивают одной чертой.
|
Сказуемое – главный член предложения. Поясняю подлежащее и отвечаю на вопросы: что делает? что делают? что делал? что сделает? что сделают?
|
Подлежащее – главный член предложения. Обозначаю о ком или о чём говорится в предложении. Отвечаю на вопросы кто? или что? В предложении меня подчёркивают одной чертой. |
Сказуемое – главный член предложения. Поясняю подлежащее и отвечаю на вопросы: что делает? что делают? что делал? что сделает? что сделают? В предложении меня подчёркивают двумя чертами.
|
Подлежащее – главный член предложения. Обозначаю о ком или о чём говорится в предложении. Отвечаю на вопросы кто? или что? В предложении меня подчёркивают одной чертой. |
Сказуемое – главный член предложения. Поясняю подлежащее и отвечаю на вопросы: что делает? что делают? что делал? что сделает? что сделают? В предложении меня подчёркивают двумя чертами.
|
Подлежащее – главный член предложения. Обозначаю о ком или о чём говорится в предложении. Отвечаю на вопросы кто? или что? В предложении меня подчёркивают одной чертой. |
Сказуемое – главный член предложения. Поясняю подлежащее и отвечаю на вопросы: что делает? что делают? что делал? что сделает? что сделают? В предложении меня подчёркивают двумя чертами.
|
Легоцкая Вера Сергеевна
Голдина Лилия Вильевна