12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чугунова Лариса Викторовна21

Сведения об авторе

Чугунова Лариса Викторовна

Учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №1»

Ленинградская область, город Кингисепп

Конспект урока окружающего мира в третьем классе

Тема урока: "Полезные ископаемые"

Место урока в серии других уроков № 99

Система учебников «Школа России». Курс «Окружающий мир» авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкина и др. Год издания -2017

 

Цель

Создать условия для осознания роли полезных ископаемых в деятельности человека и понимания необходимости их бережного использования.

Задачи

Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

Показать важную роль полезных ископаемых в экономике страны.

Развивать умение анализировать информацию, представленную в различном виде, и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Будут учиться:

различать важнейшие полезные ископаемые; определять их важнейшие свойства

получат возможность познакомиться со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых.

 

Будут созданы условия для формирования:

Личностных УУД:

способность проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимать причины успеха в учебной деятельности.

Регулятивных УУД:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; оценивать правильность выполнения действия, высказывать своё предположение.

преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста;

Познавательных УУД:

выделять и формулировать познавательную цель; использовать условные знаки, символы, приведённые в учебной литературе; осуществлять смысловое чтение;

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; делать выводы о результатах собственной деятельности, выбирать задание по своим силам, составлять алгоритм деятельности под руководством учителя;

ориентироваться в учебнике, выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативных УУД:

сотрудничать, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач; координировать и принимать позицию партнёра во взаимодействии.

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

Тип урока

урок открытия нового знания

Методы

Формы работы

Методы: проблемно - диалогический метод, наглядный метод, работа в группах.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Необходимое техническое оборудование

мультимедийный проектор, экран, коллекция ископаемых, лупы, маршрутные листы, набор для составления коллажа на группу ( рисунок, свойства)

авторский медиапродукт: презентация.

 


 

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

Организационный момент. Самоопределение к деятельности

 

.

-Взгляните друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

-Посмотрите на нашу Землю. (Слайды1,2) Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку


 


 


 


 


 


 


 

Личностные:

Мотивация к учебной деятельности и самоопределение

 

Актуализация знаний

Постановка задач урока

 

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

 

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.

- Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд3)Нам предстоит сформулировать цели урока. В этом вам поможет таблица. В первой колонке вы видите вопросы, во второй колонке – вы должны поставить + напротив тех вопросов, ответы на которые вы знаете. В третьей колонке вы поставите + напротив тех вопросов, ответы на которые вы хотели бы узнать, получить.

Ориентируются в своей системе знаний, отделяют знание от незнания

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

 

Пользуясь таблицей, попробуйте сформулировать, над какими же вопросами мы сегодня будем работать на уроке?

- Свойства полезных ископаемых

-Как люди используют полезные ископаемые в своей жизни?

-Как добывают полезные ископаемые?

- Как надо охранять полезные ископаемые?

Какие экологические проблемы могут возникать при разработке месторождения полезных ископаемых, при добыче и транспортировке?

 

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему;

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Для того чтобы ответить на все эти вопросы мы отправимся в научную экспедицию по группам. Все вы будете являться геологами – разведчиками

У нас сформированы 4 группы.

Распределите роли в группе: организатор, секретарь, информаторы

Организует работу учащихся в группах для самостоятельного поиска информации

Распределяют роли в группе для самостоятельного поиска информации


 

 

Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, практические действия, умение работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации

среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).


 

Коммуникативные: умение работать в  группе – распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

Умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ

обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Личностные:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд4). Обсудите в группах, как вы можете объяснить значение слов «полезные», «ископаемые» ( схема1)


 

 


 


 


 


 


 


 


 

Теперь поработайте в группе и попробуйте дать научное определение “Полезные ископаемые”.

- Где можно получить ответ на этот вопрос?

( учебник, энциклопедия)

Откройте учебник на стр. 46, найдите научное определение понятию полезные ископаемые и заполните свой маршрутный лист.

Организует работу по обсуждению в группах и поиску информации в учебнике

Обсуждают, объясняют значение слов, ищут информацию в учебнике и заполняют маршрутный лист.

Преобразовывают информацию из одной формы в другую: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы.

 

Проверим выполнение первого задания (проверка со слайда 5)

(“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют).

Полезных ископаемых на Земле очень много. Но, что нужно знать о них, чтобы найти применение всем полезным ископаемым?

(Свойства). 

- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять - исследовать и заносить в таблицу.

Каждая группа из своих экспедиций привезла образцы полезных ископаемых. И сейчас мы с ними будем работать.

У каждой группы есть образец того или иного полезного ископаемого. На маршрутных листах у вас представлен план работы с этими образцами. Посмотрите внимательно на эти планы. У кого возникли вопросы?

(слайд 6)

По ходу работы вы должны будете заполнить таблицу, которая у вас тоже есть в маршрутном листе.

У каждой группы есть лист бумаги и конверт. В конверте находятся картинки с образцами полезных ископаемых и словами, которые описывают образцы полезных ископаемых и обозначают их свойства. После того как вы заполните таблицу, вам предстоит решить как вы будете представлять результаты своего исследования.

Свойства полезных ископаемых.

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Нефть

Жидкое; легкая; маслянистая

коричневый

горючесть

топливо

Каменный уголь

Твердое; тяжелый

черный

горючесть

топливо

Гранит

Очень твердое 
тяжелый

красный, серый, белый

прочность

строительство

Железная руда

Очень твёрдая, тяжёлая

Тёмно - серый

прочный

Для изготовления различных металлов


 

 Создает условия для соотнесения обучающимися поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.


 

 


 


 


 

Организует работу в группах для самостоятельного «открытия» свойств полезных ископаемых и фиксация результатов в таблице.


 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления; определяют причины явлений, событий.


 


 


 


 


 


 

Учащиеся работают над исследованием: осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации с использованием различных источников; самостоятельно выполняют опыты, консультируясь по мере необходимости с учителем и товарищами по группе. 

Планируют свою деятельность; выбирают форму и способ презентации предполагаемого результата.

Оформляют отчёт.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Физминутка

Перед тем, ка представить результаты своего исследования, предлагаю группам сделать привал.

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”

Проводит физминутку для снятия физического и психологического напряжения.

Выполняют комплекс упражнений


 

Презентация результатов деятельности групп.


 


 


 


 


 


 


 

Рефлексия деятельности

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

 

Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

Выступление групп

1 человек знакомит с результатами,

2- держит коллаж,

3 – дополнительная информация,

4 – эксперт (способ добычи)

Нефть – слайды 8,9,10

Каменный уголь – слайды 11, 12, 13

Железная руда – слайды 14, 15, 16

Гранит – слайды 17, 18, 19

Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, давая возможность группам оценить свою работу, подводит итоги работы каждой группы.

Презентуют результаты исследования. Анализируют готовый продукт.

Дают оценку деятельности своей группы: соответствует ли их выступление плану? довольны ли своей работой?


 

Коммуникативные: полные ответы учащихся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации

 

Возвращаемся к вашим листочкам – таблицам. На какие вопросы мы уже получили ответы? Что вы уже узнали?

- Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок» (слайд 20). (Схема 2)

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

 


 

 Наша схема заполнена не полностью. Чтобы это исправить, нам необходимо выслушать сообщение, которое подготовил ученик. (Ученик рассказывает о соли) (слайд 21)

Организует работу по

 осмыслению полученной информации: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.


 

 

 


 


 

На основе полученных знаний


 


 


 


 


 


 

Познавательные:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения

знаний.


 

Взгляните на нашу таблицу. Какие вопросы мы еще не обсудили?

(Бережное использование и экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.)

- Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

- Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

- Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Вывод (слайд 22).

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

На какой вопрос мы получили ответ?

- Что нам ещё нужно выяснить?

( Экологические проблемы)

(слайд 23))

Нарушаются места обитания растений и животных, засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды, воздух, гибнут рыбы, птицы.


 


 


 

Рефлексия

 (слайд 24)

В начале урока мы поставили перед собой ряд вопросов, на которые должны были дать ответы.

Мы справились с этим заданием?

Используя листок – таблицу сделайте вывод, что мы теперь знаем о полезных ископаемых.

Оценивание работы.

1. Урок был – полезный, познавательный…

2. На уроке чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

Домашнее задание (слайд 25)

- Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Кингисеппского района.

- Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом, о котором ещё не говорили.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


 

Оценивают результаты своей деятельности на уроке


 

Регулятивные:

Оценка своих достижений, осознание трудностей

Личностные:

Учебно- познавательный мотив изучения окружающего мира. Ориентация на понимание причин успеха в учебе, проявление интереса к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке

Приложение к уроку

Схема 1

t1602157142aa.gif
 


 

 

Схема 2

t1602157142ab.gif

 


 

Задание группе 1.Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

Задание 1 А) Угольная промышленность — Включает добычу (обогащение) и переработку (брикетирование) бурого и каменного угля. Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров.

Можно встретить два метода добычи угля - это поверхностные карьеры и подземные горные работы - шахты. Поверхностный метод добычи угля применяется, в случае, если угольный пласт находится относительно недалеко от поверхности. Применяют всевозможные оснащение - это бульдозеры, погрузчики. Этот метод, обычно, заметно дешевле, нежели горные работы.
Глубокая 
добыча угля используется, когда уголь лежит глубоко – в шахтах. После того как уголь добывается из глубины, его доставляют на фабрики. На фабрике уголь очищают от земли, серы и иных примесей, увеличивая топливную способность угля.

Задание группе 2.Нефть.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как она образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Она используется для производства различных волокон, пластмасс, красителей. Нефть называют чёрным золотом.

Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось чёрного золота?

В первую очередь нам пришлось бы отказаться от автомобилей – ведь бензин делают из нефти. Да и не только он – практически любое транспортное средство использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолётам – авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам – дизельное топливо, кораблям – мазут. Привычным асфальтированным шоссе тоже не обойтись без нефти. Ведь асфальт делают из остатков нефти, образующейся от её перегонки. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями без нефти будут расхлябанные просёлки без асфальтового покрытия, ездить по которым придётся на телеге с запряжённой в неё лошадью.

Из нефти делают типографические краски- значит, без неё не будет журналов, газет, кино. Фото и киноплёнки тоже делают из нефти.

Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии – вот что такое мир без нефти.

Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать « прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде модным краскам для волос.

Капроновые колготки, эластичное бельё, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона – всё это тоже исчезло бы с витрин магазинов.

Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть – это пластиковые бутылки, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое Современный мир – это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

Задание 2 А) Нефть добывают путём бурения скважин.

Скважины могут быть вертикальными или наклонно-направленными.

1. Скважины, предусмотренные для добычи нефти, называют добывающими.

Различают несколько способов добычи нефти:

1. Насосная добыча - наиболее распространенный способ добычи нефти с помощью штанговых скважинных насосов и погружных насосов.

2. Фонтанная добыча - способ, при котором подъем жидкости на поверхность происходит под действием энергии.

Задание группе 3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

Задание 3 А) Железная руда

Железную руду добывают закрытым способом в шахтах или открытым способом – в карьерах. Это зависит от глубины залегания руды.

Чаще всего для добычи железной руды применяется так называемый открытый способ. Копается глубокий  и довольно широкий карьер, со дна которого вывозится железная руда при помощи соответствующей техники. Вывезенная руда направляется на металлургические предприятия, где происходит ее переработка в железо или сталь.

Другой способ добычи - это шахты, это возможность доставать руду с больших глубин.

Руду, найденную в шахтах и отходящих от нее в разные стороны коридорах, взрывают, после чего по частям поднимают на поверхность с помощью специальной техники. Такой «шахтный» способ очень эффективен, но имеет один существенный недостаток: он небезопасен и требует больших затрат.

Задание группе 4 .Гранит

В России очень много разных полезных ископаемых. 
 Гранит - самая распространенная на Земле магматическая горная порода. Гранит состоит из кристаллов полевого шпата, кварца, слюды. В зависимости от состава полевых шпатов и слюды гранит может быть красным, розовым, серым и пр.  

Месторождения гранита имеются на Урале, в Сибири, на Кавказе, в Карелии, на Кольском полуострове.

Свойства гранита

Гранит очень широко применяется в строительных и облицовочных работах благодаря своим свойствам.

Долговечность. Первые признаки разрушения гранита могут проявляться более чем через 500 лет , поэтому его нередко называют «вечным» камнем.

Прочность.

Устойчивость к воздействию атмосферных явлений. Является идеальным натуральным камнем для наружной отделки зданий. Примером тому могут служить сотни зданий, облицованных гранитом в Петербурге.

Водонепроницаемость. Гранит практически не впитывает влагу. Гранит прекрасно подходит для облицовки набережных. Великолепные набережные, из гранита в Петербурге, были заложены еще во времена Петра I.

Экологичность.

Богатство фактур. Разный на ощупь - от шершавого до отполированного.

Богатая цветовая палитра. Наиболее распространенным является серый гранит, однако встречается и красный, розовый, оранжевый, голубовато-серый, голубовато-зеленый и другие. Цвет камня напрямую зависит от его месторождения.

В основном гранит используют при строительстве?

Полы, лестницы.

. Подоконники, карнизы, плинтусы, перила, кухонные столешницы и многое

Задание 4 А)  Гранит – это распространенная горная порода, обладающая высокой прочностью, это и определяет способ его добычи. Наиболее часто используемый метод – взрывной. Вначале делается глубокое отверстие, а затем в него закладываются заряды, после чего подрываются.

   Далее среди отколотых глыб гранита собирают самые большие по размеру и отправляют на место дальнейшей переработки. Этот способ добычи не требует больших затрат. Но есть и недостатки. В камнях после взрыва образуются микротрещины, а это снижает не только его стоимость, но и долговечность.

   Другой способ похож на взрывной метод. В гранитном массиве нужно проделать глубокие отверстия. Дальше в данные отверстия под высоким давлением необходимо закачать воздух. Такой метод называется откалыванием с помощью воздушной подушки. Этот способ более щадящий, поскольку дает возможность избежать проявления микротрещин в гранита.

   При еще одном способе добычи гранита применяются камнерезные машины. Для добычи применяются дисковые, а также канатные пилы. При таком способе добывается камень самого лучшего качества. Поэтому в последние годы именно описанный метод добычи гранита применяется все чаще.  

Применение соли человеком.

         Соль была обнаружена человеком достаточно давно, ещё в первобытный период, совершенно случайно. Человек ел мясо,  добытое на охоте, и случайно уронил его, а подняв, обнаружил, что мясо стало вкуснее. Так была найдена первая приправа - соль.

Еще долгое время люди не умели получать соль из воды. Они находили её в земле.

На тех местах, где её было, много вырастали города:

           в Германии

           в Австралии

в США

в Белоруссии

в России

Соль стоила очень дорого. Появилась примета: соль рассыпалась к ссоре.

Не случайно в народе появились такие поговорки:

«Соль земли» - так называют лучших  людей – «богатство народа»

«Уйти не солоно хлебавши» - в старину пищу варили без соли, досаливали её уже на столе. Хозяин, чтоб угодить одному гостю, сыпал ему дорогого удовольствия побольше, тогда другому гостю могло и не хватить соли. Тогда про хозяина говорили «пересолил», «перестарался», а другой гость ушел « не солоно хлебавши».

Другой приправы кроме соли люди не знали.

Сейчас соль добавляют в пищу, применяют в медицине, в городах дороги посыпают солью, чтобы не было гололеда. С помощью соли сохраняют продукты от гниения, когда консервируют или делают засолку. Широко применяется соль в промышленности: металлургической - для обработки мехов; в химической -  при варке мыла.

 Приготовленная пища, любое растение, молочные продукты – всё содержит соль. Суточная норма потребления соли 5 – 6 граммов (примерно 1 чайная ложка).


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.