Статья «Методика обследования зрительного восприятия и ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения», (2-год обучения)
Методика обследования зрительного восприятия и ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (2- год обучения)
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
|
2-ой год обучения |
1.Соотнесение по цвету, оттенку. |
Характеристика параметра: Основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, оранжевый, голубой, фиолетовый). Стимульный материал: Дидактическое пособие «Цвет». Методика выполнения задания: Педагог показывает геометрическую фигуру и просит ребенка показать круг такого же цвета. Инструкция: «Покажи круг такого же цвета». |
2. Узнавание, называние цветов. |
Характеристика параметра: Различать и называть основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, оранжевый, фиолетовый, голубой). Стимульный материал: Дидактическое пособие «Цвет». Инструкция: «Следуй по стрелочки и называй цвета кружочков». |
3.Соотнесение цвета с реальным объектом. |
Характеристика параметра: Различать и называть основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный). Стимульный материал: Простые сюжетные картинки, выполненные в технике аппликации, например: синий цыплёнок ходит по красной траве, рядом зелёная ёлочка. Методика выполнения задания: Предъявление сюжетных картинок. Инструкция: Что на картинке неправильно? Что бывает красного (др.) цвета? |
4. Группировка по цвету (локализация). |
Характеристика параметра: Различать и называть основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, фиолетовый, голубой, оранжевый). Стимульный материал: Квадраты и круги разного цвета. Методика выполнения задания: Перед ребёнком на столе смешивают квадраты и круги 3-х или 4-х цветов и предлагают выбрать геометрические фигуры определённого цвета. Инструкция: «Фигурки высыпались из коробочек. Наведи порядок: выбери красные (др.) геометрические фигуры и положи их в свою коробочку». |
5. Сериация по насыщенности. |
Характеристика параметра: Различать по 3 оттенка красного, оранжевого, синего, зеленого цвета. Стимульный материал: Пособие «Бабочки». Методика выполнения задания: Педагог раскладывает бабочки одного цвета в порядке убывания или возрастания насыщенности; ребёнку предлагается расставить своих бабочек так же. Инструкция: «Положи своих бабочек так же, как у меня: тёмно-синего цвета, синего и светло-синего цвета». |
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ
|
2-ой год обучения |
Различение, называние. |
Характеристика параметра: Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник. Стимульный материал: Набор геометрических фигур. Методика выполнения задания: Показ по одной фигуре. При втором варианте ребёнок осуществляет выбор из предложенных фигур. Инструкция: «Как называется эта фигура?» При затруднении: «Найди и покажи треугольник (др.)». «Следуй по стрелочкам и называй геометрическую фигуру» |
2. Соотнесение эталона формы с формой объёмных тел и предметов. |
Характеристика параметра: Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник. Стимульный материал: Набор геометрических фигур; реальные предметы в окружающей обстановке, локализованные в одном месте. Методика выполнения задания: Предъявление геометрических фигур по одной. Инструкция: «Посмотри вокруг: что из предметов (игрушек) похоже на прямоугольник (др.)?» «Посмотри на все фигуры, разложенные перед тобой: на какую из них похожа дверь от шкафа (др.)?» |
3. Соотнесение эталона формы и формы предметного изображения |
Характеристика параметра: Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник. Стимульный материал: Набор геометрических фигур; предметные картинки простой конфигурации. Методика выполнения задания: Предъявление картинок по 1-ой. Инструкция: «Что изображено на картинке? На какую геометрическую фигуру этот предмет похож?» |
4. Различение близких форм. |
Характеристика параметра: Круги – овалы. Стимульный материал: Набор кругов и овалов разной величины (по 4); эталоны – круг, овал. Методика выполнения задания: Группировка кругов и овалов с опорой на эталон формы. Инструкция: «Найди друзей для круга и овала: положи кружки – рядом с кругом; овалы – рядом с овалом». |
ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ
|
2-ой год обучения |
1.Словесное обозначение параметров величины (понимание, называние). |
Характеристика параметра: Высота, длина; большой – маленький, высокий – низкий, длинный - короткий; выше – ниже; длиннее - короче. Стимульный материал: Пособие «На лесной полянке». Методика выполнения задания: Выделение ребёнком параметра величины по словесной инструкции взрослого; ответ словом на вопрос педагога. Инструкция: «Покажи, что на полянке есть высокое, низкое, длинное, короткое». |
2. Соотнесение предметов по величине. |
Характеристика параметра: Соотносить 2 разных объекта, одинаковые по длине или высоте, расположенные в реальном пространстве. Стимульный материал: Игрушки или реальные объекты, среди которых есть одинаковые по объёму, длине, высоте (3-5 объектов, разнорасположенных в реальном пространстве). Методика выполнения задания: Выбор ребёнком игрушки заданной величины (предъявление по одному). Инструкция: «Найди мяч такой же величины». «Найди игрушку такой же длины». «Найди игрушку такой же высоты». «Найди цилиндр такой же толщины». «Найди пластину такой же ширины». |
3. Сериация по величине. |
Характеристика параметра: 5 величин (разностный порог уменьшен). Стимульный материал: Набор предметов разной высоты (матрёшки, цилиндры, др.). Методика выполнения задания: Ребёнок расставляет предметы по словесной инструкции педагога.. Инструкция: «Расставь матрешки по величине: от самой высокой к самой низкой. Какую игрушку поставишь первой?» |
ВОСПРИЯТИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ
|
2-ой год обучения |
1.Анализ и конструирование образца из геометрических форм. |
Характеристика параметра: 4-6 деталей. Стимульный материал: пособие «Поезд» Методика выполнения задания: Анализ образца по вопросам педагога; воспроизведение. Инструкция: «Узнай, что на картинке». «Из каких частей состоит картинка? |
2. Составление целого из частей предметного изображения. |
Характеристика параметра: 4 части (разрез по вертикали и горизонтали). Стимульный материал: Предметные картинки, выполненные в технике аппликации (машина, чашка, птичка и т.п.); соответствующие разрезные картинки. Методика выполнения задания: Анализ образца по вопросам педагога; воспроизведение. Инструкция: «Узнай, что на картинке». «Какие части есть у машины?» «Что на картинке снизу, сверху, справа, слева?» «Где находятся колёса, сколько их?» «Собери такую же картинку сам». |
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
|
2-ой год обучения |
1. Понимание пространственных предлогов и наречий |
Характеристика параметра: Из, на, под, по, в, к, за, рядом, Стимульный материал: Игрушки. Методика выполнения задания: Выполнение действий с игрушкой по словесной инструкции педагога. Инструкция: «Поставь игрушку в шкаф». «Прокати шарик по дорожке» и др. |
2. Оценка удалённости в большом пространстве. |
Характеристика параметра: Высоко – низко, далеко-близко. Стимульный материал: Игрушки, предметы реального пространства. Методика выполнения задания: Зрительная оценка удалённости объекта. Инструкция: «Что висит выше: шарик или кубик?» «Какие предметы далеко от тебя, близко к тебе?» |
3. Микроориентировка на листе. |
Характеристика параметра: Верх, низ, середина, справа от середины, слева от середины; сверху вниз, снизу вверх. Стимульный материал: Лист бумаги, набор геометрических фигур. Методика выполнения задания: Выкладывание геометрических фигур по словесной инструкции педагога; показ направлений движения. Инструкция: «Положи кружок на верхнюю сторону листа, треугольник - на нижнюю, квадрат - посередине и т.п.». «Проведи по листу пальчиком: сверху вниз, снизу вверх». |
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
|
2-ой год обучения |
1. Ориентировка на себе |
Характеристика параметра: Знание частей тела и их пространственного расположения (вверху - внизу, спереди - сзади, правая - левая). Стимульный материал: Собственное тело, кукла. Методика выполнения задания: Нахождение ребёнком и показ частей тела по словесной инструкции педагога; проговаривание пространственного положения частей тела. Инструкция: «Покажи голову, нос, …» «Что у тебя одно? Что у тебя по два?» «Где у тебя находится живот?» «Что у куклы сзади?» «Возьми карандаш в правую руку». |
2. Ориентировка относительно себя. |
Характеристика параметра: Вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево; впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева. Стимульный материал: Игрушки. Методика выполнения задания: Выполнение заданий по словесной инструкции педагога. Инструкция: «Покажи флажком вперёд, направо, …» «Пройди направо, повернись и пройди назад, …» «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя …». |
3. Ориентировка с помощью слуха, обоняния. |
Характеристика параметра: Ориентировка в окружающем пространстве с привлечением слуха, обоняния. Стимульный материал: Звучащий предмет (колокольчик). Методика выполнения задания: Определение ребёнком направления (места) звучания предмета. Инструкция: «Иди в ту сторону, откуда позвали». «Угадай, кто позвал». «Иди на звук колокольчика». |
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
|
2-ой год обучения |
Диагностические вопросы. |
«Назови свое имя и фамилию». «Как зовут твою маму, твоего папу». «Ты знаешь свой адрес? Назови его». «Какие предметы мебели есть в кабинете, группе? Расскажи, зачем нужен стул, стол, шкаф т.п.» «Расскажи о своей одежде. В чем ты сейчас одет? Зачем людям нудна одежда?» «Расскажи, что делают в детском саду воспитатель (няня, медсестра, повар)» «Расскажи, что делают дети в группе». «Умеешь ли ты просить о помощи? Как? Благодарить за помощь? Предлагать свою помощь?» |
Диагностические задания. |
«Какое время года на картинке? Как ты догадался?» «Рассмотри внимательно игрушки. Чем они похожи? Чем отличатся?» |