Урок ИЗО в 6 классе «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Силуэтная аппликация»
Конспект урока по учебному предмету
«Изобразительное искусство» в 6-м классе на тему
«Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Силуэтная аппликация»
О. В. Пугач, учитель изобразительного искусства
первой квалификационной категории
Цель урока: изображение силуэтного портрета с передачей сущностных характеристик.
Задачи:
- сформировать навыки использования элементов графики в портретном жанре;
- сформировать умение выделять сущностные характеристики изображаемых героев;
- познакомить с историей становления и развития графического портрета;
- применить на практике знания о пропорциях лица человека.
Практическое задание: Силуэтное вырезание портрета:
1 группа - Герои сказок А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
2 группа – Герои сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино».
Оборудование урока: презентация «Графический портретный рисунок»
Оборудование для учащихся: черная бумага, ножницы, клей, карандаш, альбомный лист.
Ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент |
| Учитель приветствует учеников, раздает материалы к уроку | Ученики приветствуют учителя, готовятся к уроку | 1 |
2 | Систематизация и закрепление знаний | «Ракурс» | 1.Учитель предлагает открыть домашнее задание, тем самым учащиеся вспомнят знания, полученные на прошлых уроках. 2. Предлагает выполнить графическое упражнение по схемам. | Ученики открывают домашнее задание и выполняют предложенное графическое задание. Вклеивают карточку в тетрадь. | 4 |
3 | Введение в тему |
| 1.Учитель предлагает детям рассмотреть схемы на доске, задает вопросы: 1. Что общего у изображения? 2. К какому виду ИЗО относится изображение? 3. Какое средство изображения графики применили 4. Как называется данное изображение? | Ученики рассматривают схемы, отвечают на вопросы. Контуры фигуры Графика Пятно Силуэт | 3 |
4 | Беседа по теме | Презентация «Силуэт» | Одним из видов графики является силуэт. Учитель предлагает посмотреть презентацию и сформулировать определение «силуэт». | Ученики смотрят презентацию «Силуэт», формулируют понятие и записывают его в тетрадь. | 5 |
5 | Работа с текстом | «История возникновения силуэта» | Учитель предлагает прочитать информационный материал «История возникновения силуэта» и ответить на вопросы: - Что является родиной возникновения силуэтного искусства? - Какое развлечение придумал Этьен де Силуэтт? | Ученики читают информационный модуль «История возникновения силуэта», отвечают на вопросы: - Китай - Обводил тень человека на стенах своего жилища. | 8 |
6 | Актуализация знаний |
| Сегодня будем рисовать мы силуэты, Затем их из бумаги вырезать. И будем создавать портреты! Последовательность рисования головы человека в профиль мы выполняли на прошлом уроке. Чтобы получить силуэтное изображение необходимо: 1. Сделать набросок базовой формы головы. 2. Нанести конструктивные линии и обозначить форму волос. 3. Прорисовать черты лица с учетом линий. 4. Подправить контуры лица, волос, шеи, чтобы было похоже на выбранную модель. 5. Стереть все ненужные линии. Получился силуэтный рисунок. | Ученики следят за работой учителя | 3 |
7 | Физкультминутка |
| Учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку. | Учащиеся выполняют физкультминутку. | 1 |
8 | Практическая работа |
| Учитель предлагает выполнить силуэты по группам: 1 группа - Герои сказок А.С. Пушкина. 2 группа –Герои сказки «Золотой ключик» | Ученики в группах выполняют силуэтный портрет, следуя указаниям учителя, готовые работы вывешивают на доску по группам | 10 |
| | «Пропорции лица» | Учитель предлагает учащимся, которые затрудняются изобразить портрет, посмотреть информационный модуль «Пропорции лица». | Учащиеся просматривают и выполняют. |
|
9 | Итог урока |
| Учитель предлагает группам сделать выставку своих работ | Учащиеся выставляют работы, прикрепляя их на доску. | 2 |
10 | Домашнее задание |
| | Ученики записывают в дневник |
|
.
Список литературы
1. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Неменского/авт. сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека»: учебник – М.: Просвещение, 2011.
3. Передача характера человека. Урок рисования мимики лица. В школе рисования New Art Intention - historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13244&cat_ob_no=13220.
4. Программа изобразительное искусство под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
5. Сластникова М.В., Усова Н.В., Вереитинова Е.И. Изобразительное искусство 5-8 классы: Управление познавательной деятельностью учащихся. – Волгоград: Учитель, 2012.
Приложение 1
Карточка 1
Все предметы против света имеют форму силуэта .
Запишите в тетрадь определение «силуэт»
Силуэт - изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном.
Силуэт - это плоскостное изображение, вид графики.
Прочитайте текст
Родиной силуэтного искусства является Китай, как раз это совпало с изобретением в Китае бумаги. Китайцы из бумаги вырезали разные силуэты, относящиеся к различным национальным верованиям, и наклеивали их на окна: весь эффект от этого появлялся вечером, когда в окнах зажигался свет - так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты.
Этьен де Силуэтт (1709-1767)
Само слово силуэт появилось и начало свое существование с 18 века во Франции. Жил да был в то время министр финансов при королевском дворе 15-ого Людовика, которого звали Этьен де Силуэт.
Он изобрел новый метод развлечения, то есть он додумался обводить тень человека на стенах своего жилища. Как ни странно, но до него и в ум ни кому приходило взять да и заняться этим. Все это очень нравилось гостям министра, силуэты которых обводил изобретатель, понравилась эта забавная затея и самому королю и слава силуэта быстро разнеслась по всем закоулкам Франции и Европы. Радуясь такой славе Этьен де Силуэт даже создал собственный музей силуэта и различных теневых профилей. Соответственно как украшение силуэты вырезались и из бумаги, такое удовольствие могли себе позволить даже не богатые слои населения. Вот так все просто, слово силуэт унаследовало свое законное название, от Этьена де Силуэта.
В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию. Любимый жанр силуэта во все времена - портрет.
Портреты в технике силуэта вырезаются, как правило, в профиль из однотонной бумаги. Обычно силуэты (профили) вырезают на черной бумаге с последующим наклеиванием на белый лист. Но возможны и другие цветовые вариации.
Запишите в тетрадь ответы на вопросы:
- Что является родиной силуэта?
- Какое развлечение придумал Этьен де Силуэтт?
Приложение 2