Урок физики в 11 классе «Графическое изображение колебания. Затухающие электромагнитные колебания»
Дата:11 «А» 14.11.19 г
11 «Б» 15.11.19 г
Тема урока: «ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ КОЛЕБАНИЯ. ЗАТУХАЮЩИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ».
Цель урока: познакомить учащихся с понятием гармонические колебания, затухающие свободные колебания.
Образовательная: формирование понятия о гармоническом колебании, характеристиках колебательного процесса.
Воспитательная: воспитывать в учащиеся такие качества как самостоятельность, терпение, взаимоуважение
Развивающая: развитие познавательного интереса обучающихся к предмету используя занимательный материал.
Компетенции: коммуникативная (компетенция понимания и объяснения физических явлений и формул.)
Требования государственного стандарта
Знания знать понятия гармонических колебаний и уметь выделять гармоническое колебание из других видов.
Умения: Уметь по графику гармонического процесса находить период, амплитуду, применять формулы периода и частоты колебаний для решения задач
Навыки: Формирование навыков построения графиков гармонических колебаний
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник 11 класс, ПК, мультимедийный проектор, презентация
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветственное слово учителя. Отмечание отсутствующих
II.Повторение изученного материала
Физический диктант. Соответствие электрических величин механическим величинам при колебательных процессах:
Механические величины | Электрические величины |
Координата х | Заряд q |
Скорость vx | Сила тока i |
Масса m | Индуктивность L |
Потенциальная энергия kx2/2 | Энергия электрического поля q2/2 |
Жесткость пружины k | Величина, обратная емкости 1/C |
Кинетическая энергия mv2/2 | Энергия магнитного поля Li2/2 |
Взаимопроверка. Итоги диктанта. Разбор ошибок.
III.Изучение нового материала
При электромагнитных колебаниях происходят периодические изменения электрического заряда, силы тока и напряжения. Для того, чтобы рассчитать мгновенные значения этих величин в данный момент времени, нужно иметь уравнения, описывающие свободные электромагнитные колебания этих величин. Тема сегодняшнего урока: «ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ КОЛЕБАНИЯ.ЗАТУХАЮЩИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ».
Свободные колебания совершаются за счет первоначального запаса энергии.
Для того чтобы в системе происходили свободные колебания, необходимо, чтобы было выполнено два условия:
1) система должна находиться вблизи положения устойчивого равновесия;
2) силы сопротивления движения должны быть достаточно незначительными.
Простейшей системой, в которой наблюдаются свободные электромагнитные колебания, является колебательный контур
Свободные электрические колебания аналогичны механическим колебаниям. На рисунке приведены графики изменения заряда q(t) конденсатора и смещения x(t) груза от положения равновесия, а также графики тока I(t) и скорости груза υ(t) за один период колебаний.
В отсутствие затухания свободные колебания в электрическом контуре являются гармоническими, то есть происходят по закону
q(t) = q0cos(ωt + φ0)
Максимальное значение заряда qm на обкладках конденсатора называется амплитудой колебаний заряда
Параметры L и C колебательного контура определяют только собственную частоту свободных колебаний и период колебаний - формула Томпсона
Амплитуда q0 и начальная фаза φ0 определяются начальными условиями, то есть тем способом, с помощью которого система была выведена из состояния равновесия.
Для колебаний заряда, напряжения и силы тока получаются формулы:
Для конденсатора:
q(t) = q0cosω0t
U(t) = U0cosω0t
Для катушки индуктивности:
i(t) = I0cos(ω0t + π/2)
U(t) = U0cos(ω0t + π)
Вспомним основные характеристики колебательного движения:
q0, U0, I0 - амплитуда – модуль наибольшего значения колеблющейся величины
Т - период – минимальный промежуток времени через который процесс полностью повторяется
ν - Частота – число колебаний в единицу времени
ω - Циклическая частота – число колебаний за 2п секунд
φ - фаза колебаний - величина стоящая под знаком косинуса (синуса) и характеризующая состояние системы в любой момент времени.
Фаза определяет состояние колебательной системы в данный момент времени при заданной амплитуде колебаний.
Из-за наличия у контура сопротивления колебания в нем с течением времени затухают.
Идеальный колебательный контур, в котором нет потерь энергии и свободные колебания могут продолжаться бесконечно долго за счет энергии, однажды полученной от внешнего источника. В реальном контуре часть энергии идет на нагревание соединительных проводов и нагревание катушки. Поэтому свободные колебания в колебательном контуре являются затухающими
Свободные затухающие колебания
Силы трения, действующие в реальных системах, существенно изменяют характер движения: энергия колебательной системы постоянно убывает, и колебания либо затухают, либо вообще не возникают.
Свободные колебания, возникающие при разрядке конденсатора через катушку — затухающие электромагнитные колебания.
Следует отметить, что согласно формуле Q = I2Rt, чем больше сопротивление контура, тем больше расходуется энергия. С увеличением сопротивления контура увеличится период колебания. Значит, затухающие колебания не являются гармоническими.
Графиком гармонического колебания является синусоида или косинусоида, по которой можно определить все характеристики колебательного движения: амплитуду, период, частоту, начальную фазу.
Гармонические колебания играют важную роль в физике, электротехнике. Наша задача – построить графики гармонических колебаний, применив при этом все известные правила преобразований графиков без помощи трудоёмких вычислений и научиться описывать по ним колебательный процесс.
Подобно тому как координата при механических колебаниях (в случае, когда в начальный момент времени отклонение тела маятника от положения равновесия максимально) изменяется со временем по гармоническому закону:
х = хm cos
заряд конденсатора меняется с течением времени по такому же закону:
q = qm cos,
где q - мгновенное значение электрического заряда
qm — амплитуда колебаний заряда
- циклическая частота колебаний
t - определённый момент времени
Задача
Сила тока также совершает гармонические колебания:i = = - = Im ,
где Im = qm — амплитуда колебаний силы тока. Колебания силы тока опережают по фазе на колебания заряда.
Точно так же колебания скорости тела в случае пружинного или математического маятника опережают на колебания координаты (смещения) этого тела.
В действительности, из-за неизбежного наличия сопротивления электрической цепи, колебания будут затухающими. Сопротивление R также будет влиять и на период колебаний, чем больше сопротивление R, тем большим будет период колебаний. При достаточно большом сопротивлении колебания совсем не возникнут. Конденсатор разрядится, но перезарядки его не произойдет, энергия электрического и магнитного полей перейдет в тепло.
Уравнение колебаний напряжения
u = = = - Um , где Um = .
Период и частота не зависят от амплитуды колебаний и полностью определяются параметрами колебательной системы (L и C):
Т = ;
Т = ;
IV.Закрепление изученного материала
Задача 1. Задача 6.
Сила тока в цепи переменного тока меняется со временем по закону i =20 Cos 100πt. Определить характеристики колебательной системы и построить график данного колебательного процесса.
Решение:
1. вид колебаний: Гармонические колебания.
2. уравнение в общем виде: i = Im Cos ω t
3. сравнение общего уравнения с данным: Увидели, что Im =20А, а ω = 100π.
4. Для построения графика нужны: Im и T.
Im - нашли, а теперь найдём T из формулы T = ; T = .
5. построим оси координат; переменный ток, время
6. Зная с алгебры промежутки возрастания и убывания функции y = Cosx, мы построим схематично график. T = 0,02с.
7.Проведем плавную линию.
График колебаний по уравнению i =20 Cos 100πt. выглядит следующим образом:
Ребята, давайте подчеркнём основные этапы, т.е. проговорим алгоритм решения такого типа задач.
Алгоритм:
Сравниваем конкретное уравнение с уравнением в общем виде.
Определяем характеристики колебательной системы и обозначаем их: Im , T, ω.
Выбираем масштаб, строим и обозначаем оси.
Показываем значение периода, полупериода, значение максимального тока в характерных точках. Схематично проводим график по аналогии с y = сosx.
Применяем формулы конкретного вида сопротивления и закона Ома.
Задача 2. Построить график гармонических колебаний у = 2sin(2x- ).
Решение:
Сразу укажем на типовую ошибку в подобных задачах: осуществляют сдвиг на , а необходимо на , поэтому у = 2sin2(x- ).
Как построить график такого колебания? Алгоритм построения следующий:
1. у = sinx - исходная функция.
2. у = sin2x - сжатие в 2 раза вдоль оси Ох.
3. у = 2sin2x - растяжение в 2 раза вдоль оси Оу (рис. 1).
4. у = 2sin2(x- ) - сдвиг на вправо по оси Оx (рис. 2).
При построении данного графика были использованы следующие виды преобразования графиков:
1. у = f(k x),k =2 – сжатие вдоль оси Ох
2. у = m f(x),m=2 - растяжение вдоль оси Ох
3. у = f(x- x)- параллельный перенос (сдвиг) вдоль оси Ох
Задача 2. Построить графики функций и определить основные характеристики гармонического колебания:
a) у = sin б) у = sin3x
Решение:
a). Найдем период функции у = sin:
А=1;
Период колебания Т = 6 значит, достаточно построить график на участке . Поделив этот участок на 4 равных промежутка, получим точки, которые определяют поведение графика: (рис. 3).
б) Найдем период функции у = sin3x:
А=1;
Построим график на участке длиной в период . Поделим его на 4 равных промежутка и получим точки (рис. 4).
ЧТО МЫ УЗНАЛИ НА УРОКЕ
Колебаниями называются физические процессы, которые точно или приблизительно повторяются через одинаковые интервалы времени.
Свободные колебания - это колебания, происходящие в механической системе под действием внутренних сил системы после кратковременного действия какой-то внешней силы.
Свободные колебания, возникающие при разрядке конденсатора через катушку — затухающие электромагнитные колебания.
Заряд конденсатора меняется с течением времени по такому же закону: q = qm cos
сила тока по закону: i = = - Im, где Im =
напряжение по закону: u = = = - Um , где Um = .
Циклической частотой колебаний ω является количество полных колебаний, совершаемых за 2 π секунд.
Вывод: при свободных гармонических колебаниях скорость опережает по фазе смещение на , а ускорение опережает по фазе смещение на .
V. оценивание учащихся.
VI. Домашнее задание§ 12. Ответить на вопросы