Урок ИЗО в 6 классе «Конструкция головы человека и ее пропорции, Портрет в живописи»
Предмет: Изобразительное искусство. 6 класс:
Тип урока: изучение нового материала.
Тема урока «Конструкция головы человека и ее пропорции, Портрет в живописи.»
Планируемы результаты:
- получать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица;
- понимать роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла;
- овладевать первичными навыками изображения головы человека;
Цель:- Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы
человека, пропорциями лица, дать понятие средней линии и симметрии лица.
Задачи: Образовательная:- научить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица.- дать понятие средней линии и симметрии лица.
Развивающая:- продолжить развивать наблюдательность, творческую активность.
Воспитательная:- содействовать воспитанию эстетического вкуса, формированию умения находить красоту, гармонию во внешнем и внутреннем облике человека.
Обучающийся научится:
- понимать закономерности в конструкции головы человека,
- сопоставлять пропорции лица;
- наносить среднюю линию, видеть симметрию лица;
- изображать голову человека с различно соотнесенными деталями.
Ресурсы:- основные: альбом, карандаши ТМ, ластик, гуашь, акварель, кисти разного №, дополнительные: презентация, мультимедийное оборудование.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний
3. Работа над новым материалом.
1. Сообщение темы урока. Постановка целей.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с одним из наиболее сложных и привлекательных жанров – портретным.
Тема нашего урока: «Конструкция головы человека и её пропорции».
Цель урока: познакомиться с закономерностями в конструкции головы человека и её пропорциями; научиться изображать голову человека.
Виды портрета человека.
Портрет- изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности .
Портрет – это один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, его смысл именно в том, чтобы воспроизвести индивидуальные качества конкретного человека. Название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего "воспроизводить что-либо черта в черту".
Работа над портретом может быть в разной технике, графический (карандаш), акварельный, ГРАВИРОВАННЫЙ, ЖИВОПИСНЫЙ
(МАСЛО, ТЕМПЕРА, ГУАШЬ), СКУЛЬПТУРНЫЙ, РЕЛЬЕФНЫЙ
(на медалях и монетах).
ВИДЫ ПОРТРЕТА: Камерный; Психологический; Социальный; Парадный; Индивидуальный, двойной, групповой.Автопортрет
Камерный портрет - портрет использующий поясное,
погрудное или поплечное изображение. Фигура в камерном портрете обычно даётся на нейтральном фоне.
Психологический портрет призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.
Социальный портрет позволяет осмыслить содержание профессиональной деятельности, проведение свободного времени, дать оценку личности человека, исходя из характеристики среды, в которой он проживает.
Парадный портрет - портрет, показывающий человека в полный рост, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.
Индивидуальный, двойной, групповой. Автопортрет -
графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал. По формату портреты различают: головные (оплечные), погрудные, поясные, по бедра, поколенные. во весь рост
По повороту головы портреты бывают: в анфас (фр. en face, «с лица»)
в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль
Практическая работа.
Форма: индивидуальная, консультация товарища или учителя.
Деятельность учителя: организует выполнение практического задания. Выявить степень усвоения знаний об этапах выполнения рисунка.
Деятельность учащихся: выполняют практическую работу построить пропорции лица человека и создать живописный портрет.
Материал: мелки, карандаши, пастель, уголь, акварель , гуашь..
Рисуем фигуру, которая напоминает яйцо перевёрнутое острым концом вниз. Эта фигура называется ОВОИД.
По вертикали и горизонтали делим её ровно пополам тонкими линиями.
Вертикальная
линия - это ось симметрии (она нужна, чтобы правая и левая части
получились равными по размерам и элементы изображения не оказались на
разном уровне).
Горизонтальная - линия расположения глаз. Делим её на пять равных частей.
Во второй и четвёртой части находятся глаза. Расстояние между глазами тоже равно одному глазу.
Снизу на рисунке показано, как прорисовывать глаз (радужка и зрачок будут
не полностью видны - частично их закрывает верхнее веко), но не спешим
это делать, вначале закончим наш набросок.
Часть от линии глаз до подбородка делим на два - это линия на которой будет находиться нос.
Часть от линии глаз и до макушки делим на три равные части. Верхняя отметка - линия откуда растут волосы)
Часть от носа до подбородка тоже делим на три части. Верхняя отметка - линия губ.
Расстояние от верхнего века до кончика носа равно расстоянию от верхнего края уха до нижнего.
Теперь заставляем нашу стандартную заготовку рыдать в три ручья.
Линии, проведённые от внешних краёв глаз, укажут нам место, где рисовать шею.
Линии из внутренних краёв глаз - ширину носа. Линии, пущенные по дуге из
центра зрачков - ширину рта. форма лица, глаз, бровей, губ, носа, ушей и
т.д. у всех людей разная. Поэтому, рисуя чей-либо портрет, старайтесь
увидеть эти особенности и наложить их на стандартную заготовку.
Когда вы приступите работать в живописи, расцвечиваете изображение, обратите внимание, что выпуклые его части (лоб, щёки, нос и подбородок) будут светлее, а глазницы, скулы,
контур лица, и место под нижней губой - темнее.
Ваша задача - Выполнить живописный портрет по воображению или по памяти с использованием схемы пропорции головы.
Это может быть автопортрет или портрет кого-либо из близких тебе людей.
Подумай, какие цветовые сочетания лучше выразят характер и состояние души.
Физкультминутка
Не забывайте, что надо не просто зарисовывать, а думать о средствах выражения, о том , как передать характер человека, его особенные черты.
Вряд ли стоит резкими штрихами и контрастными тенями изображать человека мягкого и вдумчивого. Лучше использовать эти средства выражения для создания образа твердого и решительного человека.
Итог урока
Оценивание работ.
- Ну вот наша работа закончена.
Попробуйте сами оценить, на «4» или на «5» выполнена ваша работа и
поместить её соответственно слева или справа.
- Как вы считаете, удалось ли вам это сделать?
- Я выставлю такие отметки:…
Уборка рабочего места.