12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Прудникова Светлана Викторовна45

Интегрированный урок по физике

7 класс

Тема: Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике

Цель урока: познакомить обучающихся с силой трения, её видами и значением в жизни человека и природы.

Задачи:

в направлении личностного развития:

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

• воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование мышления;

• развитие интереса к предмету «Физика».

в предметном направлении:

• познакомить учащихся с силой трения, её видами и значением в жизни человека и природы;

• формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности

в метапредметном направлении:

• развитие представлений о физике как форме описания и методе познания действительности;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для физики и являющихся основой познавательной культуры.

Оборудование: деревянный брусок, гиря, штатив, динамометр демонстрационный, компьютер, мультимедиапроектор, экран, листы бумаги, корзинка, шаблон кластера, тест, анкета по рефлексии, тест.

 

Ход урока.

Организационный момент.

Актуализация. «Корзина идей».

Учитель: Когда-то чтобы добыть огонь, люди брали острую деревянную палочку, упирали её в деревянный брусок и быстро вращали. При достаточном упорстве через некоторое время появлялся дым, начиналось тление и возгорание образовавшихся опилок и подложенного, например, сухого мха.

Как вы считаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? На краю ваших парт лежат шаблон. Заполните первый столбик, запишите все, что знаете о силе трение.

(школьники зачитывают ответы).

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал (а)»

     

Подумайте, чтобы вы хотели узнать о трении сегодня на уроке? (школьники зачитывают ответы, план урока записывается на доске).

Ученики: Мы сегодня узнаем, что такое сила трения, какие виды силы трения существуют, причины возникновения силы трения, а также научимся измерять силу трения с помощью динамометра. Узнаем про трение в природе и технике.

План

- Что такое трение?

- Причина возникновения силы трения.

- Виды трения.

- Как можно рассчитать силу трения?

- Измерение сил трения.

- Трение в природе и технике.

- Полезно трение или вредно?

Изучение нового материала

Учитель. С трением мы сталкиваемся на каждом шагу, но без трения не смогли бы сделать и шага. Невозможно представить себе мир без трения. В отсутствие трения Земля бы сотрясалась бы от непрерывных землетрясений, т.к. тектонические плиты постоянно сталкивались бы между собой. Все ледники сразу же скатились с гор, а по поверхности Земли носилась бы пыль прошлогоднего ветра. Как хорошо, что все-таки есть на свете сила трения! С другой стороны, трение между деталями машин приводит к износу и дополнительным расходам.

Презентации «Сила трения», «Трение в жизни растений и животных». (Работа учащихся в рамках ИОП по теме: «Сила»)

1.Силы трения – это силы, возникающие при соприкосновении движущихся тел с другими телами.

2. Природа силы трения

Причиной возникновения силы трения является шероховатость поверхности. Выступающие части поверхностей задевают друг за друга и препятствуют движению тела.

Другая причина трения – взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

На величину трения влияют: нагрузка, скорость перемещения тел, шероховатость их поверхностей, температура, наличие смазки. Наибольшее значение сила трения имеет в момент начала движения. 3.Виды трения

Различают сухое и жидкое трение. Сухое трение покоя, скольжения и трение качения. Сила трения покоя удерживает гвоздь, вбитый в доску, не дает развязаться банту на ленте, удерживает нитку, которой сшиты два куска ткани. При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение скольжения. Если же тело не скользит, а катится по поверхности, то возникает трение качения. Сила трения качения обычно значительно меньше силы трения скольжения.

4. Формула силы трения

Сила трения обозначается буквой Fтр. Единица измерения – 1 Н.

Формула, по которой можно рассчитать силу трения:

Fтр = µmg, где µ - коэффициент трения, m – масса тела, g – ускорение свободного падения.

5. Измерение сил трения с помощью динамометра

Первые исследования трения, о которых мы знаем, были проведены Леонардо да Винчи примерно 500 лет назад. Он измерял силу трения, действующую на деревянные параллелепипеды, скользящие по доске, причём, ставя бруски на разные грани, определял зависимость силы трения от площади опоры. Но работы Леонардо да Винчи стали известны уже после того, как классические законы трения были вновь открыты французскими учёными Амонтоном и Кулоном в XVII – XVIII веках.

Демонстрация «Измерение силы трения покоя»

1.Положите на горизонтальную поверхность линейки деревянный брусок с тремя отверстиями на поверхности. На него положите груз массой 100 г. К крючку динамометра прицепите брусок. С помощью динамометра приведите брусок в равномерное движение. Зафиксируйте показания динамометра.

Рассчитаем коэффициент трения скольжения.

µ = Fтр/ mg

6. Трение в природе и технике

Учитель: В жизни многих растений трение играет положительную роль. Например, лианы, хмель, горох, бобы и другие вьющиеся растения. Благодаря трению они цепляются за находящиеся поблизости опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Трение создается за счет того, что стебли многократно обвивают опоры и поэтому очень плотно прилегают к ним. У многих животных имеются различные органы, служащие для хватания (хобот слона, цепкие хвосты лазающих животных).

Отгадайте загадки и объясните, как это связано с трением.

1. Она с лианы на лиану,

А в передышку ест бананы. (Обезьяна).

2. В зелененьком домишке, много ребятишек,

Усиками цепляются, к солнышку тянутся. (Горох)

3. Гроздь ягод на солнце наливается,

а потом в корзину собирается. (Виноград).

Ученики: Растениям, как репейник, трение помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах. Эти колючки зацепляются за шерсть животных и вместе с ними перемещаются. Семена же гороха, орехи благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения перемещаются легко сами.

У растений, имеющих корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква, сила трения о грунт способствует удержанию их в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу, редьку или репу.

Учитель: Вспомните известную сказку «Репка».

- Почему не смог дед вытащить репку?

Как выглядел бы мир без трения?

Учитель: представьте, что пол в нашем классе стал очень скользким, например, как каток. Чтобы произошло?

Ученики: Люди поминутно падали бы и не могли подняться. Ведь только трение (точнее: трение покоя) позволяет нам отталкиваться ногами, шагая вдоль по ровной дороге.

Учиель: приведите примеры, когда нам необходимо трение в жизни.

Ученики: Все узлы немедленно развязывались бы; ведь узлы держатся только благодаря трению одних частей верёвки, шнурка или бечёвки о другие.

Все ткани расползались бы по ниткам, а нитки - в мельчайшие волокна.

Шофёр не смог бы остановить свою машину? Ведь автомобиль тормозят тем, что прижимают к специальным барабанам, вращающимся вместе с колёсами, тормозные колодки (или ленты). Повернуть машину в мире без трения тоже не удалось бы.

В мире без трения нельзя было бы ничего толком построить или изготовить: все гвозди выпадали бы из стен, - ведь вбитый гвоздь держится только из-за трения о дерево. Все винты, болты, шурупы вывинчивались бы при малейшем сотрясении - они удерживаются только из-за наличия трения покоя.

Учитель: Как вы считаете, а трение полезно или вредно?

7. Трение полезно или вредно?

Послушайте внимательно стихотворение.

1-й ряд выписывает примеры того, когда трение полезно.

2 – й ряд выписывает примеры того, когда трение вредно.

 

Трение – наш друг и враг.

Что такое трение?

Трение – явление.

Враг оно нам или друг?

Это знают все вокруг:

Если б трение пропало,

Что б со всеми нами стало?

Мы ходить бы не смогли,

Оттолкнувшись от земли.

Если б взял ты что – то вдруг,

Оно выпало б из рук.

Помогает трение

Начинать движение

Всем машинам, тракторам

Мотоциклам, поездам.

Ну, а также тормозить

И их всех остановить.

Очень нужно тренье нам,

Всем растеньям и зверям!

Но притом приносит вред

И не мало разных бед:

В станках, приборах трутся части-

И это главное несчастье.

Ну, а все автомашины

Быстро снашивают шины!

И поэтому вопрос

Не настолько уж и прост:

Трение – друг нам или враг?

Ответ двоякий: так и так!

Проверка.

- Назовите примеры полезного трения.

- Приведите примеры, когда трение приносит вред.

Итак, благодаря трению происходит движение паровоза, автомобиля и т. д. Трение используется в ременных передачах, в тормозах и т. п., но оно же вызывает нагревание и износ различных частей механизмов и машин. Вредное влияние трения внешнего уменьшают смазкой, применяют шариковые и роликовые подшипники, заменяя трение скольжения трением качения.

Первичное закрепление.

1. Викторина.

1. Почему нагруженный автомобиль на размытой дороге буксует меньше, чем пустой?

(Нагруженный автомобиль оказывает большее давление на дорогу, вследствие этого сцепление колес с грунтом у него больше, чем у порожнего).

2. Почему спускаясь по канату, опасно быстро скользить? (Вследствие большого трения можно обжечь руки и ноги).

3. Перечислите все известные вам смазочные вещества. ( Машинное, авиационное, дизельное масла, солидол, нигрол, ружейное масло, технический вазелин, автол и др.)

4. Назовите пословицы и поговорки, связанные с трением. (Сухая ложка рот дерет; Идет как по маслу; скрипит как немазаная телега; скользкий как налим и т.д.)

5. Почему тротуары посыпают песком? (Тротуары посыпают песком, чтобы увеличить силу трения между подошвой обуви и льдом).

6. Зачем на подошвы спортивной обуви футболиста набивают кожаные шипы? (

2. Решение задач

1. С помощью динамометра равномерно перемещают брусок. Чему равна сила трения скольжения между бруском и столом, если динамометр показывает 0,5 Н?

2. На транспортере движется ящик с грузом (без скольжения). Куда направлена сила трения покоя между лентой транспортера и ящиком?

Повторение

1) Кластер по теме: «Трение»

Учащиеся составляют кластер. Проверка.

2) Работа с тестом.

Тест «Сила трения» пособие А.В. Постников «Проверка знаний учащихся по физике 7 - 8 класс», 1 вариант (отпечатанные варианты с листочками для ответов заранее заготовлены и положены на столы детей перед уроком)

Пример варианта № 1 (выбери правильный ответ)

1.Сани скатываются с горы под действием силы …, а, скатившись, останавливаются за счет силы … . 

а) трения…тяжести

б) упругости…трения

в) трения …упругости

г) тяжести…трения

2. При смазке трущихся поверхностей сила трения …

а) не изменяется

б) увеличивается

в) уменьшается

3. Совпадает ли сила трения с направлением скорости движения тела?

а) совпадает

б) направлена в сторону, противоположную скорости

4.Какие причины влияют на силу трения?

а) природа трущихся поверхностей

б) силы, прижимающие соприкасающиеся поверхности друг к другу

в) шероховатость соприкасающихся поверхностей

Рефлексия. Итог урока.

-Что нового узнали?

Мы с вами изучили темы, связанные с различным видом сил. Учащиеся третий столбик таблицы «Я узнал(а)».

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе. Тест.

1. Напишите формулу силы тяжести.

 

2. Единица измерения веса тела?

 

3. Каков вес тела массой 1 кг?

 

4. Какую величину измеряют с помощью динамометра?

 

5. Чему равна сила тяжести, массой 300 г?

 

6. Парашютист, масса которого 80 кг, равномерно движется. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на него?

 

7. Мальчик весом 500 Н держит на поднятой руке гирю весом 100 Н. С какой силой он давит на землю?

 

8. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах на Земле?

 

9. Если масса воды уменьшится в 3 раза, уменьшится ли ее вес? Как?

 

10.

F1 = 3Н F2 = 5 Н

Определите равнодействующую сил.

 

Литература:

  1. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=659048
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.