Урок обществознания в 10 классе «Глобальные проблемы современности»
Тема урока «Глобальные проблемы современности»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о глобальных проблемах человечества
Задачи:
1. Учащиеся осмыслят глобальные проблемы, актуализируют для этого знания по другим предметам.
2.Развивать у учащихся навыки групповой работы, учить анализировать полученную информацию, видеть предметно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения.
3. Учащиеся осознают свою сопричастность в разрешении глобальных проблем.
Подготовка к уроку: 3 листа ватмана, видео фрагмент речи Л.Дикаприо на вручении ему «Оскара», столы расставить на три группы.
Ход урока
Учитель: Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас в нашем «Мировом кафе». Напоминаю правила работы в мировом кафе. Для разговора мы объединились в 3 группы , сейчас в каждой группе вы выбираете «Хозяина стола». «Хозяин», руководит работой в группе, записывает основные идеи на белой скатерти, а в конце делает презентацию всех идей от своего стола. Во время переходов хозяин стола не переходит, он встречает гостей. У каждой группы на столе есть белая скатерть на ней вы будете фиксировать свои мысли
Учитель: Предлагаю посмотреть фрагмент речи Леонардо Дикаприо на вручении Оскара. И ответить на два вопроса:
На что акцентирует внимание актер?
Зачем он это делает?
Ответы учащихся
Итак, Тема нашей встречи «Глобальные проблемы современности».
Учитель: Предлагаю составить план обсуждения данной темы. В группах 3 минуты составляют план обсуждения темы.
Ответы учащихся:
1.Понятие глобальных проблем
2.Причины появления глобальных проблем
3.Виды глобальных проблем
4.Пути решения глобальных проблем
5. Прогнозирование
Учитель: Итак, нам предстоит сегодня осмыслить глобальные мировые проблемы, составить свой план их решения и представить себе образ счастливого будущего.
Учитель: Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов.
Учитель:Первый пункт плана – понятие глобальных проблем. Задание учащимся, в группах в течение 5 мин. обсудите какой смысл, обществоведы вкладывают в понятие «глобальные проблемы человечества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой глобальной проблеме, и одно предложение, раскрывающее условие решения глобальных проблем человечества.
Учащиеся работают в группах. Примерные ответы учащихся:
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов.
Среди глобальных проблем современного человечества важное место занимают экологические проблемы.
Глобальные проблемы человечества можно разрешить только совместными усилиями всех стран и народов мира.
Учитель: Я благодарю вас за ответы. Предлагаю вам написать на листочке 5 видов глобальных проблем (1 мин.) В группе обсудите, и выберите 3вида, которые у вас совпадают.
Учитель записывает на доске разные классификации глобальных проблем, названные учащимися. Примерный вариант, предложенный учащимся, могут быть и другие:
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ, ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ, ТЕРРОРИЗМА, ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ и СЫРЬЕВАЯ
Учитель предлагает учащимся выбрать ту проблему, которую сегодня будет решать их группа. Далее каждая группа выявляет причины их появления, отмечает пути решения проблемы и прогнозирование развитие человечества в свете существующих глобальных проблем. Всё фиксирует на белой скатерти. Итак, определились:
1группа: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ (причины и пути решения)
2 группа: ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ
3 группа: ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И СЫРЬЕВАЯ
Учитель: В течение 10 мин каждая группа оформляет на скатерти свою глобальную проблему.
Затем, через 10 мин. Начинаем переход в другую группу, остается только Хозяин стола, встречает учащихся из другой группы и рассказывает о своей проблеме. Учащиеся слушают, дополняют и дописывают свои идеи на скатерть. Так ученики совершают три перехода, когда группа возвращается за свой стол ребята смотрят, что им дополнили и готовят представить свою глобальную проблему, а хозяин стола презентует работу группы (3мин).
Выступления учащихся.
Учитель подводит учащихся к выводу, что все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.
Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации, будущее человечества зависит от того насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие факторы устойчивого развития общества. Главная причина глобальных проблем не вовне, а внутри нас. Деградация природы есть следствие деградации человека, его духовной, нравственной несостоятельности. Академик Д.С.Лихачев говорил: « Только от нравственности человечества зависит отношение человечества к окружающему его миру, к природе в частности.
Участники международной конференции по проблемам экологии вспомнили такую притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: «Это конец». Сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась… сбила под собой комок масла и выбралась из горшка». О чем говорит эта притча и какой урок из нее мы можем извлечь?
Ответы учащихся.
Учитель предлагает учащимся назвать
3 вещи, которые я сегодня выучил (запомнил)
2 вопроса, которые остались
Идея о том, как я буду использовать материалы урока
Домашнее задание: написать эссе по теме «Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять». О. Хаксли.