Упражнения к уроку русского языка в 11 классе «Готовимся к ЕГЭ: средства связи предложений в тексте»
Готовимся к ЕГЭ: средства связи предложений в тексте
Вера Легоцкая,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
С первого класса учим мы ребят тому, что для создания текста нужно знать, что предложения в тексте должны быть связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. А грамматическая связь означает, что слова зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, и поэтому с пятого класса мы активно вводим в качестве средств связи такие понятия, как форма слова, лексический повтор, однокоренные слова и т.д. Расширяя представления учащихся о средствах связи, мы говорим о различных типах местоимений, наречиях, вводных словах. При подготовке к ЕГЭ (в частности, к выполнению задания № 24) требуется обобщить полученные знания о средствах связи, рассмотреть различные случаи на практике. Данные упражнения, построенные на материале повести Е.А. Катишонок «Жили-были старик со старухой», помогут систематизировать изученное о средствах грамматической связи предложений в тексте.
Упражнение 1.
1)Среди предложений 1-7 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи формы слова и личного местоимения.
2)Укажите средство связи, при помощи которого предложение 5 связано с предыдущим.
(1) Жили-были старик со старухой у самого синего моря…
(2) Синее море было скорее серым и находилось в часе езды: сначала на трамвае, потом на электричке, но они давно там не бывали.
(3) Жили они вместе уже пятьдесят лет и три года.
(4) Старик действительно любил ловить рыбу, но обходился без невода: просто шел поутру с удочкой на небольшую речку, которая текла за спичечной фабрикой, прямо за парком. (5) Накануне он привычно проверял бесхитростную снасть и церемонно просил у правнучки-четырехлетки жестяное игрушечное ведерко для рыбы. (6) Рыбу он в это ведерко не клал, но девочка всякий раз с благоговением наблюдала за его сборами. (7) Был он среднего роста, коренастый, с очень прямой спиной, хоть и ходил, прихрамывая на одну ногу.
Упражнение 2.
1) Среди предложений 1-7 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи личного и притяжательного местоимений.
2) Среди предложений 4-10 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи частицы и личного местоимения.
3) Среди предложений 7-11 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи однокоренного слова и лексического повтора.
(1) Пряжу старуха не пряла, зато вышивала в молодости немало и с большим искусством. (2) Ей удивительно подходило ее имя Матрона, которое в жизни звучало более заземленно: Матрена. (3) Впрочем, она могла бы зваться и Домной, настолько была домовитой и властной. (4) Одевалась она всегда в темные платья с вышивкой на груди, свободный покрой которых целомудренно скрывал мягкими складками оплывшие формы.
(5) Как они жили? (6) Кем они были? (7) Не всегда же звались они стариком и старухой: были ведь когда-то детьми, женихом и невестой, супругами, а затем и родителями – шутка сказать! – семерых детей, из которых двое померли во младенчестве.
(8) Оба родились на Дону, в Ростове, и выросли в староверских многодетных семьях. (9) Староверов в Ростове было немного, и они жались небольшой упрямой общинкой, теснимые уверенным троеперстным православием. (10) Рабы Божий Матрона и Григорий (так звали будущего старика) обвенчались в маленькой моленной, заключив свой союз как раз накануне смены девятнадцатого и двадцатого веков. (11) После этого, недолго думая, первыми перебрались в Остзейский край, к гостеприимному синему-серому морю, где трезвых и работящих их единоверцев встречали приветливо.
Упражнение 3.
1)Среди предложений 1-6 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи формы слова и указательного местоимения.
2)Среди предложений 4-10 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи наречия и формы слова.
3)Среди предложений 4-10 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи союза, личного местоимения и лексического повтора.
4)Среди предложений 5-10 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи формы слова.
(1) Здесь и начали жить старик со старухой в своей первой ветхой землянке – маленьком, но уютном домике, который сняли на Калужской улице. (2) Старику в то время было двадцать четыре года. (3) Он знал столярное дело и так его любил, что сразу открыл мастерскую. (4) Рекламе старик не доверял и считал баловством, да и не нуждался в ней после того, как сделал шкаф по заказу своего домовладельца. (5) В трактире, куда иногда он захаживал, свел знакомство с пожилым земляком-ростовчанином, давно уже здесь обитавшим и имеющим связи, так что в мастерской недолго работал в одиночку: нашел двух столяров-подручных.
(6) В Ростов между тем отправили весточку о своем житье-бытье, чтоб родным было о чем подумать. (7) Там весточка была разумно истолкована как приглашение, и пока шли озабоченные сборы, старика, который стариком еще, конечно, не был, стали уважительно именовать «Григоримаксимычем». (8) Заказы прибывали. (9) А с ними прибывали и приятные хлопоты: закупка материала, новые деловые знакомства, не говоря уж об устройстве дома.
(10) О доме следует сказать особо.
Упражнение 4.
1) Среди предложений 1-6 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.
2) Среди предложений 1-6 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи личного местоимения.
3) Укажите средство связи, при помощи которого предложение 5 связано с предыдущим.
(1) Работал он много и истово. (2) Его мебель шла нарасхват, потому что сделана была любовно и остроумно, без единого гвоздя или шурупа, и украшена была вдохновенной резьбой.
(3) К непроходящему изумлению отца дочка радостно играла на полу мастерской со стружками. (4) Он даже не успел пожалеть, что его первенец «женскаго пола»: будь он «мужскаго», можно было бы передать ремесло. (5) Впрочем, через пять лет родился крепкий чернобровый мальчик, которого окрестили солидным именем Автоном. (6) Коренастый, здоровый, он рос кротким и послушным, вопреки торжественному своему имени, что не удивительно, поскольку привык отзываться на теплое, почти женское имя Мотя.
Упражнение 5.
1)Среди предложений 1-6 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи форм слов.
2)Среди предложений 3-8 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи личного местоимения.
3)Укажите средство связи, при помощи которого предложение 7 связано с предыдущим.
(1) Старшей девочке Ирочке уже исполнилось одиннадцать, и она была главной и единственной помощницей матери по дому и, разумеется, нянькой для детей. (2) Округлостью и чертами лица Ирочка очень походила на мать, только никакой суровости и властности в этом нежном лице не читалось: оно было спокойным, мягким и улыбчивым. (3) Догадывалась ли девочка, что у отца она была любимицей, или нет, неизвестно, но не было случая, чтобы они не понимали друг друга, – и тогда, и сорок лет спустя. (4) Она уже ходила в школу и своей страстью к учебе изумляла родителей. (5) Сами они ничему, кроме молитв, никогда не были обучены; книг в доме не водилось. (6) Мать, которую к тому времени все в семье, включая мужа, звали мамынькой, умела быть полновластной владычицей в доме, а отец знал свое ремесло, в котором аршин, опыт и вдохновенный ум собственных рук заменяли школьную премудрость. (7) Газет, естественно, в их доме не читали и даже численника не держали. (8) Вся их жизнь, прошлая и настоящая, четко, как таблица умножения, укладывалась в стройную систему праздников и постов, так что отсчет вели, говоря упрощенно, от Покрова до Николы или от Сретения до Спаса, а дни ангела почитали важнее, чем дни рождения.
Упражнение 6.
1) Среди предложений 2-9 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора..
2) Среди предложений 3-8 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи личного местоимения.
3) Укажите средство связи, при помощи которого предложение 7 связано с предыдущим.
(1) На рождение каждого ребенка старик – еще будучи далеко не стариком – кутил, ограничиваясь, впрочем, трактиром, после чего неукоснительно вручал жене то медальон на цепочке, то агатовую брошь с бриллиантом, то серьги с аметистами цвета теплого сумрака. (2) Сам он носил только простые серебряные часы на «цепке», подаренные женой на именины. (3) Золотое свое обручальное кольцо надевал он исключительно по праздникам, отговариваясь помехами при работе, что было правдой. (4) За жену всякий раз суетливо и беспомощно переживал, детям гордо радовался, но ни разу более не испытал он такого счастливого трепета, как в том прозрачном апреле, когда взял на руки первое свое чадо.
(5) Постные дни в ветхой землянке – среда и пятница – соблюдались строго, не говоря уж о больших постах. (6) Трапеза была обильной и разнообразной, на это хозяйка была большой мастерицей. (7) Варила она щи со снетками или густой грибной суп с пухлой перловкой, тускло поблескивающей не хуже настоящего жемчуга; крупную, вальяжную белую фасоль, запеченную с разноцветными овощами, а уж пирогов!.. (8) Семья собиралась за большим квадратным столом, сработанным отцом не для одного поколения. (9) За этим же столом, покрытым белой и сияющей, как наст, крахмальной скатертью, справляли и праздники – с молочным поросенком, словно прилегшим боком от усталости на блюдо, гусями, вспухшими от антоновских яблок, и гигантским окороком, рдеющим таким же румянцем, как лицо создательницы этих яств. (По повести Е.А.Катишонок «Жили-были старик со старухой»)
Ответы
Упражнение 1.
1) 2
2) Личное местоимение
Упражнение 2.
1) 2
2) 7
3) 9
Упражнение 3.
1) 2
2) 7
3) 9
4) 10
Упражнение 4.
1) 2
2) 6
3) Вводное слово
Упражнение 5.
1) 2
2) 5
3) Притяжательное местоимение и лексический повтор
Упражнение 6.
1) 9
2) 3
3) Личное местоимение