Урок обществознания в 10 классе «Глобальные проблемы современности»

2
0
Материал опубликован 2 November 2019

Тема урока «Глобальные проблемы современности»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о глобальных проблемах человечества

Задачи:

1. Учащиеся осмыслят глобальные проблемы, актуализируют для этого знания по другим предметам.

2.Развивать у учащихся навыки групповой работы, учить анализировать полученную информацию, видеть предметно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения.

3. Учащиеся осознают свою сопричастность в разрешении глобальных проблем.

Подготовка к уроку: 3 листа ватмана, видео фрагмент речи Л.Дикаприо на вручении ему «Оскара», столы расставить на три группы.

Ход урока

Учитель: Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас в нашем «Мировом кафе». Напоминаю правила работы в мировом кафе. Для разговора мы объединились в 3 группы , сейчас   в каждой группе вы выбираете «Хозяина стола». «Хозяин», руководит работой в группе, записывает основные идеи на белой скатерти, а в конце делает презентацию всех идей от своего стола. Во время переходов хозяин стола не переходит, он встречает гостей. У каждой группы на столе есть белая скатерть на ней вы будете фиксировать свои мысли

Учитель: Предлагаю посмотреть фрагмент речи Леонардо Дикаприо на вручении Оскара. И ответить на два вопроса:

На что акцентирует внимание актер?

Зачем он это делает?

Ответы учащихся

Итак, Тема нашей встречи «Глобальные проблемы современности».

Учитель: Предлагаю составить план обсуждения данной темы. В группах 3 минуты составляют план обсуждения темы.

Ответы учащихся:

1.Понятие глобальных проблем

2.Причины появления глобальных проблем

3.Виды глобальных проблем

4.Пути решения глобальных проблем

5. Прогнозирование

Учитель: Итак, нам предстоит сегодня осмыслить глобальные мировые проблемы, составить свой план их решения и представить себе образ счастливого будущего.

Учитель: Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов.

Учитель:Первый пункт плана – понятие глобальных проблем. Задание учащимся, в группах в течение 5 мин. обсудите какой смысл, обществоведы вкладывают в понятие «глобальные проблемы человечества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой глобальной проблеме, и одно предложение, раскрывающее условие решения глобальных проблем человечества.

Учащиеся работают в группах. Примерные ответы учащихся:

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов.

Среди глобальных проблем современного человечества важное место занимают экологические проблемы.

Глобальные проблемы человечества можно разрешить только совместными усилиями всех стран и народов мира.

Учитель: Я благодарю вас за ответы. Предлагаю вам написать на листочке 5 видов глобальных проблем (1 мин.) В группе обсудите, и выберите 3вида, которые у вас совпадают.

Учитель записывает на доске разные классификации глобальных проблем, названные учащимися. Примерный вариант, предложенный учащимся, могут быть и другие:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ, ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ, ТЕРРОРИЗМА, ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ и СЫРЬЕВАЯ

Учитель предлагает учащимся выбрать ту проблему, которую сегодня будет решать их группа. Далее каждая группа выявляет причины их появления, отмечает пути решения проблемы и прогнозирование развитие человечества в свете существующих глобальных проблем. Всё фиксирует на белой скатерти. Итак, определились:

1группа: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ (причины и пути решения)

2 группа: ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ

3 группа: ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И СЫРЬЕВАЯ

Учитель: В течение 10 мин каждая группа оформляет на скатерти свою глобальную проблему.

Затем, через 10 мин. Начинаем переход в другую группу, остается только Хозяин стола, встречает учащихся из другой группы и рассказывает о своей проблеме. Учащиеся слушают, дополняют и дописывают свои идеи на скатерть. Так ученики совершают три перехода, когда группа возвращается за свой стол ребята смотрят, что им дополнили и готовят представить свою глобальную проблему, а хозяин стола презентует работу группы (3мин).

Выступления учащихся.

Учитель подводит учащихся к выводу, что все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невоз­можно решить каждую из них по отдельности: челове­чество должно решать их сообща, ради сохранения жиз­ни на планете.

Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации, будущее человечества зависит от того насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие факторы устойчивого развития общества. Главная причина глобальных проблем не вовне, а внутри нас. Деградация природы есть следствие деградации человека, его духовной, нравственной несостоятельности. Академик Д.С.Лихачев говорил: « Только от нравственности человечества зависит отношение человечества к окружающему его миру, к природе в частности.

Участники международной конференции по проблемам экологии вспомнили такую притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: «Это конец». Сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась… сбила под собой комок масла и выбралась из горшка». О чем говорит эта притча и какой урок из нее мы можем извлечь?

Ответы учащихся.

Учитель предлагает учащимся назвать

3 вещи, которые я сегодня выучил (запомнил)

2 вопроса, которые остались

Идея о том, как я буду использовать материалы урока

Домашнее задание: написать эссе по теме «Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять». О. Хаксли.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.