Технологическая карта урока технологии в 10 классе «Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества»
Е.В.Брашко, учитель технологии МАОУ СОШ № 67 сУИОП
Конструкт урока по учебному предмету «Технология» в 10 классе
на тему: «Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества»
Тип урока: |
Урок построения системы знаний |
Авторы учебника |
Симоненко В.Д. Технология. Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009. |
Цели урока: |
Обучающая – актуализировать и расширить знания учащихся о промышленных технологиях и глобальных проблемах человечества; Развивающая – создать условия для: -определения сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельного выбора критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; -извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах; -перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); - владения навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановке общей цели и определение средств ее достижения, конструктивного восприятия иных мнений и идей, объективного определения своего вклада в общий результат; - владения основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог…), следования этическим нормам и правилам ведения диалога. Воспитательная – создать условия для определения собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. |
Планируемые образовательные результаты: |
Личностные – ученики получат возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для профессионального и личностного самоопределения; Метапредметные – ученики научатся организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, самостоятельно планировать пути решения учебных задач и осуществлять контроль и оценку результатов выполненной деятельности, планировать развитие работы по изучаемой актуальной теме. Предметные – актуализируют и расширяютзнания о причинно-следственных связях промышленных технологий и глобальных проблем человечества |
Оборудование: |
Мультимедийная презентация, ноутбук, проектор, экран. дидактические материалы |
Образовательные ресурсы: |
Атлас новый профессий - http://atlas100.ru/ |
Этапы урока |
Типовая задача |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Слайд презентации |
Подготовительный этап урока |
Определить тему и цели урока |
Проверяет готовность к уроку. Приветствует уч-ся. Для создания атмосферы сотрудничества проводит психологическую разминку «Привет!». Предлагается учащимся улыбнуться коллегам по команде, помахать правой рукой конкурентам – членам других команд. |
Приветствуют учителя |
|
Правила работы в группах традиционны: Задача каждой команды организовать взаимодействие со сверстниками, которое при определении общей позиции учитывало мнение других. И каждому из вас необходимо объективно определить свой вклад в общий результат. |
Слушают |
|||
1этап урока Общее представление о содержании урока |
Определение темы и цели урока |
Сегодня вы начинаете изучение новой темы, которая концентрирует в себе знания практически всех учебных предметов. Обратимся к ее элементам содержания. Для начала прокомментируйте выбранные для вас слайды. Слайд 1. Что это и во что преобразовалось?
Слайд 2. Что это? Выслушивает варианты ответов. А теперь посмотрите во что преобразовалось это изделие благодаря прогрессу. Приведите свои примеры из разных сфер деятельности. Что определило такой резкий скачок в качественном изменении названных нами изделий. |
Отвечают Предлагают возможные варианты ответа Отвечают (наиболее вероятный ответ – компьютер) Приводят свои примеры. Возможные варианты ответа: научно-техническая революция или технический прогресс. |
|
Они являются результатом научно-технической революции |
||||
Развитие какого направления НТР подтверждают наши примеры (попробуйте назвать отрасль) |
||||
Промышленные технологии |
||||
Знакомит с новым понятием (промышленные технологии). |
||||
Существует выражение «У каждой медали есть обратная сторона» Если теневая сторона у современных промышленных технологий – судить вам |
Смотрят видеоролик Вывод: промышленные технологии рождают глобальные проблемы человечества |
|||
Итог 1 этапа |
Мы подошли к моменту планирования урока. Что может быть темой урока? Цель? Подводит учащихся к формулированию ими темы и цели урока. |
Формулируют тему и цель урока |
||
Эмоционально -логический переход |
Организовать работу в группах |
Повторяют основные черты глобальных проблем и правила работы в группах |
||
2 этап урока |
Выявление взаимосвязи между глобальными проблемами и промышленными технологиями. |
Организует поиск и изучение нового материала через групповую работу. Для работы в группах прошу вас достать из файлов лист с таблицей. Учащиеся знакомятся с перечнем глобальных проблем человечества на слайде. Далее им предлагается вариант 1: вписать 5 глобальных проблем человечества, опираясь на схему, которая дана на слайде, но при этом проблемы должны быть связаны с промышленными технологиями. Вариант 2. Сначала предложить учащимся заполнить таблицу самим, а потом проверить с помощью слайда. Учащиеся заполняют графу 1 (глобальные проблемы). Время на выполнение работы 2 мин. Поменяйтесь листами с соседней группой по часовой стрелке, чтобы у вас оказался лист другого цвета. Выполните задание 2. В графе 2 предложите решение проблем, которые записала предыдущая команда. Время – до 2 мин. Поменяйтесь листами с соседней группой по часовой стрелке, чтобы у вас оказался лист другого цвета. Выберите одну из проблем и предложите мероприятия, которые можно провести в школе с учащимися, чтобы они осознали важность решения проблемы, обратили внимание на экологическое сознание и мораль. Время – до 2 мин. Каждая команда представляет результат работы (одну проблему, решение, мероприятие), не повторяясь. Время – до 5 мин. |
Организуют работу по изучению нового материала. Выполняют задание 1 – заполняют первый столбец таблицы «Глобальные проблемы». меняются листами Заполняют столбец «Решения». |
|
Итог 2 этапа |
Учитель формулирует вывод: Мы с вами убедились, что глобальные проблемы – это проблемы, которые касаются всего человечества, его будущего существования. |
|||
ЭЛП |
- Кто же создал угрозу человечеству? Возможно, что учащиеся подойдут к ответу, что угрозу создал человек. - Почему это произошло? Возможно, что учащиеся назовут качества людей. Получается, что основные глобальные проблемы порождены деятельностью человека и имеют нравственные корни. Предлагается определить, какие качества людей приводят к глобальным проблемам. Какими же качествами должен обладать человек, чтобы не было на Земле перечисленных вами глобальных проблем? Вы назвали качества, которые являются требованием ряда профессий к человеку. Какие же это профессии? Давайте обратимся к Атласу профессий (учитель анонсирует атлас ученых Сколоково). Самыми востребованными на рынке труда в ближайшее десятилетия будут профессии, которые так или иначе связаны с решением глобальных проблем человечества. |
|||
Этап 3 |
Сформировать представление о новых профессиях, связанных с решением глобальных проблем. |
Организует закрепление знаний путем вовлечения учащихся в обсуждение выбора будущей профессии, связанной с решением глобальных проблем человечества. |
Знакомятся с новыми профессиями. |
|
Итог Этапа 3 |
В ближайшее 10-летие появится ряд новых профессий в различных отраслях, основной задачей специалистов будет решение глобальных проблем. |
|||
Заключительный этап урока |
Рефлексия собственной деятельности учащимися |
Организует мотивацию перспективы (постановка домашнего задания: индивидуальная работа в соответствии с интересами учащихся). Организует рефлексию, используя упражнение «Мишень». Подводит итог занятия. Анализирует результаты рефлексии и занятия в целом. Благодарит учащихся за работу на уроке. |
Слушают, понимают важность и ценность. Мысленно настраиваются на увлекательное изучение темы в дальнейшем. Рефлексия собственных действий. Вывешивают мишени на магнитную доску. Завершают работу, переходят в другой кабинет. |