12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Бакулина Светлана Викторовна33

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНЫЙ КЛАСТЕР В ГБОУ СОШ С. ЛЕТНИКОВО

Бакулина Светлана Викторовна , учитель физики, руководитель школьного музея (ГБОУ СОШ с. Летниково), Гражданско-патриотическое воспитание.

b-sw67@yandex.ru

"Изучая предков, узнаем самих себя, без знания истории мы должны

признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли 
в мир, как и для чего живем,
 как и к чему должны стремиться:"
(Ключевский В.О.)

Перед школой стоит основная задача, заключающаяся в воспитании гражданина и патриота — носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Воспитательный процесс должен быть направлен на формирование у молодежи социально значимых качеств, которые она сможет проявить в созидательном труде на благо Родины. Для выполнения этой задачи — в создании системы патриотического воспитания, немаловажную роль играет деятельность школьного музея.

Школьные музеи играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры, в формировании идейно-нравственных качеств, активной жизненной позиции учащихся. Для музея сельской школы самым приемлемым является краеведческий, включающий отделы природы, экономики, истории и культуры родного края. Очевидны огромные воспитательные возможности музея, основанного на краеведческом материале. Он поможет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родственников, односельчан, на событиях из истории своего села. В музее подобного профиля можно организовать научно-исследовательскую деятельность, способную увлечь учащихся.

Перспективы школьного музея огромны, важно лишь желание наставников и их умение заинтересовать учащихся и привлечь к работе. Правильно организованная работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения посредством исследовательской работы в музее. Чтобы школьный музей стал научным центром школы и села, нужен комплексный подход, который предполагает сочетание исторического, литературного, географического и биологического направлений, систематическое, последовательное изучение различных материалов, связь теоретических вопросов с поисковой исследовательской работой, практическое применение собранных и накопленных материалов на уроках и во внеклассной работе.

Наш музей работает по 3-м основным направлениям:

1) изучение военной истории. В музее представлен богатый материал по истории Великой Отечественной войны;

2) изучение истории родной школы, За последние несколько лет ученики школы написали биографии самых известных выпускников, создали летопись пионерской организации, подготовили и опубликовали очерки об учителях и учениках школы. Мы собрали коллекцию учебников и методических пособий для учителей тетради, дневники, учительские конспекты уроков, грамоты победителей различных конкурсов. В наши планы входит создание виртуального альбома выпускников и учителей школы разных лет;

3) изучение  истории села, поэтому сбор сведений по истории села и колхозного движения является для нас также одной из основных тем. В процессе работы музея накопился богатый и интересный материал в виде альбомов, докладов, рефератов, презентаций, очень много фотографий, а так же различных методических разработок, которые до сих пор активно используются моими коллегами в практической работе.

Основным видом работы музея остается, по-прежнему, экскурсия. Мы проводим:

обзорные экскурсии для гостей школы;

тематические экскурсии для воспитанников детского сада, учащихся, жителей родного села;

Кроме экскурсий, мы используем и другие формы работы.

Основной фонд музея широко используется для проведения уроков истории, окружающего мира, географии, внеурочных занятий, а его экспонаты — в качестве учебных пособий. Активисты музея участвуют в подготовке и проведении уроков мужества, праздников, встреч с интересными людьми, общешкольных линеек к памятным датам. Нашим святым долгом являются поздравления ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны. Учащиеся школы принимают активное участие во всевозможных исследовательских проектах, при необходимости используются фонды музея. Школьный музей оказывает посильную помощь при проведении всевозможных сельских мероприятий, проводит учебу актива музея, знакомит коллег с опытом своей работы на различных научно — практических конференциях.

Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края.

Мы посчитали, что ограничиваться только чисто музейной работой со своими теперешними школьниками было бы губительной ошибкой, поэтому вышли на несколько иной уровень, соединив музейную и внеклассную предметную работу по истории в один блок.

В нашей школе историко-краеведческий музей был создан в 2005 году, площадь которого составляет около 38 кв. метров. Со временем этой территории стало не хватать для размещения экспонатов и выставок, что ограничивало возможности музея как для расширения экспозиции, так и использования музея в урочной и внеурочной деятельности. Вот тогда и пришла мысль о том, что надо выйти за рамки территории музея и расширить её единственно возможным для нашей школы способом – новые экспозиции открывать в классных кабинетах. Таким образом, произошло создание нового - музейного кластера – попытка соединения общественной, научной, музейной составляющей в рамках одной школы.

Таким образом, мы не только решили проблему территории, тем новых экспозиций, но и тех, кто эти экспозиции будет делать. Конечно же самыми заинтересованными в подготовке экспозиции в своем классе – это учителя – предметники со своими классами. Так и появились «Музей живописи и архитектуры», «Музей вычислительной техники», «Музей истории», «Музей литературы», «Музей математики и физики», «Музей природы Алексеевского района», «Музей солнца». Каждый из них - индивидуальность, по содержанию, оформлению. Их появлению предшествовала большая совместная исследовательская работа учителя и учащихся, поиск экспонатов. А научными руководителями выступили учителя-предметники, а не только историки.

Как любой музей, наш хранит большое количество эксклюзивного материала, которого нет в других музеях. В «Музее живописи и архитектуры» - кроме богатого материала – фотографий и исторических фактов об известных зданиях Самары, целая коллекция глиняных изделий (игрушек, свистулек, горшочков) сделанным своими руками по историческим фотографиям и рисункам. В «Музее вычислительной техники» - коллекция нескольких поколений компьютеров, на которых работали ученики школы. В «Музее природы Алексеевского района» представлен гербарий растений нашего района, сделанный руками учащихся. В «Музее солнца» собрана большая коллекция солнышек, сделанных воспитанниками дошкольного отделения и их родителями.

Музей сельской школы действительно является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы, успехи и достижения которой отмечены многими наградами. Являясь одной из форм дополнительного образования, музей развивает детскую активность и самодеятельность.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.