12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белова Татьяна Анатольевна72

Учитель физики МОБУ «Академическая СОШ»

Белова Татьяна Анатольевна

Тема урока: Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость.

Цель  урока:

Способствовать восприятию и усвоению учебного материала по теме «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость»; научить применять  полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, решения физических задач.

 Задачи:

-    обучающие: дать представление о глазе, как об оптической системе

- развивающие: формирование навыков исследовательской деятельности,  формирование  информационной компетентности учащихся, повышение коммуникативной культуры, расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к физике;

- воспитательные: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников, воспитание умения общаться друг с другом, умения излагать и отстаивать свою точку зрения,  вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

3

Световые явления

Глаз как оптическая система.

Исправление близорукости и дальнозоркости

 «Оптические иллюзии»

 

ЦОР

 

 

 

ЦОР

 

Компьютерная презентация

Компьютерная интерактивная графика.

 

Компьютерная интерактивная графика.

Презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba083-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_8.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ab190583-2e55-48ab-bfe5-0aa455aeb6be/9_146.swf

 

 

 

Ход урока:

I Организационный момент. Актуализация знаний.

II Повторение. Проверка знаний.

- Кто и когда получил первую фотографию? Опишите принцип действия фотоаппарата?

- Охарактеризуйте изображение, даваемое объективом фотоаппарата.

III Изучение нового материала.

1. Постановка целей и задач урока.

- Как устроен глаз человека? Какие его части образуют оптическую систему? Каким является изображение, получаемое на сетчатке глаза.

- Какие  преимущества дает зрение двумя глазами.

- Что такое аккомодация, поле зрения.

- Недостатки зрения и их исправление.

2. Получение новых знаний.

Одним из самых совершенных «приборов», которым природа снабдила человека и животных, является глаз. Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире человек получает через глаза.

 

ЦОР «Световые явления. Глаз как оптическая система».

 Строение глаза. Слайд 2.

 

  Изображение предмета на сетчатке. Слайд 3.

 

 

Аккомодация. Расстояние наилучшего зрения. Слайд 4.

 

 

Кратковременная лабораторная работа «Особенности зрения человека».

1.      Повернитесь лицом к свету и посмотрите на зрачки друг друга. Отвернитесь от света и опять посмотрите на зрачки. Что вы наблюдали? Объясните наблюдаемое явление.

Расширяясь или сужаясь, зрачок регулирует количество проникающего в глаз света.

2.      Держите книгу перед глазами на расстоянии около 30 см. смотрите мимо книги на противоположную стену. Хорошо ли видны буквы? Далее посмотрите на книгу. Как теперь видны буквы? Хорошо ли видна противоположная стена? Какой можно сделать вывод?

Глаз не может одновременно хорошо различать предметы, находящиеся на различных расстояниях.

3.      Выберите на стене какую-либо отметку. Не двигая головой, выполните следующие задания:

а) Найдите отметку правым глазом (левый глаз закрыт). Заметьте, какую часть стены вы видите. Это – поле зрения правого глаза.

б) Определите поле зрения левого глаза, Совпадают ли поля зрения правого и левого глаз?

в) Посмотрите на отметку двумя глазами. Насколько увеличилась видимая область? Какой можно сделать вывод?

Благодаря наличию двух глаз увеличивается поле зрения.

4.      Держа в вытянутой руке колпачок от ручки, закройте один глаз и попробуйте попасть ручкой в колпачок. Легко ли это сделать? Попробуйте выполнить тот же опыт с двумя открытыми глазами, Сделайте вывод о значении зрения двумя глазами.

Благодаря наличию двух глаз мы можем различать, какой из предметов находится ближе, какой дальше от нас.  Дело в том, что на сетчатке правого и левого глаза получаются отличающиеся друг от друга изображения (соответствующие взгляду на предмет как бы справа и слева). Чем ближе предмет, тем заметнее это различие. Оно и создает впечатление разницы в расстоянии. Эта же способность зрения позволяет видеть предмет объемным.

Слайд 5.

 

 Недостатки зрения. Слайд 7.

ЦОР «Исправление близорукости и дальнозоркости».

Гимнастика для глаз.

1.      Горизонтальные движения глаз: вправо-влево.

2.      Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

3.      Интенсивные сжимания и разжимания век в быстром темпе.

4.      Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, посмотрите на близкую деталь на стекле (царапину, наклеенный маленький кружок из бумаги), затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Презентация «Оптические иллюзии».

Человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают иллюзии зрения.

Некоторые зрительные иллюзии связаны с особенностями строения глаза.  

1.       Так, отрезки и фигуры, которые проецируются на цент­ральную часть сетчатки, воспринимаются как более крупные по сравнению с предметами, которые проецируются на ее перифе­рическую часть. Это связано с тем, что в центральной части глаза гораздо выше плотность фоторецепторов.

2.       Вертикальные отрезки кажутся больше горизонтальных отрезков такой же длины. Это объясняется анизотропией сет­чатки (неодинаковой вытянутостью рецепторных клеток в вер­тикальном и горизонтальном направлениях). (Слайд 3)  

Другие иллюзии обусловлены рассеянием света на опти­ческих средах.  (Слайд 4)

Какой квадрат больше? Белый квадрат на черном фоне кажется больше, чем рав­ный ему по величине черный квадрат на белом фоне. Это объяс­няется тем, что рассеянный свет от белого фона попадает на края черного квадрата и засвечивает их, уменьшая воспринимаемую глазом величину квадрата.

Иллюзии, вызванные психологическими причинами.  (Слайд 5)

 
Картина с перспективой (сходящиеся линии, более мелкие предметы на заднем плане). Наложим на эту картину две фигурки одинакового размера: одну — там, где линии расположены далеко друг от друга, а другую — там, где они сближены. Кажется, что «дальняя» фигурка больше. Это так называемая иллюзия перспективы. Обычно если из двух равных фигур одна расположена дальше, то ее изображение на сетчатке имеет меньшие размеры. Если изображения «дальней» и «близкой» фигурок одинаковы,  мозг решает, что «дальняя» фигурка боль­ше «близкой».

 

Другие иллюзии (слайды 6-15)

IV Обобщение и закрепление нового материала.

Решение задач: № 149, 150.

ТЕСТ:

  1. Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
    а)   хрусталик;              б) роговица 
  2. На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
    а) на сетчатке;              б)  на роговице 
  3. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так   и   на   более   далёком   расстоянии:
    а) адаптацией;         б) аккомодацией;      в) иллюзией зрения
  4. При близорукости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами;      б)  с собирающими линзами
  5. При дальнозоркости применяют очки
    а)  с рассеивающими линзами;     б) с собирающими линзами.

Это интересно

- У рыб хрусталик круглый и плотный и может подстраивать фокус, только двигаясь относительно сетчатки. Глаз рыбы настроен на резкое видение близких предметов и аккомодирует на далекие, отдаляя хрусталик от сетчатки.

- Человеческий глаз может различать до 10 миллионов цветовых оттенков.

- Цветовое зрение по-разному выражено у представителей разных рас. Более половины европеоидов, например, обладают повышенной чувствительностью к красному и различают больше его оттенков.

- Новорожденные лучше всего различают зеленые и желтые предметы.

V Д/з §37, 38, № 1619, 1637.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.