12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кутырева Анастасия Анатольевна84
6

Статья "Оригами как средство развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития"

Оригами как средство развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития



Кутырева Анастасия Анатольевна

студентка 4 курса специальности

44.02.04 Специальное дошкольное образование


Тишинова Юлия Андреевна

научный руководитель, преподаватель,

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический

колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар


Аннотация: Формирование пространственной ориентации у детей с ЗПР замедленное. У данной категории детей наблюдается несформированность даже самых элементарных уровней овладения пространственных представлений (схемы тела), не говоря уже о трудностях анализа пространственных взаимоотношений внешних по отношению к телу объектов как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.

Продуктивные виды деятельности детей в детском саду многообразны. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является оригами.

Особое внимание необходимо уделять практической деятельности, в ходе которой формируются пространственные представления и понятия, где одним из таких видов деятельности является оригами . Это говорит об актуальности нашей работы

Ключевые слова: ориентировка в пространстве, оригами.


Пространственная ориентировка – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Формирование пространственной ориентации у детей с ЗПР замедленное. У данной категории детей наблюдается несформированность даже самых элементарных уровней овладения пространственных представлений (схемы тела), не говоря уже о трудностях анализа пространственных взаимоотношений внешних по отношению к телу объектов как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Понятно, что все последующие уровни пространственных представлений оказываются «в дефиците». Это может быть связано со смещением сроков и нарушенной последовательностью раннего моторного развития данной категории детей

У детей возникают трудности ориентировки практически во всех направлениях пространства (особенно правого и левого).

В исследовании З. М. Дунаевой выявлено, что вплоть до конца дошкольного возраста дети с ЗПР не имеют четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, схеме тела стоящего напротив человека. Ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Именно сформированность пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста является одной из предпосылок к овладению счетом, письмом и чтением.

Продуктивные виды деятельности детей в детском саду многообразны. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является оригами.

Особое внимание необходимо уделять практической деятельности, в ходе которой формируются пространственные представления и понятия, где одним из таких видов деятельности является оригами . Это говорит об актуальности нашей работы

Цель исследования выявить эффективность развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе работы с бумагой в технике «оригами».

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы проблемы развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе работы с бумагой в технике «оригами

2. Выявить уровень развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.

3. Разработать систему работы с использованием техники «оригами», направленную на развитие пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.

4. Определить эффективность проведенной работы

Объектом исследования является процесс развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.

Предметом исследования является работа с бумагой в технике «оригами» как средство развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: пространственная ориентировка у детей 6-7 лет с задержкой психического развития будет развиваться успешно при выполнении следующих условий:

1.Систематически и последовательно будет организована и проведена работа по развитию пространственной ориентировки в процессе работы в технике «оригами».

2.Будет качественно отобран доступный для усвоения детьми с задержкой психического развития материал (техники оригами, технологические карты, пространственные термины).

3.Будет проведена работа с родителями (законными представителями) и воспитателями по вопросам развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.

Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.

Исходя из цели, мы сформировали следующие задачи констатирующего этапа исследования:

1. Подобрать или разработать диагностические методики необходимые для проведения исследования.

2. Выявить уровень развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.

3. Осуществить качественную и количественную обработку результатов.

Исследование планируем проводить на базе МАДОУ «Детский сад №61» компенсирующего вида г. Сыктывкара.

Детский сад работает по «Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с задержкой психического развития 6-7 лет», разработанной на основе следующих примерных программ: «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (общеобразовательный уровень) и Адаптированной программы Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой, О.П. Гаврилушкиной и др./ под редакцией Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития».

Проанализировав раздел «Формирование элементарных математических представлений», было определено основное содержание по развитию пространственной ориентировки у детей 6-7 лет.

На основе программных задач была разработана диагностика, которые позволит выявить уровень развития пространственных представлений у детей у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в диагностику вошли игры по 5 направлениям:

1.Ориентировка на себе

2.Ориентировка от себя

3.Ориентировка относительно предметов

4.Ориентировка на микро плоскости

5.Ориентировка на макро плоскости


Список литературы:

Бурачевская, О.В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования / О.В. Бурачевская. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. - № 2 (2). - С. 55-57.

Говорова, Р.К вопросу о развитии пространственных представлений дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1974. - №3. - С.45.

Гучанова, А.С. Условия развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста/ А.С. Гучанова.- Текст: непосредственный// Молодой ученый.- 2018.-№ 40 (226).-с. 184-187.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.