Как подготовить ребенка к поступлению в первый класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13
ГОРОДСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ
МЕДИКО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №1
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Гостиная для родителей будущих первоклассников:
Скоро в школу.
Как подготовить ребенка
к поступлению в первый класс.
Готовность будущих первоклассников.
Подготовила:
Социальный педагог
Казакова Марина Сергеевна
г. Нефтекамск 2022
Дата и место проведения: 21.04.2022г., кабинет №6, ГРОМПЦ №1, МОАУ СОШ №13;
Дата и время проведения: 21.04.2022г, 15-00 часов;
Продолжительность – 1 час;
Цели и задачи: – Гармонизация эмоциональных связей в семье;
- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
- научить участников способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;
- формировать у каждого из участников чувства эмпатии;
- формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей;
Форма проведения: Беседа с презентацией, практическое тренинговое занятие;
Целевая аудитория: Родители будущих первоклассников;
Методы работы: Игровая терапия, телесно-ориентированная терапия;
Оборудование: Мультимедийное оборудование, ленты;
Раздаточный материал: Буклеты.
Ход выступления:
Добрый день уважаемые родители.
Сегодня хочу обратить ваше внимание на экран – Перед вами виды готовности ребенка к школе.
Волевая готовность
Физиологическая
Мотивационная
Коммуникативная
Интеллектуально-коммуникативная
Давайте вкратце разберем каждую:
Волевая готовность
Подчиняться правилам
Умения вести себя по правилам
Физиологическая
Созревание личности
Изменение зубов
Меняется образ жизни, стиль поведения
Больше пространства, свободы
Меняется режим – привыкание к изменениям
Игры: Что я возьму в школу? (разложить разные предметы)
3 раза - С родителем
При родителе
Без родителя
Мотивационная
Внутренняя позиция школьника
Пространственное мышление
Задавать вопросы ребенку: (Родителю помогут ответы)
Для чего идешь в школу?
Зачем тебе это?
- Какие твои цели?
Коммуникативная
Выстраивать отношения с друзьями
Как ребенок реагирует на замечания? (слова, действия)
Интеллектуально-коммуникативная
Развитие внимания, памяти, мышления, умение защищаться
Игра в вопросы на развитее памяти:
- В какой одежде был сегодня воспитатель (педагог)?
Какой предмет пропал?
Назови предметы круглой формы (которые ты видишь)?
- Ассоциации
Игры на развитие зрительно-моторной функции
- Дорисуй рисунок, Лабиринты, Бродилки, Городки, Затерялки предмет (буква, цифра), шашки, домино
В конце выступления хотела бы обратить ваше внимание на советы:
Уберите сравнение детей в своей речи
Повышайте авторитет учителя
Замечать + ребенка (Ищем его преимущества: Зато ты умеешь, (можешь…)
Качества ребенка важнее (Я тобой горжусь…)
Тактильный контакт (Похвала за реальные действия)
Требовать от ребенка по его возрасту
Задания делать с поддержкой, а не за него
Разговаривать в диалоге
Упражнение-активизация (тренинг) «Недетские запреты»
Ход тренинга:
Каким мы часто хотим видеть своего ребенка?
- ответы родителей (послушным, хорошим…
Я хотела бы пригласить 1 родителя - мне в помощь. Родитель садится на стул.
Представьте, что вы ребенок…
-: Утро, вы со своим малышом спешите в детский сад. Малыш энергичный и очень любознательный, он задаёт много вопросов, постоянно дёргает маму за руку и пытается что-то ей сказать.
Ребёнок: Мама, смотри, смотри, что это там? Куда кошка побежала? Как эта машина называется? Что это собачка делает?
Мама: Перестань глазеть по сторонам! Смотри под ноги, упадёшь в лужу! (Глаза.)
-: Директива: ничего не видеть!
(У мамы звонит телефон, она отвечает на звонок коллеги. Малыш внимательно слушает разговор.)
Ребёнок: Мама, а что такое «начальник-зараза»?
Мама: Ты почему уши развесил? Как не стыдно! Сколько раз тебе повторять: во взрослые разговоры вмешиваться нельзя! (уши.)
-: Директива: никого не слышать!
Ребёнок: Я только спросил! Ты же говорила, что обзывать взрослых нельзя, а сама…
Мама: Что, самый умный? Матери будешь указывать? ( голова.) Директива: не думай!
Ребёнок: А меня Машка ждёт в детском саду, которая…
Мама: Ой, некогда! Идём быстрее, хватит болтать, закрой рот. (рот.)
: Директива: не разговаривай! Ребёнок идёт молча и на ходу пытается поднять какую-то веточку.
Мама (кричит в ужасе): Выброси эту гадость сейчас же, она грязная! Что у тебя за руки! Всё хватаешь, вечно они у тебя в грязи! («руки.)
-: Директива: ничего не делай руками.
Но ребёнку становится скучно. После дождя на тротуаре остались лужи, и малыш начинает скакать по ним.
Мама: Это что такое?! Ты на кого похож?! Сам вывозился и меня обрызгал! Стой смирно. Не прыгай, дай вытру тебя салфеткой! (ноги.)-: Директива: не ходи.
Мама: Иди около меня, дай руку! Да не беги ты вперёд! (к «маме».)
-: Директива: никому не доверяй, кроме меня. Никуда от меня не отходи. Все обманут, верь только мне.
Мама в праведном гневе отругала малыша. Как ей идти на работу? Она вся в грязных брызгах! А ребёнок стоит и ревёт.
Мама: Что ты разнылся?! Чего ты ревёшь? Нечего реветь, сам виноват. Не надо было по луже скакать. Замолчи, кому сказала! Позоришь только меня. («сердце.) Директива: не испытывай чувства.
Рот – чтобы не ругался и не кричал;
Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;
Уши – чтобы не слышали лишнего;
Руки – чтобы не дрались;
Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;
Душу – чтобы не страдала.
После завершения процедуры обращается к участникам с вопросами:
Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!
Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!
Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!
Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!
Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, - зрителей-родителей:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Рефлексия
После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители
Используемая литература для выступления:
https://www.maam.ru/detskijsad/trening-detsko-roditelskih-otnoshenii-kak-my-chuvstvuem-drug-druga.html Елена Казип
https://www.i-igrushki.ru/archive/roditelskie-zaprety-i-ogranicheniya.html Елена Костарева,
www.znanio.ru - буклет