Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе
Тема урока: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
УМК: Школа России, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Ресурсы: |
Информационные ресурсы, в т.ч. электронные, дидактический материал (дополнительная литература): Русский язык, 2 класс. Учебник для образовательных организаций в 2 частях. Ч.1. /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 4 изд. – М.: Просвещение, 2014. Образовательный портал uchi.ru Диагностический материал ( РТ, КИМы и др.): Рабочая тетрадь по русскому языку (2 классы). Канакина В.П. 2014. |
Технологическая карта урока
Тема урока |
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения |
||
Цель урока (в соответствии с примерной рабочей программой) |
Продолжить создать условия для формирования умения находить в предложении главные члены (основу); Создать условия для развития умения читать схему, находить в предложении главные члены, выделять их; |
||
Тип урока |
Урок открытия «нового» знания |
||
Основные термины и понятия (которые освоят ученики в результате изучения темы) |
Главные члены предложения, подлежащее, сказуемое |
||
Межпредметные связи
|
общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи
|
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
Формируемые 1) знания: Знакомство с подлежащим и сказуемым, усвоение этих понятий. 2) умения: читать схему, находить в предложении главные члены, выделять их. |
Формируемые УУД: Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: умеют планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; признают возможность существования различных точек зрения. Ученик получит возможность научиться (факультативно повышенный уровень): Выполнять логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений). |
Будут созданы условия для формирования у ученика: мотивации к учебной деятельности; осуществлению сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принятию и освоению социальной роли обучающегося. |
|
Этапы урока |
|||
Формы, методы, приемы организации учебной деятельности учителем (краткое содержание предлагаемых учебных ситуаций, заданий, основных вопросов). |
Деятельность учащихся |
||
1. Мотивационно-ориентировочный этап |
|||
Маленькая, мороженое, ест, девочка. - Прочитайте. Что это? (слова) (Слайд) - Давайте составим из этих слов предложение. - Но сначала скажите, что мы называем предложением? (Это слово или несколько слов, выражающие законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу). - Итак, составим предложение. (Слайд) Маленькая девочка ест мороженое. - Запишите это предложение к себе в тетрадь. - Как нужно записывать предложение? (с заглавной буквы) - Что ставится в конце предложения? (точка) - Не забывайте о правильной посадке при письме. - Сейчас вам нужно будет выполнить задание в группах (карточка). - Первая группа, имеет ли предложение смысл без первого слова? (Да) Почему? - Вторая группа, имеет ли предложение смысл без второго слова? (Нет) Почему? - Третья группа, имеет ли предложение смысл без третьего слова? (Нет) Почему? - Какой можно сделать вывод? Вывод: (делают дети) Без первого и третьего слова предложение не имеет смысла. Как вы считаете, почему? |
Вспомнят понятие, изученное на прошлых уроках. Запишут предложение в тетрадь. Вспомнят правила работы в группе, будут работать сплоченно. Проанализируют полученную информацию и назовут тему сегодняшнего урока. Вспомнят признаки имени существительного. Откроют учебник. Прочитают и проанализируют правило, чтобы ответить на поставленные вопросы. Вспомнят признаки имени существительного. Прочитают и проанализируют правило, чтобы ответить на поставленные вопросы. Сделают выводы.
|
||
1.2. Целевая основа деятельности (выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения, формулирование учебной задачи, цели учебной деятельности). Учитель спрашивает, кто догадался, как называется тема урока. (Версии: главные слова, предложение, члены и т.д.) Учитель, услышав, какое-нибудь слово из темы урока постепенно открывает название темы урока. Итак, предложение – это слово или несколько слов, выражающие законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Давайте, проверим, так ли это. Один обучающийся выходит к классному компьютера и выполняет задание. (2/Уроки/Словосочетание и предложение/Главные члены предложения/Знакомимся с главными членами предложения)
Учитель создает условия для осознания темы. На данном этапе: -по результатам интерактивного задания ребята приходят к теме урока и формулируют цель. (Ребята, кто догадался, Чему нам предстоит сегодня научиться?) |
- Мы научимся находить в предложении главные члены, выделять их. |
||
2. Поисковый этап (планирование деятельности) |
|||
2.1. Планирование деятельности (поиск способов выхода из затруднения, составление коллективного плана решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др.) Педагог предлагает обучающимся определиться с маршрутом («Что и в какой последовательности будем выполнять для достижения поставленной задачи?») на этом этапе осуществляется: -прогнозирование деятельности; -коллективное составление плана; |
|||
2.2. Фиксация плана. |
1. Мы уже знаем, что такое предложение, что существуют слова, без которых теряется смысл (главные члены предложения). Нам предстоит выяснить, какие признаки имеют эти слова. Научится находить эти слова в предложении и правильно выделять. |
||
3. Практический этап (реализация плана) |
|||
Учитель предлагает выполнить задание учебника в парах (С.32 упр.35). Необходимо соотнести схему с представленными предложениями. – Рассмотрите схему. Прочитайте. – Какие члены предложения называются главными? – На какие вопросы отвечают? – Расскажите по схеме, как найти в предложении подлежащее и сказуемое. А теперь прочитаем правила. |
Обучающиеся наблюдают за языковыми фактами, делают предположения, приходят к выводам. После чего сравнивают свои выводы с правилом учебника. |
||
Чтобы научиться применять правило, находить и верно обозначать подлежащее и сказуемое, учитель предлагает посмотреть на алгоритм определения главных членов предложения (упр.37), после чего выполнить упр. 36 (с.33). На данном этапе осуществляется: - применение знаний в стандартной ситуации, формирование умений, предметных способов действий; - проверка алгоритма; - контроль, самоконтроль, внесение корректив. Далее рассматривают схему |
Ребята учатся находить подлежащее и сказуемое при помощи алгоритма самостоятельно. Взаимопроверка. Отмечают на полях верно выполненное задание. |
||
Учитель предлагает к выполнению творческие, учебно-познавательные и учебно-практические задачи. На данном этапе осуществляется: - включение «нового» знания в существующую у детей систему знаний и умений; - самостоятельное выполнение и конструирование новых способов действий; - обобщение и систематизация знаний. |
Упражнение 23 в рабочей тетради (вписывают в предложения пропущенные слова и подчеркивают главные члены). Упражнение 23 в рабочей тетради (составить с каждым словом нераспространенное предложение и записать его). На полях тетради отметить правильность выполнения. |
||
Учитель разбивает класс на группы по 4 человека с разным уровнем обученности. Каждой группе даёт карточку с заданием (одно предложение для разбора). На данном этапе осуществляется: - применять полученные знания на практике; - овладение умением работать в парах и группах; - грамотное построение речевого высказывания, умение доносить свою мысль до партнёра, слушать собеседника. - осуществление контроля своей деятельности и деятельности партнёров. |
В каждой группе один ученик устанавливает связь слов в предложении, другой находит главные члены, третий – орфограммы в словах, четвёртый даёт характеристику предложению. |
||
4. Рефлексивно-оценочный этап |
|||
4.1. Рефлексия результатов деятельности |
Что полезного и нового узнали для себя на уроке? Как вы думаете, может ли существовать предложение с одним из главных членов? На других уроках мы ещё к этому вопросу вернемся, и тогда, возможно, сможем ответить на этот вопрос. |
||
4.2. Рефлексия способов деятельности |
Продолжите предложения: Я научился… Я узнал на уроке… Достигнута ли цель урока? |
||
4.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения |
Что для вас показалось сложным? Что было интересным? |
||
4.4. Домашнее задание |
На выбор: ● Учебник: с.33, упр. 36. ● Учи.ру. (Словосочетание и предложение/Главные члены предложения/Главный член предложения- подлежащее.) |