Конспект урока русского языка «Главные члены предложения. Подлежащее», (8 класс)

0
0
Материал опубликован 2 January 2018

Конспект урока русского языка

Главные члены предложения. Подлежащее. (8 класс)

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель урока - развить понятие о членах предложения, о способах вы­ражения подлежащего.

Задачи урока:

Образовательные:

обобщение и систематизация изученного по теме «Главные члены предложения»; закрепление у учащихся навыка нахождения грамматической основы, определения способов их выражения; формирование орфографических и пунктуационных навыков: формирование языковой и речевой компетенций; совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи;

развить умение находить грамматическую основу;

вспомнить виды словосочетания;

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.

Развивающие:

развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности), овладение нормами литературного языка.

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения работы в парах.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

предметные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубление знаний о подлежащем, как главном члене предложения, формирование умения синтаксического анализа предложений и морфологического анализа слов разных частей речи.

метапредметные: владение аудированием и чтением, говорением и письмом, умение определять цель предстоящей деятельности, строить логическую цепочку (схему), конструировать текст, создавать письменный текст по заданной модели, способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, умение определять результаты учебной деятельности,

личностные: формирование умения самооценки, стремление к речевому самосовершенствованию, личностной самостоятельности при работе в группе, раскрытию творческих возможностей.

Технологии урока:

Информационно – коммуникационная технология (использование медиаресурсов);

Технология здоровьесбережения (физкультминутка);

Игровые технологии (творческие задания);

Традиционная технология (сохранена структура урока).

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приёмы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, работа со схемой-кластером, прием целеполагания, алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Методы обучения: словесный (беседа), практический (работа с книгой, упражнения), творческий.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

Орг. момент.

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Желаю вам плодотворной работы не только сегодня на уроках, но и в течение всей рабочей недели. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, поэтому самое время приступить к работе.

Для начала проверьте свою готовность к уроку. На столе у вас должны быть ручка, тетрадь, учебник. 

Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и «классная работа». Одну строчку пропустите, чуть позже мы запишем тему урока.

Кто выполнит задание, поднимите на меня глазки, чтобы я видела вашу готовность продолжать работу.

Обобщение ранее изученного. Слайд 1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

- Ребята, докажите, что данная запись – это текст. Назовите признаки текста. 

Проверка работ (работа в парах). Выставление оценок в тетрадях. 

- Из следующего предложенного текста выпишите словосочетание (по одному примеру): 1 вариант - именное, 2 вариант – глагольное.

Слайд 2.


- Выпишите словосочетание (по одному примеру): 1 вариант - согласование, 2 вариант – управление.

Проверка работ (работа в парах). Выставление оценок в тетрадях. 

- Чем предложение отличается от словосочетания?

Предложение – единица общения.

Предложение выражает законченную мысль.

Предложение характеризуется интонационной законченностью.

Предложение имеет грамматическую основу.

В устной речи предложения отделяются паузами, а на письме – знаками препинания.

Словосочетание – это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Одно из них является главным, а другое зависимым

- Скажите, а без чего предложение не может существовать? (Без грамматической основы)

- Ребята, отгадайте, о чём идет речь: «Это главный член предложения, обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым. Отвечает на вопросы: Кто? Что?» (Подлежащее)

Актуализация знаний.

- Правильно, это подлежащее. Сформулируйте тему урока.

(Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее).

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия?

(Будем формировать умение находить грамматическую основу предложения, выясним способы выражения подлежащего)

Физкультминутка. Ручки у на ещё не сильно устали, давайте глазкам дадим отдохнуть.

Усвоение новых знаний. Слайд 3.

Проблемный вопрос.

- Как разграничить подлежащее, выраженное именем существительным в форме именительного падежа, и дополнение, выраженное формой винительного падежа?

Клён намочил дождь.

Хороший снежок урожай сбережет.

Проспект засыпал снег.

Кленовый лист срывает ветер сильный.

- Найти грамматическую основу предложения и дополнение в каждом предложении. Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.

- Ваша задача - совместно заполнить первый ряд таблицы “Загадки членов предложения”. Все остальные мы будем заполнять на последующих уроках, когда речь пойдет о других членах предложения. Слайд 4.

- Проанализируйте предложенные предложения. Слайд 5.


- Заполните первый ряд таблицы “Загадки членов предложения”. (Можно плюсики поставить).

- Обобщите полученный результат.

- Составьте связный ответ “Способы выражения подлежащего”.

Закрепление изученного материала. Выполнение упр. № 90. Стр. 47.

Рефлексия деятельности. Слайд 6.

Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Грамматическая основа – это….

Подлежащее – это ….

Подлежащее может быть выражено……

  «Поезд». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагается опустить «веселое личико» в вагончик, указывающий на задание, которое было интересно выполнять и легко, а «грустное личико» - в вагончик, который символизирует задание, показавшееся неинтересным или сложным. Слайд 7.


- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок за урок.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  • Параграф 17, стр. 46. Стр. 47, упражнение № 93.

    Творческое домашнее задание: составьте предложения с подлежащими, выраженными разными частями речи. (См. образец работы в классе).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.