Тезисы выступления на родительском собрании по впечатлениям после авторского семинара Ш.А. Амонашвили.
«Гуманно-личностная педагогика основана на классической формуле: ребёнок не только готовится к жизни, но уже и живёт… Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в ШКОЛЕ ЖИЗНИ: развивать и воспитывать в ребёнке жизнь с помощью самой жизни» (Ш.А. Амонашвили).
Основные постулаты гуманного педагогического мышления:
вера в возможности ребёнка;
раскрытие самобытной природы в ребёнке;
уважение и утверждение его личности;
направление его на служение добру и справедливости.
Надо открыть ребёнку саму жизнь, помочь ему вести наблюдения над явлениями жизни, черпать из них опыт для её улучшения, выбрать в ней верный путь.
Ребёнок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям.
И по мере взросления всё больше задумывался над вопросом: «Зачем я живу?» А в поисках ответа приходил к выводу: «Чтобы познавать и совершенствоваться, утверждая благо и способствуя эволюции человечества».
Источником такого стремления должна стать высокая духовность.
В свете данных размышлений кто же для нас ребёнок?
- Ребёнок есть явление в жизни, а не случайность. Никто случайно не рождается.
- Ребёнок как явление несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную миссию, которой он должен служить. Это служение, его миссия обращены на благо людей – на близких и родных, на знакомых и не знакомых, на нынешние и будущие поколения, на планетарную эволюцию.
- Ребёнок несёт в себе энергию Духа. Он стремится стать лучше. Эти устремления к одухотворению своей сущности ребёнку присуща изначально.
- Ребёнок развивается по законам природы. Внутренняя психическая энергия, внутренний огонь, заложенный нами в трёх основных страстях (стремлениях).
1. Страсть к развитию.
Ребёнок сам ищет в окружающей его среде трудности, чтобы преодолеть их, ибо лишь в этих условиях он в состоянии довести свои природные возможности до предписанных им пределов. Этот мощный импульс к развитию охватывает ребёнка как стихия, чем объясняются его шалости, неразумные, а зачастую и опасные затеи. Развитие происходит в преодолении трудностей, и это закон природы.
Природа ребёнка устремлена в будущее, ему не терпится узнать, познать. Вокруг ребёнка другое время. Сегодня это радует, но манит завтрашнее. В будущем видит больше радости, успеха, чем в сегодняшнем. Надо помочь сократить шаг к завтрашнему дню. Трудности связаны с будущим. Преодолевая трудности, приобретаем силу и движемся к будущему.
Если ребёнку не создавать среду с умными трудностями, то сам найдёт эти трудности и вполне возможно дурные.
Трудности с раннего детства. Иначе не поймёт вкуса трудностей и будет лениться.
Воспитывать личность – в борьбе с самим собой.
Не то обучение хорошо, которое ждёт развитие, хорошо то, которое опережает развитие. Предлагать столько, сколько не сможет сразу овладеть. Помочь примером, объяснением.
Предшкольное и младшешкольное детство наиболее благоприятный период для развития. В дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет.
2. Страсть к взрослению.
Ребёнок рождается не для того, чтобы остаться ребёнком, а для того, чтобы стать взрослым, в полной мере развить в себе общие и личностные качества и силы, стать облагороженным, цивилизованным, духовно богатым, знающим и умеющим взрослым человеком, чтобы приступить к делам, к которым призывает сердце.
Настоящее детство сложный, порой мучительный процесс взросления. Ребёнок начинает искать соответствующие условия и среду для удовлетворения этой страсти; подражать внешним проявлениям жизни взрослых, поиски социальной среды, где его принимают как взрослого. Однако дурным привычкам и дурному влиянию ребёнок поддаётся тогда, когда в его непосредственной среде близких он не находит удовлетворения своей природной страсти.
Удовлетворение страсти к взрослению происходит в общении, в первую очередь со взрослыми. Формула «Ты ещё маленький» противоречит основам гуманной педагогики. Общаться с ребёнком на равных, постоянно утверждать в нём личность, проявлять доверие, поручать дела взрослых, устанавливать сотруднические взаимоотношения, возлагать обязанности, обращаться к нему для сочувствия и сопереживания.
Страсть к развитию для ума, страсть к взрослению для воспитания.
Из этих двух вытекает третья страсть.
3. Страсть к свободе.
Ребёнку не нравится постоянное и открытое опекунство взрослых, он не терпит запретов.
Понятно, что детям нельзя дозволить всё. Вседозволенность губительно может сказаться на их судьбе. Но должно быть понятно и то, что детей нельзя воспитывать во всё запрещающей атмосфере, нельзя их постоянно держать в «своих руках», заставлять и принуждать против их воли.
В философском осмыслении свобода рассматривается – «Познайте истину и приобретёте свободу». «Я хочу нести эту тяжесть, этот крест. Я познал эту истину – я свободен!»
Свобода выбора. Для самого ребёнка свобода не мыслится как хаотическая вседозволенность. Сами природные и духовные субстанции в ребёнке стремятся, так сказать, к свободной несвободе. Страсть к свободе не приемлет насилия. Равноправное общение.
Ребёнок – человек, только с меньшим опытом.
Воспитание должно опережать обучение знаниями, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум.
Знания действительно есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.
Создавая истинную среду, получим истинного человека: слова, поведение, отношение в первую очередь в семье, затем в школе. Нет невоспитуемых детей. Ребёнок – хаотичная сущность. Но хаос в будущем – красота, порядок. Так и ребёнок устремлён к красоте, порядку. Сам хочет выбраться.
Ложь, агрессивность, обман – качества взрослого. Если это есть в ребёнке – значит создали условия.
Ленивых детей не бывает. Лень – защита детей от агрессии взрослых. Ленив в силу определённых обстоятельств.
Истинное воспитание ребёнка в воспитании самих себя. Воспитываем свою мысль. Ибо в начале было слово (мысль). Она должна стать духовной, чистой, нравственной.
Восполнится творящий терпением!