12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жаров Александр Николаевич18

 

Урок подготовил и провел учитель физики МКОУ Суторминской ОШ Жаров А.Н.

Продолжительность урока: 45 мин.

Слайд №1.

Тема урока: «Сила трения. Трение в природе и технике».

Слайд №2.

Цели урока:

- выяснить значение силы трения в жизни человека, природе, технике;

- определить способы увеличения и уменьшения силы трения;

- продолжить формирование умений пользоваться приборами, мультимедийным оборудованием;

- совершенствовать навыки работы в парах.

Задачи:

Образовательные

способы увеличения и уменьшения силы трения, полезное и вредное значение;

проверить и закрепить полученные знания

Развивающие

формировать умение делать логические заключения на основе анализа, сравнивать явления, делать выводы и обобщения

развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные

воспитание убежденности в возможности познания природы.

развивать сотрудничество, выслушать товарищей, уважать мнение других.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация урока, презентация детей (исследовательская работа), набор подшипников, лабораторная тележка, гиря 32 кг, лист фанеры 30×70 см., динамометры, тестовые задания на каждого ученика.

Учебник: Пёрышкин А. В. «Физика-7».

Ход урока

I. Организационный момент урока. 1 (минута).

Приветствие. Настройка на урок.

II. Проверка домашнего задания. 12 минут.

Слайд №3.

Фронтальная беседа с учащимися. 2 минуты.

Учитель: Объясните смысл поговорок с точки зрения физики:

пошло дело как по маслу;

угря в руках не удержишь;

лыжи скользят по погоде;

ржавый плуг только на пахоте очищается.

Учащиеся предлагают свои ответы - рассуждения.

Слайд №4.

Проверка знаний по теме «Силы трения» с помощью тестовых заданий. 7 минут.

Учитель раздаёт приготовленные тестовые задания учащимся.

1. Сила — причина …

A … только изменения скорости тела. Б. … только деформации тела.

B. … изменения скорости и деформации тела. Г. … движения тела.

2. Силой трения называют силу …

A… с которой Земля притягивает к себе тела.

Б. … действующую на тело со стороны деформированной опоры и направленную против деформирующей силы.

B. … с которой тело вследствие земного притяжения действует на опору или подвес.

Г. … возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону, противоположную движению.

3. Сила трения всегда направлена …

A. … противоположно движению тела. Б. … противоположно деформирующей силе.

B. … вертикально вниз. Г. … влево или вправо.

4. Сила трения зависит от …

A. … нагрузки

Б. … шероховатости поверхностей.

B. … вида материала контактирующих поверхностей

.Г. … всех вышеперечисленных факторов.

5. Силу трения можно измерить с помощью …

А. … спидометра. Б. … динамометра. В. … тахометра. Г. … термометра.

6. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?

А….сила трения качения Б….сила трения скольжения

В….сила трения покоя Г….все силы трения

7. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….

А….увеличивается Б…. не изменяется В….уменьшается Г….нет верного ответа

8. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на парашютиста?

A. 350 Н. Б. 700 Н. B. 70 Н. Г. Среди ответов А — В нет правильного.

После истечения времени учащиеся меняются заполненными бланками тестовых заданий, и осуществляют взаимную проверку с использованием ключа на слайде.

Слайд № 5.

По критериям на слайде дети самостоятельно выставляют напарнику оценку.

Поменяв бланки обратно, дети на обратной стороне выполняют решение задачи по условиям на слайде 6.

Слайд №6.

На решение задачи учитель отводит 3 минуты после чего собирает выполненные задания.

Подведение итого подготовки домашнего задания.

III. Выведение вместе с учащимися темы урока, постановка целей и задач урока.

2 минуты.

Фронтальная беседа с детьми.

Учитель: Всем вам, ребята, известны изученные силы трения, и перед нами возникает задача: какую пользу или вред оказывают силы трения в жизнедеятельности человека. (Краткое вступление учителя).

3.1. Выдвижение детьми гипотез о влиянии сил трения в живой природе. 5 минут.

Просмотр слайдов № 7-11с комментарием.

3.2. Выдвижение детьми гипотез о пользе или вреде сил трения шин транспортных средств. 3 минут.

Просмотр и разбор слайдов № 15-20.

Выводы учащихся об использовании в технике шин с различным рисунком протектора.

Задания учителя с использованием качественных задач.

3.3. Учитель перед учащимися ставит проблему: какими способами человек научился уменьшать силу трения? 3 минут.

Учащиеся перечисляют виды сил трения и предлагают способы их уменьшения.

Способы снижения сил трения в жизнедеятельности человека в быту, технике.

Просмотр и разбор слайдов № 21-23.

Краткий комментарий слайдов.

IV. Демонстрация исследовательской работы учащихся. (7 минут).

Группа учащихся демонстрирует с помощью мультимедийной презентации исследовательской работы на тему: «Из истории подшипников».

 

Рефлексия. Учащиеся подводят итоги своей работы. Результативность выполнения поставленных перед данной работой целей и задач. Проведение самооценки.

V. Демонстрация образцов подшипников. 5 (минут)

Учитель раздаёт учащимся на парты подшипники различных видов для детального их изучения.

Фронтальная беседа с учащимися о деталях подшипников, размерах подшипников, назначении, о производстве. Слайды № 23-26.

 

VI. Демонстрация учителем важности подшипника в снижении силы трения. 2 минуты.

На стол учитель размещает фанеру размером 30×70 см. на которую ставит лабораторную тележку которая передвигается на шариковых подшипниках. На тележку устанавливается гиря массой 32 кг. и прицепляют её к динамометру. Передвигая тележку с гирей по поверхности фанеры, акцентируется внимание на то, что с использованием подшипников качения можно прикладывая силу 5 Н, перемешать груз весом 370 Н.

VII. Рефлексия. 3 минуты.

Учащиеся задают дополнительные, интересующие их вопросы, проводят самооценку полученной информации, анализируют и делают выводы о значении сил трения в жизнедеятельности человека.

Подведение итогов урока учителем. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание. 1 минута.

На экран выводится слайд презентации №28 с указанием домашнего задания.

Домашнее задание § 32. Подготовить в тетради рассказ – сочинение на тему: «Сила трение – друг человеку или враг».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.