СЕМИНАР БИОЛОГОВ, ЭКОЛОГОВ, ХИМИКОВ 17 февраля 2017 года
ГРУППЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
ГРУППА ИНФОРМАЦИОННЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ОБЪЕДИНЯЕТ интерактивные учебники и учебные пособия (первый уровень интерактивности), которые содержат информацию в виде текста с иллюстрациями, организованного как гипертекст, не предполагают включение мультимедиа компонентов, интерактивных вставок; справочники, хрестоматии и журналы, материалы которых направлены на расширение, углубление знаний по предмету и истории соответствующей науки, связи с другими науками и жизнью, так же как ресурсы предыдущей группы содержат информацию в виде гипертекста с иллюстрациями, не предполагают включение мультимедиа компонентов, интерактивных вставок, не предполагают диалогового режима общения; видеозаписи лекций; виртуальные экскурсии.
МАТЕРИАЛЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ГРУППЫ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ: при подготовке учителя к уроку; для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала; на уроке для организации самостоятельной работы учащихся; для организации работы учащихся на дополнительных занятиях (факультативах); для организации самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ЭТОЙ ГРУППЫ МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ: подготовки учителем рассказа (объяснения); подготовки наглядности (иллюстраций, схем, использование коллекций, материалов лабораторных работ), которые могут быть отображены на проекторе; подготовки презентации, на основе которой учитель ведет свой рассказ; подготовки индивидуализированных раздаточных материалов самого разного характера: от информационных до контролирующих (последнее целесообразно в том только случае, когда отсутствует необходимое количество компьютеров).
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКА УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС КАК: основу презентации; основу проблемного рассказа; средство контроля; основу организации деятельности учащихся: основа индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроке; основа беседы, в том числе эвристической; основа дискуссии; основа конспекта; средство самоконтроля.
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ Учитель формулирует задание: прочитать, записать, кратко законспектировать по данному плану, найти в тексте подтверждение чему-то, привести примеры из текста или придумать самостоятельно на основе прочитанного и т. д. При организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала учитель должен четко сформулировать задание для учащихся и указать адреса сайтов, которые содержат информацию по соответствующей теме. Материалы подобных Интернет-ресурсов могут быть использованы для подготовки учащимися рефератов и докладов. Для того чтобы деятельность учащихся в этом направлении была продуктивной, учитель должен четко поставить задачу, сформулировав при этом вопросы, на которые должен ответить учащийся в процессе выполнения работы. Целесообразно сформулировать вопросы заранее, в процессе подготовки доклада.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ УРОВНИ ИНТЕРАКТИВНОСТИ): 1. Задачники, которые могут включать: только набор задач с ответами; набор задач с решениями; набор задач с подсказками и решениями, которые позволяют индивидуализировать работу, но не предполагают диалога с пользователем; набор задач с подсказками и решениями, которые предполагают возможность организации диалога – «отправление» ученика к соответствующему теоретическому материалу в случае ошибки или непредставления решения. 2. Наборы тестов, которые: содержат только условия тестов; допускают возможность диалога, позволяют организовывать реальную проверку знаний и умений по определенным темам курса. 3. Виртуальные лаборатории. 4. Игры: которые содержат только описание игры; в которых предоставляется возможность поиграть в недиалоговом режиме (интерактивные игры).
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК НА УРОКЕ, ТАК И ДОМА. Виртуальная лабораторная работа и виртуальная экскурсия может быть продемонстрирована учителем (в том случае, если отсутствует необходимое количество ПК), либо выполнена учащимися: по группам или индивидуально в классе; в режиме самостоятельной работы дома. Можно выделить такие преимущества виртуальной лабораторной работы: безопасность; отсутствие необходимости в лабораторном оборудовании; возможность индивидуализации деятельности учащихся (работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия); самостоятельное получение выводов и самопроверка. Виртуальная экскурсия, в свою очередь, обладает следующими преимуществами: временные затраты минимальны; доступ к экспонатам любого музея мира; быстрое получение необходимой информации об экспонате; большое количество экспонатов.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ВКЛЮЧАЮТ: разработки уроков (с методической обработкой); библиографические ресурсы, в том числе Интернет-магазины. Комбинированные Интернет-ресурсы включают элементы всех перечисленных выше групп. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы.
СПОСОБЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ Приемы организации восприятия учебного материала, наблюдения, проблемного обсуждения, поиска информации, анализа и сопоставления Приемы организации взаимодействия и группового обсуждения Приемы организации индивидуальной работы при выполнении различных заданий Фронтальный Групповой Индивидуальный Методические приемы, используемые педагогом Виды деятельности обучающихся
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМИ ЗАДАНИЯМИ Восприятие информации в текстовой, модельной (схематичной) или аудио- визуальной форме Ответы на вопросы (поиск ответа на проблемный вопрос) Формулировка гипотез, предположений, суждений, объяснение Обсуждение в парах, группах Лингвистический эксперимент Сравнительный (сопоставительный) анализ Работа с разными источниками информации (электронный учебник, справочные материалы, словари) Закрепление по образцу, алгоритму Демонстрация учебного материала с использованием интерактивной доски, иных форм презентации Приемы организации самостоятельной индивидуальной работы в классе или дома по изучению нового содержания; Приемы привлечения внимания и выделения главного, стимулирования и мотивации Приемы организации фронтального обсуждения и управления процессом обсуждения Создание проблемных ситуаций и стимулирование поиска решений Организация групповой и индивидуальной работы Управление процессом поиска информации Обучение действию по алгоритму и демонстрация образцов выполнения заданий Методические приемы, используемые педагогом Виды деятельности обучающихся
ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ Подготовка и предъявление разных видов учебных заданий обучающимся Подготовка и предъявление инструкций Демонстрация приемов работы с электронными инструментами - чтение; - восприятие; - прослушивание; - воспроизведение информации - активизация элементов сцены (гиперссылок, фрагментов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов, иллюстраций и т.п.) Методические приемы, используемые педагогом Виды деятельности обучающихся
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Демонстрация необходимого материала и организация учебного исследования Использование развивающего потенциала заданий или формулирование дополнительных вопросов (заданий) Организация оценки и самооценки Обучение сотрудничеству - Наблюдение за объектами, явлениями, процессами в форме учебного исследования - Сравнительный (сопоставительный анализ) - Классификация - Моделирование - Обобщение - Самоорганизация учебной деятельности и самооценка - Сотрудничество Методические приемы, используемые педагогом Виды деятельности обучающихся
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Организация самостоятельной деятельности учащихся на основе дистанционных образовательных технологий предполагает использование Интернет-ресурсов: для изучения нового учебного материала; для выполнения лабораторных и практических работ; для анализа и построения моделей в виртуальных лабораториях; для создания «собственных» продуктов учебной деятельности: конспекты, рефераты, проекты и т. п.; для отработки умений и навыков; для подготовки выступлений и презентаций; для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам; для выполнения учебно-исследовательских работ; для проведения контроля и самоконтроля.
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОРГАНИЗОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, УЧИТЕЛЮ НЕОБХОДИМО: ознакомиться с ресурсами, предлагаемыми в Интернет в рамках учебного предмета, преподаваемого учителем; выделить те из них, которые наиболее предпочтительны для учащихся его класса; составить аннотацию к ним; провести презентацию выбранных ресурсов; освоить технологию дистанционного консультирования для того, чтобы учащийся мог получить своевременную помощь.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ С ЦОР Федеральный центр информационных образовательных ресурсов ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru Установка проигрывателя ресурсов версии 1.0 для ОС Windows Загрузить OMS-плеер После загрузки активировать программу Зайти на сайт, выбрать ресурс, просмотреть, если подходит – загрузить.
ВОСПРОИЗВЕСТИ МОДУЛЬ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР НА ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР НА ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
МОДЕЛЬ СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ Модель: название задания; личностно-значимый познавательный вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде; задания на работу с данной информацией Для разработки заданий в ситуативных задачах может быть использован конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клеше заданий, которые могут быть предложены учащимся на разных этапах освоения определенной информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки.
КОНСТРУКТОР ЗАДАЧ (Л.С. ИЛЮШИН) Ознакомление 1.Назовите основные части… 2.Сгруппируйте вместе все… 3.Составьте список понятий, касающихся… 4.Расположите в определённом порядке… 5.Изложите в форме текста… 6.Вспомните и напишите… 7. Прочитайте самостоятельно…
ПОНИМАНИЕ 8.Объясните причины того, что… 9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… 10.Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… 11.Постройте прогноз развития… 12.Прокомментируйте положение о том, что… 13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… 14. Приведите пример того, что (как, где)…
ПРИМЕНЕНИЕ 15. Изобразите информацию о… графически 16.Предложите способ, позволяющий… 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… 18.Сравните… и…, а затем обоснуйте… 19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… 20.Проведите презентацию… 21. Рассчитайте на основании данных о…
АНАЛИЗ 22.Раскройте особенности… 23.Проанализируйте структуру… с точки зрения… 24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения… 25.Постройте классификацию… на основании… 26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… 27.Сравните точки зрения… и … на… 28. Выявите принципы, лежащие в основе…
СИНТЕЗ 29.Предложите новый (иной) вариант… 30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… 31.Найдите необычный способ, позволяющий… 32.Придумайте игру, которая… 33.Предложите новую (свою) классификацию… 34.Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… 35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…
ОЦЕНКА 36.Ранжируйте… и обоснуйте… 37.Определите, какое из решений является оптимальным для… 38.Оцените значимость… для... 39.Определите возможные критерии оценки… 40.Выскажите критические суждения о… 41.Оцените возможности… для… 42. Проведите экспертизу состояния…
ПРИМЕР КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАДАЧИ ПО РАБОТЕ С ТЕКСТОМ «…Мы поселились на берегу океана в маленьком старом доме. Он отчаянно нуждался в ремонте. Среди прочего – не открывалось окно в моем кабинете. Пришёл плотник, починил раму, сменил подоконник. Когда он закончил работу, окно стало открываться, но погас свет. Приглашённый электромонтёр обнаружил, что в проводку был забит гвоздь, вызвавший короткое замыкание. Он поправил дело, лампы зажглись, но тут оказалось, что в итоге его возни оконное стекло треснуло. Явился стекольщик, сменил стекло, но умудрился изрядно исцарапать раму. Я позвал маляра, чтобы навести окончательный лоск. Теперь всё в порядке, объявил я, после чего выяснилось, что окно, покрашенное в закрытом положении, опять не открывается…» (из книги Лоуренса Дж.Питера «Принцип Питера или почему дела идут вкривь и вкось»)