Гражданско- патриотическое воспитание во внеклассной работе
Градусова Людмила Аркадьевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ № 26» Нижнекамского МР Республики Татарстан
E-mail: gradusovaL@bk.ru
Обобщение опыта работы
по теме «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеклассной работе»
Государство, не ставящее целью
воспитать своих граждан в духе патриотизма,
не имеет будущего.
Дж. Байрон
Проблемы патриотического воспитания активно укрепляются в настоящее время, приобретают новое значение. Вопросы острой необходимости патриотического воспитания и поиск новых подходов к нему становятся одними из самых важных моментов воспитательной работы в школах.
Если толковать понятие «патриотизм» в изначальном смысле (греч. patre – Родина), то это политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, который проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине, Отечеству, своей семье.
Но это сложное чувство само по себе не появится, а специально воспитывается, формируется и развивается в каждом ребёнке во взаимосвязи с развитием других качеств личности. Цель воспитательной работы в школе является становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за свою страну, укоренённого в духовных и культурных традициях народов России.
Механизмы формирования гражданско-патриотических ориентиров во внеклассной работе включают использование различных видов деятельности, направленных на освоение знаний об истории края, страны в целом, культуре народов России, знакомство с историей семьи.
Некоторые приёмы, которые используются для формирования гражданско-патриотических ориентиров:
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, воинами-интернационалистами.
Викторины на темы, например, «Слава тебе, победитель- солдат!», «Знаешь ли ты свой край?».
Знакомство с символикой Российской Федерации, Республики Татарстан: гербом, флагом, гимном.
Конкурсы сочинений, чтецов, патриотической песни, литературно-музыкальные композиции.
Посещение музеев: музей боевой Славы им.Н.Ф.Кайманова
Праздники, посвящённые памятным датам.
Подготовка и проведение военно-спортивной игры, например, «Зарница».
Классные часы на темы: «Государственные символы России», «Моя семья в военные годы» и другие.
Коллективные творческие дела: «Улица, на которой я живу», «Моё семейное древо».
Экскурсии: путешествия «не выходя из кабинета» (устные журналы, презентации, видеофильмы, доклады детей, работа с картами), туристические походы, выезды в музеи, пешеходные прогулки по окрестностям, автобусные экскурсии.
Некоторые приёмы, которые используются для формирования духовно-нравственных ориентиров:
Использование примера взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и другие.
Использование активных форм и методов воспитательной работы: сюжетно-ролевых, проблемно-ситуационных и деловых игр, дискуссий, диспутов, дебатов, диалогов, проблемных столов, тренингов, моделирования жизненных ситуаций, работы в малых группах.
Использование тренинговых и тестовых методик для развития навыков эффективного общения и рационального поведения в конфликте, формирования умений управлять своим поведением в сложных и критических ситуациях социального взаимодействия.
Методики:
Диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);
Диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);
Изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);
Диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);
Письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;
Диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок).
Своё выступление я хотела бы закончить словами Льва Толстого: «Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».