Урок на тему «Векторная графика»
Разработка урока «Векторная графика»
Волгин Павел Михайлович, учитель информатики
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №20» г. Воскресенск, Московская область
Тезис к публикации: В данной работе представлен урок по информатике в 7 классе на тему «Векторная графика» по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина 7 класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Бином, 2019.
Цели урока:
- образовательные – Знакомство с векторной графикой; Знакомство с программой Corel Draw; формирование умения самостоятельного решения задач по данной теме;
- развивающие – повышение познавательного интереса к предмету, развитие мышления; развитие творческих способностей;
- воспитательные – воспитание самостоятельности, ответственности, аккуратности и внимательности при выполнении заданий.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Проектор, компьютер, раздаточный материал в конверте, интерактивная доска.
План урока:
- Организационный момент (1 мин);
- Актуализация знаний (5 мин);
- Объяснение нового материала (19 мин);
- Закрепление нового материала (конкурсная практическая работа) (15 мин);
- Подведение итогов (5 минут).
Ход урока:
1. Организационный момент
-Здравствуйте, дети! Присаживайтесь.
-Начинаем наш урок! Скажите, кто сегодня отсутствует.
Сегодня на уроке мы с вами вернёмся к рассмотрению графических редакторов. Познакомимся с еще одним графическим редактором, а еще вы сможете поучаствовать в конкурсе.
2. Актуализация знаний
Сначала давайте вспомним:
Какие области применения компьютерной графики вы знаете? (Ответы учеников)
Какие виды графики вы знаете? (Растровая графика и векторная графика)
Выделим достоинства и недостатки векторной и растровой графики. Давайте разделимся на две команды и узнаем, кто лучше разбирается в компьютерной графике. Как мы узнаем, кто в какой команде? Перед началом урока для каждого я раздал конверты, в которых находится лист с номером вашей команды, лист с указанием, что нужно делать и карточки ответов. Ваша задача правильно соотнести эти карточки по заданию. (В каждом конверте указан номер группы, задание и карточки с ответами). Вскрывайте конверты.
Обучающиеся открывают конверты.
Конверт для первой группы:
Группа №1: Выделим достоинства растровой графики и достоинства векторной графики
Конверт для второй группы:
Группа №2: Выделим недостатки растровой графики и недостатки векторной графики
Карточка № 1:
1 группа В чем заключаются достоинства растровой графики? |
|
Масштабирование без потери качества |
Изображение строится по пикселям |
Фотографическое качество |
Изображение строится из готовых примитивов |
Низкое качество изображения (нереалистичность) |
Искажение при изменении размера, вращении и других преобразованиях |
Малый размер файлов |
Большой размер файлов |
Карточка № 2:
2 группа В чем заключаются недостатки растровой графики? |
|
Масштабирование без потери качества |
Изображение строится по пикселям |
Фотографическое качество |
Изображение строится из готовых примитивов |
Низкое качество изображения (нереалистичность) |
Искажение при изменении размера, вращении и других преобразованиях |
Малый размер файлов |
Большой размер файлов |
Карточка №3:
1 группа В чем заключаются достоинства векторной графики? |
|
Масштабирование без потери качества |
Изображение строится по пикселям |
Фотографическое качество |
Изображение строится из готовых примитивов |
Низкое качество изображения (нереалистичность) |
Искажение при изменении размера, вращении и других преобразованиях |
Малый размер файлов |
Большой размер файлов |
Карточка № 4:
2 группа В чем заключаются недостатки растровой графики? |
|
Масштабирование без потери качества |
Изображение строится по пикселям |
Фотографическое качество |
Изображение строится из готовых примитивов |
Низкое качество изображения (нереалистичность) |
Искажение при изменении размера, вращении и других преобразованиях |
Малый размер файлов |
Большой размер файлов |
Работа в группах (выделяют достоинства и недостатки растровой и векторной графики, работают с карточками на местах, затем на интерактивной доске обучающиеся делают выборку достоинств и недостатков)
1 группа: Достоинства растровой графики
2 группа: Недостатки растровой графики
1 группа: Достоинства векторной графики
2 группа: Недостатки векторной графики.
Сейчас вы разделились на группы. Вы можете пересесть так, чтобы участники группы могли совещаться и обсудить задания. (Обучающиеся пересаживаются по группам. Идет обсуждение вопросов).
У Вас 3 минуты на обсуждение. После обсуждения, один человек из каждой группы выйдет к интерактивной доске и выполнит задание.
Один обучающийся по желанию выходит к интерактивной доске.
(Интерактивная доска. Необходимо сопоставить достоинства и недостатки растровой и векторной графики)
(Итоговый вариант после сопоставления)
Сядьте, пожалуйста, по плану посадки. (Обучающиеся пересаживаются так, как сидели в начале урока). А сейчас откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему нашего урока: «Векторная графика».
3. Объяснение нового материала
Векторная графика
Сегодня на уроке мы с вами изучим еще один вид компьютерной графики – это векторная графика. Мы уже затрагивали этот вид компьютерной графики, когда рассматривали общие сведения, но не говорили о том, где и как он используется. Как вы думаете, где используется векторная графика? (Ответы учеников) (Для дизайна визиток, для верстки календаря и т.д.)
Записываем:
Векторная графика – это способ представления изображения, основанный на математическом описании геометрических объектов.
Так же, как и для растровой, для векторной графики существуют программы, с помощью которых можно реализовать построение векторных графических изображений.
Сейчас я попрошу выйти к доске одного мальчика и одну девочку, чтобы они заполнили таблицу программ. (Таблица транслируется на интерактивной доске. Обучающиеся по желанию выходят к доске и пишут специальным маркером).
Растровая графика |
Векторная графика |
|
|
Давайте вместе вспомним программы для растровой графики? (Ответы учеников) (Учитель просит девочку написать программы в нужную колонку таблицы).
А теперь давайте запишем программы для векторной графики (Учитель просит мальчика написать программы в нужную колонку таблицы).
Растровая графика |
Векторная графика |
Adobe Photoshop, paint, Gimp, Corel Photo Paint. |
Corel Draw, Inkscape, Adobe Illustrator. |
Сегодня мы с вами познакомимся с векторной программой Corel Draw. (Ученики, которые были у доски, садятся на место)
(Включен проектор. Демонстрация проектора на интерактивной доске. Обучающиеся внимательно слушают, задают вопросы, записывают в тетрадь важные тезисы)
Corel Draw имеет следующий интерфейс.
Слева находится панель инструментов.
На панели инструментов мы можем выбрать любую фигуру, например, прямоугольник.
Мы можем изменять размеры прямоугольника с помощью инструмента «указатель».
Вращать его.
В Corel Draw можно создавать закругленные прямоугольники. Для этого, рисуем прямоугольник, щелкаем на панели инструментов на форму. Щелкаем на любой угол и двигаем его к другому углу.
У нас получился вот такой рисунок:
Помимо прямоугольников, в программе присутствуют огромное количество встроенных фигур. Щелкаем на панели инструментов на «Многоугольники».
И можем нарисовать любой многоугольник, задавая количество углов.
Там же, в разделе прямоугольники, мы можем выбрать такую фигуру, как звезда.
Выбрать количество конечностей у звезды.
В этом же разделе находится такая фигура, как спираль.
Можно выбирать количество витков спирали.
На правой панели находится палитра красок.
Нажав левой кнопкой мыши на цвет, мы можем закрасить всю фигуру выбранным цветом.
Кроме того, закрасить фигуру можно с помощью инструмента «заливка».
Причем, мы можем выбрать несколько видов заливки.
- Заливка цветом;
- Градиентная заливка;
- Заливка узором;
- Заливка текстурами;
Идем дальше по панели инструментов. Эллипс – тоже один из инструментов программы.
Мы можем автоматически изменять форму эллипса, преобразуя его в сектор.
Или дугу.
А можем преобразовать эллипс вручную, используя инструмент «форма».
Corel Draw имеет встроенный инструмент «фигуры и стрелки».
В разделе «Многоугольник» можно выбрать инструмент «разлинованная бумага» и использовать ее как таблицу.
Сейчас мы создадим в программе Corel Draw пейзаж.
Создаем новый документ, командой «Файл», «Создать».
Выбираем инструмент «прямоугольник» и рисуем два прямоугольника во весь лист сверху вниз.
Заливаем Верхний прямоугольник заливкой черного цвета, а нижний – зеленого.
Далее, с помощью инструмента «прямоугольник» и «многоугольник» создаем дом. Выберем для них красный и зеленый цвета на палитре, а внутри сделаем окошко, в виде разлинованной бумаги.
Начинаем рисовать солнце. Для этого рисуем эллипс. И с помощью инструмента «форма» сделаем из него сектор. Применим операцию вращения и перемещения и выберем желтый цвет. Солнце готово.
Создаем звезды для звездного неба. Для этого используем инструмент «Звезда» и «Сложная звезда», меняя количества конечностей у звезд.
Дерево создадим с помощью инструментов «Прямоугольник», «Эллипс», «Спираль». Сгруппируем объекты. Для этого удерживая клавишу shift, выделяем два объекта, с помощью правой кнопки мыши «Сгруппировать».
Должен получиться вот такой рисунок:
Вот так можно создать пейзаж в профессиональном векторном редакторе. У меня получился не самый красивый пейзаж, но сейчас вы сами, используя инструменты векторной графики, попробуете нарисовать собственный векторный рисунок. Я объявляю конкурс векторных рисунков. Вам нужно сейчас сесть за компьютер и нарисовать самый эстетический пейзаж с использованием максимального количества инструментов. Самые лучшие работы будут вознаграждены.
4. Закрепление нового материала (конкурсная практическая работа)
(Обучающиеся садятся за компьютер и приступают к творческому конкурсу) (Учитель ходит по классу и проверяет работы, подсказывает обучающимся).
5. Подведение итогов
Заканчиваем работу и садимся на свои места.
Все молодцы, у вас получились очень красивые пейзажи, созданные в векторном редакторе. (Учитель выбирает количество победителей на свое усмотрение и ставит две отметки «пять», лауреатам конкурса одну отметку «пять», остальным участникам отметки по усмотрению учителя).
Теперь давайте ответим на несколько вопросов:
Что вы вспомнили на уроке и чему новому научились?
(Ответы учащихся)
Что получилось, что нет? (ответы учащихся)
Кто, где испытал сложность? (ответы учащихся)
Что было легко? (ответы учащихся)
Надеюсь, вам был полезен урок и вы многому научились.
Домашнее задание: §28: ответить на вопросы.
Урок окончен, до свидания!