12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лисовская Светлана Васильевна580
Учитель-дефектолог высшей квалификации, эксперт МЦКО, победитель конкурса "Грант Москвы в сфере образования 2011", член жюри в конкурсах мультимедийных и проектных работ
Россия, Москва, Москва
2

Статья «Методика обследования зрительного восприятия и ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения», (2-год обучения)

Методика обследования зрительного восприятия и ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (2- год обучения)

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

        1. Параметры

2-ой год обучения

1.Соотнесение по цвету, оттенку.

Характеристика параметра: Основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, оранжевый, голубой, фиолетовый).

Стимульный материал: Дидактическое пособие «Цвет».

Методика выполнения задания: Педагог показывает геометрическую фигуру и просит ребенка показать круг такого же цвета.

Инструкция: «Покажи круг такого же цвета».

2. Узнавание, называние цветов.

Характеристика параметра: Различать и называть основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, оранжевый, фиолетовый, голубой).

Стимульный материал: Дидактическое пособие «Цвет».

Инструкция: «Следуй по стрелочки и называй цвета кружочков».

3.Соотнесение цвета с реальным объектом.

Характеристика параметра: Различать и называть основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный).

Стимульный материал: Простые сюжетные картинки, выполненные в технике аппликации, например: синий цыплёнок ходит по красной траве, рядом зелёная ёлочка.

Методика выполнения задания: Предъявление сюжетных картинок.

Инструкция: Что на картинке неправильно?

Что бывает красного (др.) цвета?

4. Группировка по цвету (локализация).

Характеристика параметра: Различать и называть основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, фиолетовый, голубой, оранжевый).

Стимульный материал: Квадраты и круги разного цвета.

Методика выполнения задания: Перед ребёнком на столе смешивают квадраты и круги 3-х или 4-х цветов и предлагают выбрать геометрические фигуры определённого цвета.

Инструкция: «Фигурки высыпались из коробочек. Наведи порядок: выбери красные (др.) геометрические фигуры и положи их в свою коробочку».

5. Сериация по насыщенности.

Характеристика параметра: Различать по 3 оттенка красного, оранжевого, синего, зеленого цвета.

Стимульный материал: Пособие «Бабочки».

Методика выполнения задания: Педагог раскладывает бабочки одного цвета в порядке убывания или возрастания насыщенности; ребёнку предлагается расставить своих бабочек так же.

Инструкция: «Положи своих бабочек так же, как у меня: тёмно-синего цвета, синего и светло-синего цвета».

ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ

        1. Параметры

2-ой год обучения

Различение, называние.

Характеристика параметра: Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник.

Стимульный материал: Набор геометрических фигур.

Методика выполнения задания: Показ по одной фигуре.

При втором варианте ребёнок осуществляет выбор из предложенных фигур.

Инструкция: «Как называется эта фигура?»

При затруднении: «Найди и покажи треугольник (др.)».

«Следуй по стрелочкам и называй геометрическую фигуру»

2. Соотнесение эталона формы с формой объёмных тел и предметов.

Характеристика параметра: Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник.

Стимульный материал: Набор геометрических фигур; реальные предметы в окружающей обстановке, локализованные в одном месте.

Методика выполнения задания: Предъявление геометрических фигур по одной.

Инструкция: «Посмотри вокруг: что из предметов (игрушек) похоже на прямоугольник (др.)?»

«Посмотри на все фигуры, разложенные перед тобой: на какую из них похожа дверь от шкафа (др.)?»

3. Соотнесение эталона формы и формы предметного изображения

Характеристика параметра: Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник.

Стимульный материал: Набор геометрических фигур; предметные картинки простой конфигурации.

Методика выполнения задания: Предъявление картинок по 1-ой.

Инструкция: «Что изображено на картинке? На какую геометрическую фигуру этот предмет похож?»

4. Различение близких форм.

Характеристика параметра: Круги – овалы.

Стимульный материал: Набор кругов и овалов разной величины (по 4); эталоны – круг, овал.

Методика выполнения задания: Группировка кругов и овалов с опорой на эталон формы.

Инструкция: «Найди друзей для круга и овала: положи кружки – рядом с кругом; овалы – рядом с овалом».

ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ

        1. Параметры

2-ой год обучения

1.Словесное обозначение параметров величины (понимание, называние).

Характеристика параметра: Высота, длина; большой – маленький, высокий – низкий, длинный - короткий; выше – ниже; длиннее - короче.

Стимульный материал: Пособие «На лесной полянке».

Методика выполнения задания: Выделение ребёнком параметра величины по словесной инструкции взрослого;

ответ словом на вопрос педагога.

Инструкция: «Покажи, что на полянке есть высокое, низкое, длинное, короткое».

2. Соотнесение предметов по величине.

Характеристика параметра: Соотносить 2 разных объекта, одинаковые по длине или высоте, расположенные в реальном пространстве.

Стимульный материал: Игрушки или реальные объекты, среди которых есть одинаковые по объёму, длине, высоте (3-5 объектов, разнорасположенных в реальном пространстве).

Методика выполнения задания: Выбор ребёнком игрушки заданной величины (предъявление по одному).

Инструкция: «Найди мяч такой же величины». «Найди игрушку такой же длины». «Найди игрушку такой же высоты». «Найди цилиндр такой же толщины». «Найди пластину такой же ширины».

3. Сериация по величине.

Характеристика параметра: 5 величин (разностный порог уменьшен).

Стимульный материал: Набор предметов разной высоты (матрёшки, цилиндры, др.).

Методика выполнения задания: Ребёнок расставляет предметы по словесной инструкции педагога..

Инструкция: «Расставь матрешки по величине: от самой высокой к самой низкой. Какую игрушку поставишь первой?»

ВОСПРИЯТИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ

        1. Параметры

2-ой год обучения

1.Анализ и конструирование образца из геометрических форм.

Характеристика параметра: 4-6 деталей.

Стимульный материал: пособие «Поезд»

Методика выполнения задания: Анализ образца по вопросам педагога; воспроизведение.

Инструкция: «Узнай, что на картинке».

«Из каких частей состоит картинка?

2. Составление целого из частей предметного изображения.

Характеристика параметра: 4 части (разрез по вертикали и горизонтали).

Стимульный материал: Предметные картинки, выполненные в технике аппликации (машина, чашка, птичка и т.п.); соответствующие разрезные картинки.

Методика выполнения задания: Анализ образца по вопросам педагога; воспроизведение.

Инструкция: «Узнай, что на картинке».

«Какие части есть у машины?»

«Что на картинке снизу, сверху, справа, слева?»

«Где находятся колёса, сколько их?»

«Собери такую же картинку сам».

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

        1. Параметры

2-ой год обучения

1. Понимание пространственных предлогов и наречий

Характеристика параметра: Из, на, под, по, в, к, за, рядом,
впереди, вперёд, сзади, назад, вверху, вверх, внизу, вниз, справа, слева, направо, налево.

Стимульный материал: Игрушки.

Методика выполнения задания: Выполнение действий с игрушкой по словесной инструкции педагога.

Инструкция: «Поставь игрушку в шкаф».

«Прокати шарик по дорожке» и др.

2. Оценка удалённости в большом пространстве.

Характеристика параметра: Высоко – низко, далеко-близко.

Стимульный материал: Игрушки, предметы реального пространства.

Методика выполнения задания: Зрительная оценка удалённости объекта.

Инструкция: «Что висит выше: шарик или кубик?»

«Какие предметы далеко от тебя, близко к тебе?»

3. Микроориентировка на листе.

Характеристика параметра: Верх, низ, середина, справа от середины, слева от середины; сверху вниз, снизу вверх.

Стимульный материал: Лист бумаги, набор геометрических фигур.

Методика выполнения задания: Выкладывание геометрических фигур по словесной инструкции педагога; показ направлений движения.

Инструкция: «Положи кружок на верхнюю сторону листа, треугольник - на нижнюю, квадрат - посередине и т.п.».

«Проведи по листу пальчиком: сверху вниз, снизу вверх».

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

        1. Параметры

2-ой год обучения

1. Ориентировка на себе
(части тела).

Характеристика параметра: Знание частей тела и их пространственного расположения (вверху - внизу, спереди - сзади, правая - левая).

Стимульный материал: Собственное тело, кукла.

Методика выполнения задания: Нахождение ребёнком и показ частей тела по словесной инструкции педагога; проговаривание пространственного положения частей тела.

Инструкция: «Покажи голову, нос, …»

«Что у тебя одно? Что у тебя по два?»

«Где у тебя находится живот?»

«Что у куклы сзади?»

«Возьми карандаш в правую руку».

2. Ориентировка относительно себя.

Характеристика параметра: Вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево; впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева.

Стимульный материал: Игрушки.

Методика выполнения задания: Выполнение заданий по словесной инструкции педагога.

Инструкция: «Покажи флажком вперёд, направо, …»

«Пройди направо, повернись и пройди назад, …»

«Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя …».

3. Ориентировка с помощью слуха, обоняния.

Характеристика параметра: Ориентировка в окружающем пространстве с привлечением слуха, обоняния.

Стимульный материал: Звучащий предмет (колокольчик).

Методика выполнения задания: Определение ребёнком направления (места) звучания предмета.

Инструкция: «Иди в ту сторону, откуда позвали». «Угадай, кто позвал».

«Иди на звук колокольчика».

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

2-ой год обучения

Диагностические вопросы.

«Назови свое имя и фамилию».

«Как зовут твою маму, твоего папу».

«Ты знаешь свой адрес? Назови его».

«Какие предметы мебели есть в кабинете, группе? Расскажи, зачем нужен стул, стол, шкаф т.п.»

«Расскажи о своей одежде. В чем ты сейчас одет? Зачем людям нудна одежда?»

«Расскажи, что делают в детском саду воспитатель (няня, медсестра, повар)»

«Расскажи, что делают дети в группе».

«Умеешь ли ты просить о помощи? Как? Благодарить за помощь? Предлагать свою помощь?»

Диагностические задания.

«Какое время года на картинке? Как ты догадался?»

«Рассмотри внимательно игрушки. Чем они похожи? Чем отличатся?»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.