Конспект урока русского языка «Главные члены предложения. Подлежащее», (8 класс)
Конспект урока русского языка
Главные члены предложения. Подлежащее. (8 класс)
Тип урока: урок систематизации знаний.
Цель урока - развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего.
Задачи урока:
Образовательные:
обобщение и систематизация изученного по теме «Главные члены предложения»; закрепление у учащихся навыка нахождения грамматической основы, определения способов их выражения; формирование орфографических и пунктуационных навыков: формирование языковой и речевой компетенций; совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи;
развить умение находить грамматическую основу;
вспомнить виды словосочетания;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.
Развивающие:
развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности), овладение нормами литературного языка.
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
предметные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубление знаний о подлежащем, как главном члене предложения, формирование умения синтаксического анализа предложений и морфологического анализа слов разных частей речи.
метапредметные: владение аудированием и чтением, говорением и письмом, умение определять цель предстоящей деятельности, строить логическую цепочку (схему), конструировать текст, создавать письменный текст по заданной модели, способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, умение определять результаты учебной деятельности,
личностные: формирование умения самооценки, стремление к речевому самосовершенствованию, личностной самостоятельности при работе в группе, раскрытию творческих возможностей.
Технологии урока:
Информационно – коммуникационная технология (использование медиаресурсов);
Технология здоровьесбережения (физкультминутка);
Игровые технологии (творческие задания);
Традиционная технология (сохранена структура урока).
Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приёмы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, работа со схемой-кластером, прием целеполагания, алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.
Методы обучения: словесный (беседа), практический (работа с книгой, упражнения), творческий.
Оборудование: учебник, компьютер, презентация.
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Желаю вам плодотворной работы не только сегодня на уроках, но и в течение всей рабочей недели. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, поэтому самое время приступить к работе.
Для начала проверьте свою готовность к уроку. На столе у вас должны быть ручка, тетрадь, учебник.
Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и «классная работа». Одну строчку пропустите, чуть позже мы запишем тему урока.
Кто выполнит задание, поднимите на меня глазки, чтобы я видела вашу готовность продолжать работу.
Обобщение ранее изученного. Слайд 1.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
- Ребята, докажите, что данная запись – это текст. Назовите признаки текста.
Проверка работ (работа в парах). Выставление оценок в тетрадях.
- Из следующего предложенного текста выпишите словосочетание (по одному примеру): 1 вариант - именное, 2 вариант – глагольное.
Слайд 2.
- Выпишите словосочетание (по одному примеру): 1 вариант - согласование, 2 вариант – управление.
Проверка работ (работа в парах). Выставление оценок в тетрадях.
- Чем предложение отличается от словосочетания?
Предложение – единица общения. Предложение выражает законченную мысль. Предложение характеризуется интонационной законченностью. Предложение имеет грамматическую основу. В устной речи предложения отделяются паузами, а на письме – знаками препинания. |
Словосочетание – это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Одно из них является главным, а другое зависимым |
- Скажите, а без чего предложение не может существовать? (Без грамматической основы)
- Ребята, отгадайте, о чём идет речь: «Это главный член предложения, обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым. Отвечает на вопросы: Кто? Что?» (Подлежащее)
Актуализация знаний.
- Правильно, это подлежащее. Сформулируйте тему урока.
(Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее).
- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия?
(Будем формировать умение находить грамматическую основу предложения, выясним способы выражения подлежащего)
Физкультминутка. Ручки у на ещё не сильно устали, давайте глазкам дадим отдохнуть.
Усвоение новых знаний. Слайд 3.
Проблемный вопрос.
- Как разграничить подлежащее, выраженное именем существительным в форме именительного падежа, и дополнение, выраженное формой винительного падежа?
Клён намочил дождь.
Хороший снежок урожай сбережет.
Проспект засыпал снег.
Кленовый лист срывает ветер сильный.
- Найти грамматическую основу предложения и дополнение в каждом предложении. Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.
- Ваша задача - совместно заполнить первый ряд таблицы “Загадки членов предложения”. Все остальные мы будем заполнять на последующих уроках, когда речь пойдет о других членах предложения. Слайд 4.
- Проанализируйте предложенные предложения. Слайд 5.
- Заполните первый ряд таблицы “Загадки членов предложения”. (Можно плюсики поставить).
- Обобщите полученный результат.
- Составьте связный ответ “Способы выражения подлежащего”.
Закрепление изученного материала. Выполнение упр. № 90. Стр. 47.
Рефлексия деятельности. Слайд 6.
Подведение итогов работы.
Продолжите фразу:
Грамматическая основа – это….
Подлежащее – это ….
Подлежащее может быть выражено……
«Поезд». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагается опустить «веселое личико» в вагончик, указывающий на задание, которое было интересно выполнять и легко, а «грустное личико» - в вагончик, который символизирует задание, показавшееся неинтересным или сложным. Слайд 7.
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок за урок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
-
Параграф 17, стр. 46. Стр. 47, упражнение № 93.
Творческое домашнее задание: составьте предложения с подлежащими, выраженными разными частями речи. (См. образец работы в классе).