Презентация «Готовимся к ВПР по русскому языку, 5 класс. Вариант 9»
Подготовка к ВПР по русскому языку 5 класс Вариант 9 Автор работы учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 154 г. Екатеринбург Марина Юрьевна Горбачёва
1. Перепишите текст , раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Давным-давно слышал я рас...казы про ...оробьиное оз...ро. Говорили, что там ловят...ся ...громные л...щи окуни ч...довищ...ные щ...к которые не влезают в в...дро. Уд...вительно было что щ...ки да окуни такие ...громные а оз...ро - ...оробьиное Я д...брался однажды до Вороб...иного озера. Не слишком больш... но и не маленьк..., л...жало оно среди еловых чащ..., а прямо пос...редине рас...екали его воды три остр...ва. Не было никакой ло...ки, и я не смог добрат...ся до остр...вов. Стал л...вить рыбу. Пов...дал и щуку и ч...рного окуня и з...л...того л...ща. Правда, все они были не слишком в...лики, ум...стились в одном ведре, ещ... и место осталось. 1 2 3 4
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы: 1 – фонетический разбор 2 – морфемный разбор 3 – морфологический разбор 4 – синтаксический разбор предложения 3. Поставьте знак ударения в следующих словах Щавель, свекла, алфавит, километр
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении. Недавно в наш город пришел столичный цирк. 5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. 1. Миша неожиданно заявил что с нами в кино он не пойдет 2. В кино я с вами не пойду неожиданно заявил Миша 3. Наш товарищ отказался идти с нами в кино потому что ему нужно было присматривать за маленьким братом 4. По словам друзей Миша не ходил вместе со всеми в кино
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1. Учитель сказал что на перемене мы пойдем в школьный музей. 2. На перемене все ребята пойдут в школьный музей. 3. На перемене ребята мы пойдем в школьный музей. 4. Учитель посоветовал ребятам посетить школьный музей.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор 1. Внимательные читатели учатся у писателей ценить и понимать природу. 2. Летом мне нравится гулять по лесу в поисках ягод и грибов и купаться в реке. 3. И рябины и березы осенью особенно красивы и нарядны. 4. Не слышно птиц и в воздухе стоит запах опавшей листвы.
Прочитайте текст и выполните задания 8-12 (1)Я шёл по дороге и сзади себя услыхал крик. (2)Кричал мальчик-пастух. (4)Он бежал полем и на кого-то показывал. (5)Я поглядел и увидал – по полю бегут два волка: один матёрый, другой молодой. (6)Молодой нёс на спине зарезанного ягнёнка, а зубами держал его за ногу. (7)Матёрый волк бежал позади. (8)Когда я увидал волков, я вместе с пастухом побежал за ними, и мы стали кричать. (9)На наш крик прибежали мужики с собаками. (10)Как только старый волк увидал собак и народ, он подбежал к молодому, выхватил у него ягнёнка, перекинул себе на спину, и оба волка побежали скорее и скрылись из глаз. (11)Тогда мальчик стал рассказывать, как было дело: из оврага выскочил большой волк, схватил ягнёнка, зарезал его и понёс. (12)Навстречу выбежал волчонок и бросился к ягнёнку. (13)Старый отдал нести ягнёнка молодому волку, а сам налегке побежал возле. (14)Только когда пришла беда, старый оставил ученье и сам взял ягнёнка.
8. Определите и запишите основную мысль текста 9. Почему, по мнению автора, старый волк выхватил у молодого ягненка? Запишите ответ 10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-7 текста. Запишите ответ 11. В предложениях 1-6 найдите слово со значением «крепкий, опытный». Выпишите это слово 12. В Предложении 7 найдите антоним к слову «впереди» и выпишите его.
Проверяем задания
Задание 1 Давным-давно слышал я рассказы про Воробьиное озеро. Говорили, что там ловятся огромные лещи, окуни, чудовищные щуки, которые не влезают в ведро. Удивительно было, что щуки да окуни такие огромные, а озеро - Воробьиное Я добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых чащ, а прямо посередине рассекали его воды три острова. Не было никакой лодки, и я не смог добраться до островов. Стал ловить рыбу. Повидал и щуку, и чёрного окуня, и золотого леща. Правда, все они были не слишком велики, уместились в одном ведре, ещё и место осталось.
Задание 2 1. О-зе-ро слово из 3 слогов, 1-й ударный о — [о] — гласный, ударный з — [з’] — согласный, парный глухой, парный мягкий е — [и] — гласный, безударный р — [р] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый о — [а] — гласный, безударный 5 б., 5 зв. 3. Начальная форма: Еловый Часть речи: прилагательное Грамматика: множественное число, родительный падеж, женский род, качественное прилагательное 2. Слышал слыш - корень а - суффикс л - суффикс основа - слышал 4. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, неосложненное Я(местоимение) - подлежащее Добрался(глагол) - сказуемое Однажды - обстоятельство До озера - дополнение Воробьиного - определение
Задание 3 Щавель, свекла, алфавит, километр
Задание 4 Недавно в наш город пришел столичный цирк. Недавно – наречие в – предлог наш – местоимение город – существительное пришел – глагол столичный – прилагательное цирк – существительное
Задание 5 «В кино я с вами не пойду», - неожиданно заявил Миша. «П», - А.
Задание 6 На перемене, ребята, мы пойдем в школьный музей. Слово «ребята» является обращением, следовательно его нужно выделить запятыми.
Задание 7 Не слышно птиц, и в воздухе стоит запах опавшей листвы. Предложение является сложным, значит перед союзом «и» стоит поставить запятую.
Задание 8 Основная мысль текста заключается в том, что старый волк учил молодого охотиться.
Задание 9 Старый волк хотел помочь молодому нести ягненка, когда их стали догонять люди и собаки.
Задание 10 Тип речи – повествование
Задание 11 Матерый
Задание 12 Позади
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Татьяна Куклева
Горбачёва Марина Юрьевна
Шипилова Валентина Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Медведева Татьяна Петровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна