Закрыть [9]

Гражданско- патриотическое воспитание во внеклассной работе

0
0
Материал опубликован 15 March в группе

Градусова Людмила Аркадьевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ № 26» Нижнекамского МР Республики Татарстан

E-mail: gradusovaL@bk.ru



Обобщение опыта работы

по теме «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеклассной работе»



Государство, не ставящее целью

воспитать своих граждан в духе патриотизма,

не имеет будущего.

Дж. Байрон

Проблемы патриотического воспитания активно укрепляются в настоящее время, приобретают новое значение. Вопросы острой необходимости патриотического воспитания и поиск новых подходов к нему становятся одними из самых важных моментов воспитательной работы в школах.

Если толковать понятие «патриотизм» в изначальном смысле (греч. patre – Родина), то это политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, который проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине, Отечеству, своей семье.

Но это сложное чувство само по себе не появится, а специально воспитывается, формируется и развивается в каждом ребёнке во взаимосвязи с развитием других качеств личности. Цель воспитательной работы в школе является становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за свою страну, укоренённого в духовных и культурных традициях народов России.

Механизмы формирования гражданско-патриотических ориентиров во внеклассной работе включают использование различных видов деятельности, направленных на освоение знаний об истории края, страны в целом, культуре народов России, знакомство с историей семьи.  

Некоторые приёмы, которые используются для формирования гражданско-патриотических ориентиров:

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, воинами-интернационалистами.  

Викторины на темы, например, «Слава тебе, победитель- солдат!», «Знаешь ли ты свой край?». 

Знакомство с символикой Российской Федерации, Республики Татарстан: гербом, флагом, гимном.  

Конкурсы сочинений, чтецов, патриотической песни, литературно-музыкальные композиции.  

Посещение музеев: музей боевой Славы им.Н.Ф.Кайманова  

Праздники, посвящённые памятным датам.  

Подготовка и проведение военно-спортивной игры, например, «Зарница».  

Классные часы на темы: «Государственные символы России», «Моя семья в военные годы» и другие.  

Коллективные творческие дела: «Улица, на которой я живу», «Моё семейное древо».  

Экскурсии: путешествия «не выходя из кабинета» (устные журналы, презентации, видеофильмы, доклады детей, работа с картами), туристические походы, выезды в музеи, пешеходные прогулки по окрестностям, автобусные экскурсии. 

Некоторые приёмы, которые используются для формирования духовно-нравственных ориентиров:

Использование примера взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и другие.  

Использование активных форм и методов воспитательной работы: сюжетно-ролевых, проблемно-ситуационных и деловых игр, дискуссий, диспутов, дебатов, диалогов, проблемных столов, тренингов, моделирования жизненных ситуаций, работы в малых группах.  

Использование тренинговых и тестовых методик для развития навыков эффективного общения и рационального поведения в конфликте, формирования умений управлять своим поведением в сложных и критических ситуациях социального взаимодействия. 

Методики:

Диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);

Диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);

Изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);

Диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);

Письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;

Диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок).

Своё выступление я хотела бы закончить словами Льва Толстого: «Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.