Урок окружающего мира на тему «Полезные ископаемые» (3 класс)
Сведения об авторе
Чугунова Лариса Викторовна
Учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №1»
Ленинградская область, город Кингисепп
Конспект урока окружающего мира в третьем классе
Тема урока: "Полезные ископаемые"
Место урока в серии других уроков № 99
Система учебников «Школа России». Курс «Окружающий мир» авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкина и др. Год издания -2017
Цель |
Создать условия для осознания роли полезных ископаемых в деятельности человека и понимания необходимости их бережного использования. |
||||
Задачи |
Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых; Показать важную роль полезных ископаемых в экономике страны. Развивать умение анализировать информацию, представленную в различном виде, и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства. Развивать умения составлять схемы, таблицы. Показать необходимость охраны полезных ископаемых; Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. |
||||
Планируемые результаты |
|
||||
Тип урока |
урок открытия нового знания |
||||
Методы Формы работы |
Методы: проблемно - диалогический метод, наглядный метод, работа в группах. Фронтальная, групповая, индивидуальная.
|
||||
Необходимое техническое оборудование |
мультимедийный проектор, экран, коллекция ископаемых, лупы, маршрутные листы, набор для составления коллажа на группу ( рисунок, свойства) авторский медиапродукт: презентация.
|
Этапы урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||
Организационный момент. Самоопределение к деятельности
. |
-Взгляните друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. -Посмотрите на нашу Землю. (Слайды1,2) Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Личностные: Мотивация к учебной деятельности и самоопределение
|
|||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний Постановка задач урока
|
Какие хитрые секреты Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? |
Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.
|
Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать. |
||||||||||||||||||||||||
- Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд3)Нам предстоит сформулировать цели урока. В этом вам поможет таблица. В первой колонке вы видите вопросы, во второй колонке – вы должны поставить + напротив тех вопросов, ответы на которые вы знаете. В третьей колонке вы поставите + напротив тех вопросов, ответы на которые вы хотели бы узнать, получить. |
Ориентируются в своей системе знаний, отделяют знание от незнания |
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. |
|||||||||||||||||||||||||
|
Пользуясь таблицей, попробуйте сформулировать, над какими же вопросами мы сегодня будем работать на уроке? - Свойства полезных ископаемых -Как люди используют полезные ископаемые в своей жизни? -Как добывают полезные ископаемые? - Как надо охранять полезные ископаемые? Какие экологические проблемы могут возникать при разработке месторождения полезных ископаемых, при добыче и транспортировке? |
|
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
||||||||||||||||||||||||
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
|
Для того чтобы ответить на все эти вопросы мы отправимся в научную экспедицию по группам. Все вы будете являться геологами – разведчиками У нас сформированы 4 группы. Распределите роли в группе: организатор, секретарь, информаторы |
Организует работу учащихся в группах для самостоятельного поиска информации |
Распределяют роли в группе для самостоятельного поиска информации
|
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, практические действия, умение работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные: умение работать в группе – распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы
|
|||||||||||||||||||||||
Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд4). Обсудите в группах, как вы можете объяснить значение слов «полезные», «ископаемые» ( схема1)
Теперь поработайте в группе и попробуйте дать научное определение “Полезные ископаемые”. - Где можно получить ответ на этот вопрос? ( учебник, энциклопедия) Откройте учебник на стр. 46, найдите научное определение понятию полезные ископаемые и заполните свой маршрутный лист. |
Организует работу по обсуждению в группах и поиску информации в учебнике |
Обсуждают, объясняют значение слов, ищут информацию в учебнике и заполняют маршрутный лист. Преобразовывают информацию из одной формы в другую: представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы.
|
|||||||||||||||||||||||||
Проверим выполнение первого задания (проверка со слайда 5) (“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). Полезных ископаемых на Земле очень много. Но, что нужно знать о них, чтобы найти применение всем полезным ископаемым? (Свойства). - Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять - исследовать и заносить в таблицу. Каждая группа из своих экспедиций привезла образцы полезных ископаемых. И сейчас мы с ними будем работать. У каждой группы есть образец того или иного полезного ископаемого. На маршрутных листах у вас представлен план работы с этими образцами. Посмотрите внимательно на эти планы. У кого возникли вопросы? (слайд 6) По ходу работы вы должны будете заполнить таблицу, которая у вас тоже есть в маршрутном листе. У каждой группы есть лист бумаги и конверт. В конверте находятся картинки с образцами полезных ископаемых и словами, которые описывают образцы полезных ископаемых и обозначают их свойства. После того как вы заполните таблицу, вам предстоит решить как вы будете представлять результаты своего исследования. Свойства полезных ископаемых.
|
Создает условия для соотнесения обучающимися поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.
Организует работу в группах для самостоятельного «открытия» свойств полезных ископаемых и фиксация результатов в таблице.
|
Самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления; определяют причины явлений, событий.
Учащиеся работают над исследованием: осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации с использованием различных источников; самостоятельно выполняют опыты, консультируясь по мере необходимости с учителем и товарищами по группе. Планируют свою деятельность; выбирают форму и способ презентации предполагаемого результата. Оформляют отчёт.
|
|||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
Перед тем, ка представить результаты своего исследования, предлагаю группам сделать привал. По дорожке шли, шли, |
Проводит физминутку для снятия физического и психологического напряжения. |
Выполняют комплекс упражнений |
|
|||||||||||||||||||||||
Презентация результатов деятельности групп.
Рефлексия деятельности Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.
|
Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать. Выступление групп 1 человек знакомит с результатами, 2- держит коллаж, 3 – дополнительная информация, 4 – эксперт (способ добычи) Нефть – слайды 8,9,10 Каменный уголь – слайды 11, 12, 13 Железная руда – слайды 14, 15, 16 Гранит – слайды 17, 18, 19 |
Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, давая возможность группам оценить свою работу, подводит итоги работы каждой группы. |
Презентуют результаты исследования. Анализируют готовый продукт. Дают оценку деятельности своей группы: соответствует ли их выступление плану? довольны ли своей работой?
|
Коммуникативные: полные ответы учащихся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации
|
|||||||||||||||||||||||
Возвращаемся к вашим листочкам – таблицам. На какие вопросы мы уже получили ответы? Что вы уже узнали? - Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок» (слайд 20). (Схема 2) Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?
Наша схема заполнена не полностью. Чтобы это исправить, нам необходимо выслушать сообщение, которое подготовил ученик. (Ученик рассказывает о соли) (слайд 21) |
Организует работу по осмыслению полученной информации: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
|
На основе полученных знаний
|
Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. |
||||||||||||||||||||||||
|
Взгляните на нашу таблицу. Какие вопросы мы еще не обсудили? (Бережное использование и экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.) - Может ли наша экономика обойтись без природных богатств? - Полезные ископаемые – это источник нашей жизни. - Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли? - Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых? Вывод (слайд 22). Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. На какой вопрос мы получили ответ? - Что нам ещё нужно выяснить? ( Экологические проблемы) (слайд 23)) Нарушаются места обитания растений и животных, засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды, воздух, гибнут рыбы, птицы. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
(слайд 24) В начале урока мы поставили перед собой ряд вопросов, на которые должны были дать ответы. Мы справились с этим заданием? Используя листок – таблицу сделайте вывод, что мы теперь знаем о полезных ископаемых. Оценивание работы. 1. Урок был – полезный, познавательный… 2. На уроке чувствовал себя…. 3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке… Домашнее задание (слайд 25) - Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Кингисеппского района. - Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом, о котором ещё не говорили. |
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
|
Оценивают результаты своей деятельности на уроке
|
Регулятивные: Оценка своих достижений, осознание трудностей Личностные: Учебно- познавательный мотив изучения окружающего мира. Ориентация на понимание причин успеха в учебе, проявление интереса к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке |
Приложение к уроку
Схема 1
Схема 2
Задание группе 1.Каменный уголь.
Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.
Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.
Задание 1 А) Угольная промышленность — Включает добычу (обогащение) и переработку (брикетирование) бурого и каменного угля. Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров.
Можно встретить два метода добычи угля - это поверхностные карьеры и подземные горные работы - шахты. Поверхностный метод добычи угля применяется, в случае, если угольный пласт находится относительно недалеко от поверхности. Применяют всевозможные оснащение - это бульдозеры, погрузчики. Этот метод, обычно, заметно дешевле, нежели горные работы.
Глубокая добыча угля используется, когда уголь лежит глубоко – в шахтах. После того как уголь добывается из глубины, его доставляют на фабрики. На фабрике уголь очищают от земли, серы и иных примесей, увеличивая топливную способность угля.
Задание группе 2.Нефть.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как она образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Она используется для производства различных волокон, пластмасс, красителей. Нефть называют чёрным золотом.
Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось чёрного золота?
В первую очередь нам пришлось бы отказаться от автомобилей – ведь бензин делают из нефти. Да и не только он – практически любое транспортное средство использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолётам – авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам – дизельное топливо, кораблям – мазут. Привычным асфальтированным шоссе тоже не обойтись без нефти. Ведь асфальт делают из остатков нефти, образующейся от её перегонки. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями без нефти будут расхлябанные просёлки без асфальтового покрытия, ездить по которым придётся на телеге с запряжённой в неё лошадью.
Из нефти делают типографические краски- значит, без неё не будет журналов, газет, кино. Фото и киноплёнки тоже делают из нефти.
Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии – вот что такое мир без нефти.
Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать « прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде модным краскам для волос.
Капроновые колготки, эластичное бельё, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона – всё это тоже исчезло бы с витрин магазинов.
Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть – это пластиковые бутылки, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое Современный мир – это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.
Задание 2 А) Нефть добывают путём бурения скважин.
Скважины могут быть вертикальными или наклонно-направленными.
1. Скважины, предусмотренные для добычи нефти, называют добывающими.
Различают несколько способов добычи нефти:
1. Насосная добыча - наиболее распространенный способ добычи нефти с помощью штанговых скважинных насосов и погружных насосов.
2. Фонтанная добыча - способ, при котором подъем жидкости на поверхность происходит под действием энергии.
Задание группе 3. Железная руда.
С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.
Задание 3 А) Железная руда
Железную руду добывают закрытым способом в шахтах или открытым способом – в карьерах. Это зависит от глубины залегания руды.
Чаще всего для добычи железной руды применяется так называемый открытый способ. Копается глубокий и довольно широкий карьер, со дна которого вывозится железная руда при помощи соответствующей техники. Вывезенная руда направляется на металлургические предприятия, где происходит ее переработка в железо или сталь.
Другой способ добычи - это шахты, это возможность доставать руду с больших глубин.
Руду, найденную в шахтах и отходящих от нее в разные стороны коридорах, взрывают, после чего по частям поднимают на поверхность с помощью специальной техники. Такой «шахтный» способ очень эффективен, но имеет один существенный недостаток: он небезопасен и требует больших затрат.
Задание группе 4 .Гранит
В России очень много разных полезных ископаемых.
Гранит - самая распространенная на Земле магматическая горная порода. Гранит состоит из кристаллов полевого шпата, кварца, слюды. В зависимости от состава полевых шпатов и слюды гранит может быть красным, розовым, серым и пр.
Месторождения гранита имеются на Урале, в Сибири, на Кавказе, в Карелии, на Кольском полуострове.
Свойства гранита
Гранит очень широко применяется в строительных и облицовочных работах благодаря своим свойствам.
Долговечность. Первые признаки разрушения гранита могут проявляться более чем через 500 лет , поэтому его нередко называют «вечным» камнем.
Прочность.
Устойчивость к воздействию атмосферных явлений. Является идеальным натуральным камнем для наружной отделки зданий. Примером тому могут служить сотни зданий, облицованных гранитом в Петербурге.
Водонепроницаемость. Гранит практически не впитывает влагу. Гранит прекрасно подходит для облицовки набережных. Великолепные набережные, из гранита в Петербурге, были заложены еще во времена Петра I.
Экологичность.
Богатство фактур. Разный на ощупь - от шершавого до отполированного.
Богатая цветовая палитра. Наиболее распространенным является серый гранит, однако встречается и красный, розовый, оранжевый, голубовато-серый, голубовато-зеленый и другие. Цвет камня напрямую зависит от его месторождения.
В основном гранит используют при строительстве?
Полы, лестницы.
. Подоконники, карнизы, плинтусы, перила, кухонные столешницы и многое
Задание 4 А) Гранит – это распространенная горная порода, обладающая высокой прочностью, это и определяет способ его добычи. Наиболее часто используемый метод – взрывной. Вначале делается глубокое отверстие, а затем в него закладываются заряды, после чего подрываются.
Далее среди отколотых глыб гранита собирают самые большие по размеру и отправляют на место дальнейшей переработки. Этот способ добычи не требует больших затрат. Но есть и недостатки. В камнях после взрыва образуются микротрещины, а это снижает не только его стоимость, но и долговечность.
Другой способ похож на взрывной метод. В гранитном массиве нужно проделать глубокие отверстия. Дальше в данные отверстия под высоким давлением необходимо закачать воздух. Такой метод называется откалыванием с помощью воздушной подушки. Этот способ более щадящий, поскольку дает возможность избежать проявления микротрещин в гранита.
При еще одном способе добычи гранита применяются камнерезные машины. Для добычи применяются дисковые, а также канатные пилы. При таком способе добывается камень самого лучшего качества. Поэтому в последние годы именно описанный метод добычи гранита применяется все чаще.
Применение соли человеком.
Соль была обнаружена человеком достаточно давно, ещё в первобытный период, совершенно случайно. Человек ел мясо, добытое на охоте, и случайно уронил его, а подняв, обнаружил, что мясо стало вкуснее. Так была найдена первая приправа - соль.
Еще долгое время люди не умели получать соль из воды. Они находили её в земле.
На тех местах, где её было, много вырастали города:
в Германии
в Австралии
в США
в Белоруссии
в России
Соль стоила очень дорого. Появилась примета: соль рассыпалась к ссоре.
Не случайно в народе появились такие поговорки:
«Соль земли» - так называют лучших людей – «богатство народа»
«Уйти не солоно хлебавши» - в старину пищу варили без соли, досаливали её уже на столе. Хозяин, чтоб угодить одному гостю, сыпал ему дорогого удовольствия побольше, тогда другому гостю могло и не хватить соли. Тогда про хозяина говорили «пересолил», «перестарался», а другой гость ушел « не солоно хлебавши».
Другой приправы кроме соли люди не знали.
Сейчас соль добавляют в пищу, применяют в медицине, в городах дороги посыпают солью, чтобы не было гололеда. С помощью соли сохраняют продукты от гниения, когда консервируют или делают засолку. Широко применяется соль в промышленности: металлургической - для обработки мехов; в химической - при варке мыла.
Приготовленная пища, любое растение, молочные продукты – всё содержит соль. Суточная норма потребления соли 5 – 6 граммов (примерно 1 чайная ложка).