Гуманно-личностная педагогика

3
0
Материал опубликован 8 January 2016 в группе

Тезисы выступления на родительском собрании по впечатлениям после авторского семинара Ш.А. Амонашвили.

«Гуманно-личностная педагогика основана на классической формуле: ребёнок не только готовится к жизни, но уже и живёт… Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в ШКОЛЕ ЖИЗНИ: развивать и воспитывать в ребёнке жизнь с помощью самой жизни» (Ш.А. Амонашвили).

Основные постулаты гуманного педагогического мышления:

вера в возможности ребёнка;

раскрытие самобытной природы в ребёнке;

уважение и утверждение его личности;

направление его на служение добру и справедливости.

Надо открыть ребёнку саму жизнь, помочь ему вести наблюдения над явлениями жизни, черпать из них опыт для её улучшения, выбрать в ней верный путь.

Ребёнок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям.

И по мере взросления всё больше задумывался над вопросом: «Зачем я живу?» А в поисках ответа приходил к выводу: «Чтобы познавать и совершенствоваться, утверждая благо и способствуя эволюции человечества».

Источником такого стремления должна стать высокая духовность.

В свете данных размышлений кто же для нас ребёнок?

  • Ребёнок есть явление в жизни, а не случайность. Никто случайно не рождается.
  • Ребёнок как явление несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную миссию, которой он должен служить. Это служение, его миссия обращены на благо людей – на близких и родных, на знакомых и не знакомых, на нынешние и будущие поколения, на планетарную эволюцию.
  • Ребёнок несёт в себе энергию Духа. Он стремится стать лучше. Эти устремления к одухотворению своей сущности ребёнку присуща изначально.
  • Ребёнок развивается по законам природы. Внутренняя психическая энергия, внутренний огонь, заложенный нами в трёх основных страстях (стремлениях).

1. Страсть к развитию.

Ребёнок сам ищет в окружающей его среде трудности, чтобы преодолеть их, ибо лишь в этих условиях он в состоянии довести свои природные возможности до предписанных им пределов. Этот мощный импульс к развитию охватывает ребёнка как стихия, чем объясняются его шалости, неразумные, а зачастую и опасные затеи. Развитие происходит в преодолении трудностей, и это закон природы.

Природа ребёнка устремлена в будущее, ему не терпится узнать, познать. Вокруг ребёнка другое время. Сегодня это радует, но манит завтрашнее. В будущем видит больше радости, успеха, чем в сегодняшнем. Надо помочь сократить шаг к завтрашнему дню. Трудности связаны с будущим. Преодолевая трудности, приобретаем силу и движемся к будущему.

Если ребёнку не создавать среду с умными трудностями, то сам найдёт эти трудности и вполне возможно дурные.

Трудности с раннего детства. Иначе не поймёт вкуса трудностей и будет лениться.

Воспитывать личность – в борьбе с самим собой.

Не то обучение хорошо, которое ждёт развитие, хорошо то, которое опережает развитие. Предлагать столько, сколько не сможет сразу овладеть. Помочь примером, объяснением.

Предшкольное и младшешкольное детство наиболее благоприятный период для развития. В дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет.

2. Страсть к взрослению.

Ребёнок рождается не для того, чтобы остаться ребёнком, а для того, чтобы стать взрослым, в полной мере развить в себе общие и личностные качества и силы, стать облагороженным, цивилизованным, духовно богатым, знающим и умеющим взрослым человеком, чтобы приступить к делам, к которым призывает сердце.

Настоящее детство сложный, порой мучительный процесс взросления. Ребёнок начинает искать соответствующие условия и среду для удовлетворения этой страсти; подражать внешним проявлениям жизни взрослых, поиски социальной среды, где его принимают как взрослого. Однако дурным привычкам и дурному влиянию ребёнок поддаётся тогда, когда в его непосредственной среде близких он не находит удовлетворения своей природной страсти.

Удовлетворение страсти к взрослению происходит в общении, в первую очередь со взрослыми. Формула «Ты ещё маленький» противоречит основам гуманной педагогики. Общаться с ребёнком на равных, постоянно утверждать в нём личность, проявлять доверие, поручать дела взрослых, устанавливать сотруднические взаимоотношения, возлагать обязанности, обращаться к нему для сочувствия и сопереживания.

Страсть к развитию для ума, страсть к взрослению для воспитания.

Из этих двух вытекает третья страсть.

3. Страсть к свободе.

Ребёнку не нравится постоянное и открытое опекунство взрослых, он не терпит запретов.

Понятно, что детям нельзя дозволить всё. Вседозволенность губительно может сказаться на их судьбе. Но должно быть понятно и то, что детей нельзя воспитывать во всё запрещающей атмосфере, нельзя их постоянно держать в «своих руках», заставлять и принуждать против их воли.

В философском осмыслении свобода рассматривается – «Познайте истину и приобретёте свободу». «Я хочу нести эту тяжесть, этот крест. Я познал эту истину – я свободен!»

Свобода выбора. Для самого ребёнка свобода не мыслится как хаотическая вседозволенность. Сами природные и духовные субстанции в ребёнке стремятся, так сказать, к свободной несвободе. Страсть к свободе не приемлет насилия. Равноправное общение.

Ребёнок – человек, только с меньшим опытом.

Воспитание должно  опережать обучение знаниями, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум.

Знания действительно есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.

Создавая истинную среду, получим истинного человека: слова, поведение, отношение в первую очередь в семье, затем в школе. Нет невоспитуемых детей. Ребёнок – хаотичная сущность. Но хаос в будущем – красота, порядок. Так и ребёнок устремлён к красоте, порядку. Сам хочет выбраться.

Ложь, агрессивность, обман – качества взрослого. Если это есть в ребёнке – значит создали условия.

Ленивых детей не бывает. Лень – защита детей от агрессии взрослых. Ленив в силу определённых обстоятельств.

Истинное воспитание ребёнка в воспитании самих себя. Воспитываем свою мысль. Ибо в начале было слово (мысль). Она должна стать духовной, чистой, нравственной.

Восполнится творящий терпением!

Комментарии
Комментариев пока нет.