Урок русского языка «Главные члены предложения»
Учитель русского языка и литературы сш.им.М.Ауезова с.Ушконыр Карасайского района Алматинской области
Тема: Главные члены предложения.
Тип урока: урок- путешествие.
По завершению работы должны: знать понятие главные члены предложения; алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении;
Уметь:
- находить глав ные члены предложения в предложении, задавать вопросы к главным членам предложения, графически обозначать главные члены в предложении, вырабатывать грамотное письмо;
- развивать творчество учащихся по предмету, развивать мышление;
Прививать люб
овь к русскому языку, воспитывать толерантное отношение друг к другу.
І. Орг.момент
Цель: снятие психологического напряжения, настрой на работу.
Слово учителя.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, чему мы с вами научились за это время. Мы очень рады гостям и рады показать все, что мы умеем и знаем. Вы, пожалуйста, не волнуйтесь, настраивайтесь на работу.
ІІ.Опрос домашнего задания
Цель: актуализация знаний
Ребята, а с какой темой мы знакомились на прошлом уроке? Внимательно посмотрите на доску.
Листья разноцветные - Разноцветные листья лежат на земле.
Золотая осень - Наступила золотая осень.
Шуршащий ковер - Под ногами пестреет шуршащий ковер.
Даны две колонки слов, в какой из них словосочетания? Как вы определили, что это словосочетания? Определите в данных словосочетаниях главное и зависимое слово и определите вид связи . Что записано во второй колонке? Как вы определили, что это предложения? На какие две группы делятся члены предложения? Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? Какова тема нашего урока? Запишем ее в тетрадь. А цель урока? Что мы должны знать в конце урока? А что уметь?
Запишите предложения в тетрадь, обозначьте грамматическую основу.
ІІІ. Новая тема
Цель: научиться находить главные члены предложения в тексте; применять правило в практической ситуации.
Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие в сказочное королевство Предложение. Пока мы будем идти в сказочное королевство, я расскажу вам сказку. Жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по -разному. Король любил костюм из существительного и местоимения в именительном падеже, Королева чаще всего бывала в платье из глагола. Вот мы с вами и пришли в сказочное королевство Предложение и первая остановка в нем"Портняжкин дом", в этом доме шьют наряды для короля и королевы. Вам предстоит интересное дело- помочь храбрым портняжкам сшить наряды для правителей королевства. На партах у вас лежат листы с напечатанными текстами:
Петя...морем. ...меняется на глазах каждый час. Штормовой ...гонит крупную зыбь. От этой зыби на воде образовываются пенные .... То оно ... барашками. Слова для справок: залюбовался,оно, играет, цепочки, ветер
Вы должны правильно подставить недостающий главный член предложения, графически их обозначить и указать, какой частью речи выражены главные члены предложения. Из какого литературного произведения взят данный отрывок? Ребята, какие наряды вы помогли сшить храбрым портняжкам?
Наше путешествие продолжается, мы добрались до следующей остановки- королевский Дома книги. В этом доме огромное количество книг и учебников, есть и тот, по которому мы занимаемся. Заглянем в Дом книги, найдем на книжной полке учебник русского языка для 6 класса. Откройте учебники, найдите упражнение 5. Из данного текста выпишите только грамматическую основу, определите, какими частями речи выражены главные члены предложения.
Ребята, легко ли было найти главные члены предложения? Везде присутствовали подлежащие и сказуемое? Может ли предложение существовать без них? А без одного члена предложения? Так вот, предложения, которые состоят из двух главных членов предложения называются ДВУСОСТАВНЫМИ, а предложения, состоящие либо только из подлежащего, либо только из сказуемого- ОДНОСОСТАВНЫМИ. На стр. 122 нам дано понятие, давайте с ним познакомимся.
Ребята, а мы путешествуем дальше. Мы находимся в игровом зале королевского дворца"Составь предложение". Детям раздаются таблички со словами, из них нужно составить предложение и определить главные члены предложения.
(Предложения: Скоро наступит долгожданная зима. На дворе стоит пасмурная ненастная осень. Ребята с нетерпением ждут наступления зимы. Зима принесет свои радости и подарки).
IV. Закрепление
Цель: выявление степени понимания теоретического материала. Закрепление изученного.
Ребята, пришло время возвращаться из сказочного путешествия королевства Предложение. Но вот беда! За время путешествия в карманах наших костюмов образовались дыры, их необходимо залатать. А залатать их можно не иглой и нитками, а правильными ответами на вопросы, которые скрываются на заплатках. (Вопросы заранее записываются на заплатках, которые крепятся магнитом к доске. Ученики поочередно выходят к доске, отрывают заплатки, читают вопрос и отвечают на него. Заплатка прикрепляется на место в том случае, если ответ дан правильный. )
Вопросы:
Может ли существовать предложение без главных членов предложения? Ответ докажите.
На какие вопросы отвечают чаще всего главные члены предложения?
Какими частями речи выражены главные члены предложения?
Для чего служат главные члены предложения?
Определите главные члены предложения. В темном лесу хлопочут с утра до вечера белки.
V. Вывод
Цель: подведение итогов урока.
Карманы мы залатали, теперь можно отправляться назад в страну "Школяндию". Урок наш закончился, но не закончилось путешествие в сказочное королевство Предложение, мы его продолжим на следующих уроках.
А теперь подведем итоги нашего путешествия.
Что на уроке вы сегодня узнали нового? Что особенно показалось интересным? Чему научились? С какими ключевыми словами мы познакомились?
VI. Домашнее задание
Дифференцированное домашнее задание.
Комментирование оценок.
Благодарю всех за урок!