Статья на тему «Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности»
Леонтьев Дмитрий Иванович, Почетный работник общего образования РФ, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МБОУ «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Е.И. Францева» г. Чернушка Пермского края |
Гражданско – патриотическое воспитание во внеурочной деятельности
В работе кадетской школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения, одной из важнейших составляющих которого – формирование и развитие патриотических чувств. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Здесь уместно сказать, что , являясь учителем – филологом, конечно же, в своей деятельности опираюсь на наследие русской и советской литературы, где представлены примеры истинного патриотизма. С целью военно – патриотического воспитания на уроках литературы я ставлю перед собой задачу заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы.
Культура многолика. Неисчерпаем духовный потенциал отечественных культурных ценностей, и все они через литературу, музыку, живопись, архитектуру укрепляют любовь воина к Отечеству, питают душу армии. Достижения мировой и отечественной культуры, российская духовность, в свою очередь, находили в лице российской армии надежную защиту от любых посягательств недругов России и разрушителей духовных ценностей.
Если обратиться к художественной культуре, то и здесь вклад российских офицеров неоспорим. Человек в военном мундире во все времена стоял в первых рядах российских писателей, художников, композиторов, деятелей театра и кино. Солидное представительство военная среда имела в художественной литературе, которая позволяла офицеру не только продемонстрировать свой культурный уровень, но и, прежде всего – глубину проникновения в жизнь народа, постижение его интересов и заботу о судьбах нации.
Материалы с обобщением опыта моей работы по гражданско – патриотическому воспитанию на уроках литературы представлены на сайте нашего образовательного учреждения с рецензией кандидата филологических наук Марины Алексеевны Лебедевой.
Как используется гражданско-патриотическое воспитание на занятиях по краеведению?
Во-первых, это продолжение работы с текстами патриотического характера, которые чаще всего уже не художественного, а исторического и научно-популярного стилей речи. Во – вторых, при этом активно используется деятельностный подход с технологиями развития критического мышления, где инструментами учителя становятся
- на стадии вызова – приемы «Сбор ассоциаций», «Дерево предсказаний», «Корзина идей», кластеры и таблицы («Знаю. Хочу узнать. Узнаю»);
-на стадии осмысления – приемы «Инсерт» (технология эффективного чтения - чтение текста с маркировкой его особыми значками), «Вопросы Блума», «Бортовой журнал» или «Двойной дневник»;
-на стадии рефлЕксии приемы «Шесть шляп», «Синквейн», «Диаманта» , «Круги Вена», «РАФТ».
В – третьих, учитель ставит задачи:
Познакомить учащихся с героическим прошлым нашего края и района.
Заинтересовать патриотической темой с помощью тем для индивидуальных и групповых проектов.
Углублять исторические знания учащихся.
В – четвертых, прослеживаются межпредметные связи с литературой, языком, историей, обществознанием.
Так , например, творческая работа в жанре подражания — ещё одна возможность для ребёнка личностно раскрыться. Ученик осваивает эстетическую форму, вкладывая в неё своё содержание. Творческих работ, в основе которых лежит этот приём, очень много. Один из них - это подражание жанру (написать сказку, песню, оду, сонет и так далее).
Прежде чем дать ребёнку задание написать подражание, мы должны его подготовить к выполнению такой работы: во-первых, провести стилистический анализ текста, которому нужно будет подражать; выделить и объяснить особые приметы жанра и стиля эпохи, литературного направления или автора; во-вторых, научить ребёнка находить их в тексте; в-третьих, потренироваться в узнавании текстов изучаемого литературного направления или автора. Это делаем всё на уроке литературы. И только после этого можно давать задание написать подражание на темы, связанные с краеведением.
Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, творческому преобразованию действительности, обеспечивает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, обеспечивает развитие способностей учащихся к дальнейшему развитию культуры, к совершенствованию мира, в котором мы живем.
На занятиях по краеведению происходит знакомство с книгами, посвященными героической борьбе солдат, воинов в истории Российского государства, раскрывающими патриотический характер русских людей в годы Великой Отечественной войны, а особенно теми, кто жил и работал в нашем городе (крае) и учился в нашей школе, а по последним данным Чернушинских краеведов , мы должны уже гордиться не двумя Героями Советского Союза, а тремя летчиками - героями: С.А. Красноперовым, Е. И. Фанцевым и Степаном Гавриловичем Ивановым. Их биографии – свидетельство безграничной любви к своему Отечеству. А жизни их – это примеры подлинного героизма. Поэтому Равиль Мулаханович Габделхаков посвятил свою жизнь созданию книги «Атакую. Потопил» о Францеве, а Иван Петрович Гурин сотворил своё произведение «Свет непогасшей звезды» о Сергее Леонидовиче Красноперове.
По материалам последней книги кадет 8 Б класса Дарья Чукавина создала собственный проект «Можно ли написать былину, используя современные источники?», результатом которого стало собственное произведение в жанре подражания:
Былина о Красноперове
Возле улицы, что главною
В нашем городе считается
Установлен чей-то памятник
На колонне белой – каменной.
Подойдя поближе, видим мы
Гордо поднятую голову
Взгляд, смотрящий в небо мирное
Да над городом-Чернушкою.
Этот памятник, поставленный
Благодарными потомками
В честь Серея Красноперова
Что в деревне жил, в Михайловке.
Жил себе Серёга - Лёньки сын
Как и все ребята местные –
Пас скотину, в школу бегал он,
Помогал по дому матушке.
Стать хотел военным лётчиком
Чтоб стеречь просторы вольные
Но пришла беда великая –
Враг напал на нашу Родину…
Встали дружно все плечом к плечу –
Все – крестьяне и рабочие,
Разночинцы, члены партии,
Беспартийные и прочие –
Чтоб сломать хребет чудовищу
Что звалось чумой коричневой
Девятнадцать было лет ему –
Лейтенанту Красноперову
Когда школу он заканчивал
В Балашове, под Саратовом.
Через месяц, после школы он
Приступил к работе слаженной –
Штурмовой резерв пополнил он
Совершать Сергей стал вылеты.
Возле речки, Волги-матушки
В битве страшной он участвовал
Сталинградское сражение
Боевым стало крещением.
По итогам страшной битвы той
Награжден Сергей был орденом
Но сражался не за это он –
Как и многие к наградам тем
Относился по-солдатски он:
Исполнял он службу ратную
Для большой Советской Родины
Чтобы жили дома мирно мы –
Те, кто есть и будет после нас!
В Краснодарских землях, солнечных
Над Темрюкским портом он кружил,
Да не вороном, но соколом
Потопил он катер вражеский.
Но однажды сокол сталинский
Был подбит снарядом вражеским.
Дотянув за фронта линию
Краснопёров птицу сбитую
При падении сам выпрыгнул
И сгорела птица верная.
Помогла земля родимая –
Не дала погибнуть молодцу,
Добежали ноги резвые
До своих расположения.
И опять – бои и вылеты,
Боевые будни славные!
Всем врагам с фашистской свастикой
Был он громом с неба ясного
И под небом крымским, солнечным
Много тех врагов осталося!
Все задачи, что поставлены
Пред Сергеем Красноперовым
Им сполна и в срок исполнены-
Танки, баржи самоходные,
Артиллерия с припасами
Были напрочь уничтожены!
И правительство советское
За успехи и за подвиги
Красноперова отметило –
Драгоценный орден Ленина
И медаль – Звезду геройскую
Ему выдало заслуженно!
В отпуск наш Герой отправлен был
Да с побывкою в Михайловку!
Обучался после этого
В высшей школе офицерской он
Ну а было к тому времени
Ему двадцать и один годок…
Как-то, в небе Белоруссии
Возвращался он с задания.
То задание он выполнил
И на базу должен был прибыть.
Но подбили птицу верную
Со звездами ярко-красными
Приняла земля родимая
Ясна сокола, с напарником…
И давно война та, страшная
Отгремела. Победили мы.
Победили мы и наново
Нашу Родину отстроили!
Города повсюду выросли
И живем мы жизнью мирною.
Жизнью мирною, но помним мы
То какой ценой досталася
Жизнь, непростая но мирная!
И кого мы чтить обязаны!
Вот откуда этот памятник
С гордым взглядом, в небо поднятым
В честь Сергея Красноперова!
Таким образом, краеведение богато материалами для реализации гражданско – патриотического воспитания через разные технологии: технологию развития критического мышления при работе с текстами, сюжетами телепередач, фильмами (художественными и документальными), интервью, проектную и исследовательскую деятельности, экскурсии к памятникам и в музеи (в том числе и школьный), квесты.