Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Полезные ископаемые»
Тема: Полезные ископаемые.
Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.
Задачи:
- развивать экологическое мышление;
- учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;
- формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;
- формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска с проектором, презентация учителя, лупы, стаканы с водой, коллекция полезных ископаемых, карточка по изучению свойств полезных ископаемых.
Планируемые результаты формирования УУД:
Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;
Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы;
Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.
Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.
Ход урока
I Организационный момент, сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы будем опять наблюдать
Выводы делать и рассуждать.
II Актуализация знаний.
- Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).
Поможет нам вспомнить всё самое главное по этой теме Дерево Знаний. (На дереве висят вопросы. Дети выходят, срывают листки и отвечают на вопросы.
Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».
Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).
Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).
Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).
Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).
Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).
Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).
Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).
Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).
Без чего невозможнопроизводство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств)
III Целеполагание и мотивация
Мы с вами выяснили, что у каждого человека есть разные ПОТРЕБНОСТИ. Для того чтобы их удовлетворять существует ЭКОНОМИКА . Для этого экономика производит ТОВАРЫ и оказывает УСЛУГИ. А без чего невозможно производство ТОВАРОВ И УСЛУГ? Без ТРУДА людей и ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ.
Вот сегодня на урок я принесла вам ларец. На нём написано БОГАТСТВА.
- Предположите, какие богатства здесь хранятся?
Из ларца достается коробка с образцами полезных ископаемых.
-Вот что было спрятано в ларце.
-Вы знаете, что это?
Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Полезные ископаемые).
- Используя опорные слова, определите цели сегодняшнего урока.
1. Что такое...
2. Какие…
3. Как люди…
4. Как их…
5. Как нужно …
- Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать определение понятия «полезные ископаемые», проанализировав каждое слово отдельно. Определить что такое «полезные» и «ископаемые»?
- Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». (Выслушиваются ответы детей).
- Для того чтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.46.
- Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.
IV Изучение нового материала
Первичное восприятие и осознание нового материала
Фронтальная беседа. Во время объяснения учителя дети рассматривают образцы полезных ископаемых при помощи луп.
-Мы узнали, что такое полезные ископаемые. А какие полезные ископаемые вы знаете?(Варианты: нефть, уголь, алмазы, природный газ и т.д.)
-
Что связывает все изображенные предметы (окно, кирпич, бетон, пляж) А объединяет их песок. есок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2 мм до 5 сотых мм. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый и белый песок встречается чаще всего. И это зависит от того, из какой породы он образовался. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, воды, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.
Глина – плотная горная порода, коричневого или серого цвета. При намокании она становится вязкой и пластичной, долго сохраняет свою форму при высыхании. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посудуТак же из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки. Используют в косметологии.
Торф — горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Торф тёмно-коричневого цвета, рыхлый, непрочный, легче воды. Торф используется как топливо в жилых домах, это хорошее удобрение на полях, из него получают лекарства, это теплоизоляционный материал, на фермах служит подстилкой для животных. Торф добывают в болотах. Использовать надо экономно. Важно оберегать залежи торфа от пожаров. Но почему рядом с изображением торфа расположен портрет Петра I? Именно Петр I увидел, как торф применяют в других странах для топки печей, как подстилку для домашнего скота вместо соломы, и попытался перенести его на русскую землю, приказав подданным добывать торф.
Уголь—горная порода, образовавшаяся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Уголь образуется в условиях, когда гниющий растительный материал накапливается быстрее, чем происходит его бактериальное разложение. Идеальная обстановка для этого создаётся в болотах. Различают несколько типов : бурый уголь, каменный уголь, антрацит и графит. Уголь добывают в шахтах и карьерах. Уголь – горючее полезное ископаемое, при горении даёт много тепла.
Железная руда- природное минеральное образование чёрного цвета, твёрдое и плотное, притягивает металлические предметы. Из неё делают машины, вагоны, рельсы, ножницы, а так же выплавляют сталь. Россия занимает первое место в мире по количеству запасов железных руд.
Если гранит рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это очень плотная горная порода. Он очень тверд и прочен. Цвет красный, серый. В воде он тонет и не растворяется. За высокую твердостью и прочность его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев.
Если известняк рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что его частицы значительно мельче и цвет у этих частиц бывает разный: белый, желтый, серый. Известняк – твердая и прочная горная порода (слайды 9-12).Если опустить кусочек известняка в стакан воды, то мы увидим, что он утонет, значит, тяжелее воды. В воде он не растворяется.
Разновидностью известняка является мрамор. Рассмотрим мрамор внимательнее. Цвет его частиц может быть разным: белым, красным, серым, черным. Мрамор имеет матовый блеск, а если его сравнивать с известняком, то можно сказать, что мрамор тверже известняка. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы.
Нефть— природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Главное свойство нефти – горючесть. Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад. По свойствам нефть легче воды и в ней не растворяется, а растекается тонкой плёнкой по её поверхности. Путем перегонки из нефти получают различные продукты : бензин, реактивное топливо, керосин, дизельное топливо, мазут, смазочное масло, вазелин, различные краски, лаки, пластмассы. Для добычи нефти строят буровые вышки , бурят глубокие скважины, выкачивают её мощными насосами.
А как вы думаете, о каком полезном ископаемом сейчас пойдёт речь? Мы его не можем увидеть. Догадались? Это приро́дный газ — смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при разложении органических веществ. Природный газ находится в газообразном состоянии. Он бесцветный, лёгкий, горит голубым пламенем . Природный газ – очень хорошее топливо. Его используют на электростанциях, в котельных, на заводах, в быту. Природный газ находится в земле на глубине от 1000 метров до нескольких километров. Газ добывают из недр земли с помощью скважин. По газопроводам газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.
- На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые? (они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии).
Назовите полезные в жидком состоянии. (нефть)
Назовите полезное ископаемое в газообразном состоянии. (природный газ)
Все остальные полезные ископаемые в каком состоянии находятся?
Ученые разделили полезные ископаемые на три группы по цели назначения.
Они бывают горючие, рудные (металлические), нерудные (строительные)
Распределите полезные ископаемые по группам. (Дети выходят к доске и распределяют пол.ископаемые на группы)
V Физминутка
Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.Но отдыхать мы будем со смыслом. Ведь геолог даже на отдыхе должен быть внимательным и собранным.
Детям раздаются таблички с названиями полезных ископаемых (нефть, природный газ, железная руда, торф, уголь, известняк, глина, песок, гранит).
Вы теперь не ученики, а полезные ископаемые. Выполняют движения только те, кого это касается (сначала все сидят).
- Встаньте жидкие полезные ископаемые (нефть)
- Встаньте твердыеполезные ископаемые (ж.руда, торф, уголь, известняк, гранит, песок, глина)
- Поднимитесь газообразные полезные ископаемые (газ)
- Прыгни сыпучееполезное ископаемое (песок)
- Поднимите руки вверх те полезные ископаемые, которые нужны при строительстве (песок, известняк, гранит, глина,
- Покачает головой рудные полезные ископаемые (железная руда)
- Топните 2 раза полезные ископаемые, которые используют в косметологии (глина, торф)
- Присядут полезные ископаемыезернистые, твердые, прочные (гранит)
- Поднимут левую ногу горючиеполезные ископаемые (торф, газ, уголь)
- Сядьте теполезные ископаемые, которые нужны людям (садятся все)
Зрительная гимнастика. Не сходя с места, найдите глазами все развешанные по классу кристаллы.
А теперь спокойно соберите. У каждого человека может быть только один кристалл. Помогать друг другу можно.
Теперь объединитесь в одну группу ребята, у которых зеленые кристаллы. В другую - с синими. Следующие- с красным кристаллом
Я предлагаю вам поработать в группах: определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. ( ученикам раздаются образцы. 1 группа- глины,, песка,2 группа- известняка, каменного угля, 3 группа- гранита, жел.руды.)
VI Исследовательская работа
- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним основные правила работы в группе.
- Сейчас вы можете приступить к работе.
Дети работают в группе, исследуют образцы полезных ископаемых, определяют их названия и определяют их основные свойства, заполняя таблицу.
Полезное ископаемое |
Каменный уголь |
Известняк
|
Песок
|
Глина
|
Гранит |
Жел.руда |
Состояние |
Твердое Жидкое Газообразное
|
Твердое Жидкое Газообразное
|
Твердое Жидкое Газообразное
|
Твердое Жидкое Газообразное
|
Твердое Жидкое Газообразное
|
Твердое Жидкое Газообразное
|
Состав |
Однородный Из нескольких веществ |
Однородный Из нескольких веществ |
Однородный Из нескольких веществ |
Однородный Из нескольких веществ |
Однородный Из нескольких веществ |
Однородный Из нескольких веществ |
Цвет
|
|
|
|
|
|
|
Запах |
Без запаха С запахом |
Без запаха С запахом |
Без запаха С запахом |
Без запаха С запахом |
Без запаха С запахом |
Без запаха С запахом |
Легче или тяжелее воды |
Легче тяжелее |
Легче тяжелее |
Легче тяжелее |
Легче тяжелее |
Легче тяжелее |
Легче тяжелее |
Горючесть |
Горит Не горит |
Горит Не горит |
Горит Не горит |
Горит Не горит |
Горит Не горит
|
Горит Не горит
|
Использование |
|
|
|
|
|
|
Выступление представителей от команды с результатами исследования.
- У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы исследовали ……. и выяснили его основные свойства: …”
После выступления необходимо проанализировать, получилась ли работа в группе? Справились ли вы со своей обязанностью? На что необходимо обратить внимание в следующий раз?
VII Беседа об охране полезных ископаемых
- Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история.
- Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
Ответы детей: Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Их нельзя восстановить быстро.
Учитель: Как вы думаете, можем ли мы помочь в охране природных богатств?
Ответы детей.
Учитель обобщает и дополняет:
-Ученые создают новые искусственные материалы (пластмасса) для замены металла и горючих полезных ископаемых.
- Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла.
- Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы.
- Экономно использовать газовые и электрические приборы.
- Не оставлять двери в подъездах открытыми настежь.
- Следить за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка невозможна без использования полезных ископаемых.
VIII Закрепление изученного материала
А теперь пришло время узнать, как успешно прошло наше обучение юных геологов.
Прохождение теста на интерактивной доске. Взаимопроверка.
IX Рефлексия
-Поднимите руки, кто для себя открыл что-то новое.
- Кому понравился урок?
- Что особенно понравилось?
Домашнее задание
1.Учебник стр. 46-49 читать, отв. на вопросы
2. Приготовьте к следующему уроку сообщение о полезном ископаемом на ваш выбор.
-Вы очень хорошо потрудились, проявили смекалку, ум, любознательность. Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу.