Статья «Графическая вышивка как универсальная технология для ориентировки в пространстве детей 7–12 лет»
Графическая вышивка как универсальная технология для ориентировки в пространстве детей 7 – 12 лет
Уважаемые педагоги!
В настоящее время при диагностики высших психических функций все чаще выявляются дети с нарушением восприятия пространства. Обучающиеся, не видят строку, заезжают за поля, не видят границы клеток в тетради, пропускают страницы, начинают писать с середины листа и т. д. Зеркальное написание и сложность запоминания букв и цифр, неумение ориентироваться на листе бумаги и ещё множество трудностей с которыми сталкиваются педагоги, родители. Данная проблема встречается не только в начальной, но и в средней школе. Это не только дети с ограниченными возможностями здоровья, это повсеместная проблема всех категорий детей, то есть условно здоровые дети. Они прекрасно ориентируются в гаджетах на интуитивном уровне, но эти навыки не переносятся в учебную ситуацию.
На сайте он-лайн школы «Учимся играя» мы нашли задание «Графические диктанты по клеточкам», которое нас заинтересовало. Представленная технология сподвигла нас на создание собственного альбома «Графическая вышивка по координатам», или, как назвали её дети «Морской бой».
Пособие адресовано педагогам и родителям для занятий с детьми 5-12 лет.
Альбом состоит из заданий различной тематики и степени сложности. Каждое задание находится на отдельном бланке. Бланк состоит из таблицы:
- По горизонтали расположены цифры
- По вертикали расположены буквы
Внизу бланка находится таблица координат, с помощью которой ребенок ищет заданную клетку. Для этого необходимо найти точку пересечения буквы и цифры. Найденную клетку закрашивают или заштриховывают карандашом.
Так появляется изображение.
На этапе знакомства с пособием задания выполняется простым карандашом. Это позволяет исправить допущенные ошибки. Когда обучающиеся освоили принцип работы с таблицей, предлагается использование цветных карандашей.
Если цвет не задан, ребенок выбирает его сам в зависимости от его настроения и пожелания. Найденную клетку в таблице координат для удобства можно зачеркнуть. Варианты обозначения клетки могут быть разные: кружок, квадрат, крестик, штриховка, овалы, треугольники, снежинки и т.д.
Как показывает практика, некоторым обучающиеся необходима линейка, чтобы фиксировать строку.
На этапе знакомства с пособием задания выполняется простым карандашом, что позволяет исправить допущенные ошибки. Когда обучающиеся освоили принцип работы с таблицей, предлагается использование цветных карандашей.
При работе с первоклассниками мы использовали задания 1-го уровня сложности: рисование букв, цифр одним цветом. Зрительный образ закрепляется в памяти посредством практической деятельности, поэтому гласные буквы рисовали красным карандашом, согласные синим и зелёным. Графической вышивкой по координатам заинтересовались учителя – логопеды и использовали таблицы целях профилактики дисграфии.
Небольшие схемы позволяют уже в конце занятия увидеть конечный результат своей работы, что немаловажно для первоклассников.
В заданиях 2 уровня сложности количество клеточек, соответственно, увеличивается, схемы становятся сложнее. Цветовой спектр расширяется.
Задания 3 уровня сложности рассчитаны на обучающихся, которые освоили принцип работы с таблицей достаточно хорошо.
Работая с таблицей, ребенок научится:
- ориентировка на листе бумаги;
- соотносить цифру с количеством заданных клеток;
- соблюдать строку;
- работать по алгоритму;
- удерживать в памяти многоступенчатую инструкцию;
- развить прослеживающую функцию глаза;
Предложенные задания способствуют закреплению образа букв и цифр, развитию графо-моторных навыков и зрительно - моторных координаций.
Мелкая моторика напрямую связана с мышлением, логикой, усидчивостью и внимательностью, которые так пригодятся на уроках.
Альбом поможет ребенку развить высшие психические функции:
- зрительное восприятие (цветовосприятие, цветоразличение, дифференциация зрительных ощущений);
- устойчивое произвольное внимание (концентрация, распределение, объём);
- математическое мышление,
- логическое мышление;
- зрительная память;
- мелкая моторика (сенсомоторика, координация рука – глаз);
- саморегуляция, самоконтроль, произвольность действий.
Пособие незаменимо при подготовке ребенка к школе. Оно способствует развитию творческих способностей детей. На уроках технологии в нашей школе графическая вышивка находит своё продолжение.
Авторы - разработчики:
Учитель – дефектолог ГБОУ школа-интернат им. И.Е. Егорова Бударина А.А., Учитель-дефектолог ГБОУ школы-интернат им. И.Е. Егорова Чухвичева С.М.
Россия, Самарская область, г.о. Новокубышевск, 2018г.