Интерактивные методы гуманной педагогики

1
0
Материал опубликован 25 November 2019

Интерактивные методы гуманной педагогики.

Современному образованию в наши дни уделяется довольно большое внимание. С началом XXI века развитие науки и техники сделало огромный шаг вперёд. Это послужило толчком к организации такого рода образовательной системы, которая могла бы рассматривать человека, как личность, осуществляя образовательную деятельность, отталкиваясь от его индивидуальных особенностей. Следовало ожидать, что для новой системы потребуются новые методы, отличные от тех, которые использовались ранее. Современное образование личностно-ориентированно, оно обеспечивает условия для саморазвития и самообразования [7].

Идея гуманизации образования прошла множество предпосылок. Этому вопросу уделяли внимание исследователи во всём мире. Такой подход бил намечен отечественным исследователем С.Л. Рубинштейном, который понимал человека как «часть, охватывающую целое», а потому его внутреннее содержание включает все богатство отношений к миру [4].

Гуманистический подход к образованию подразумевает, прежде всего, реализацию лучших методик, собранных «поведенческой» и «когнитивной» педагогическими школами, однако опирается на личностное развитие индивида. Данный подход даёт возможность свободного выбора методов, используемых в обучении [7].

На сегодняшний момент образовательная система осуществляет свою деятельность согласно тем целям и задачам, которые перед ней ставит гуманистический подход. Образовательная среда имеет все условия для использования большого количества различных методов, способствующих личностному развитию ребёнка. Особое внимание стоит уделить интерактивным методам гуманной педагогики [5].

«Интерактивность - одна из ключевых категорий социологического анализа, описывающая многообразие социальных взаимодействий на различных уровнях: межличностном, групповом, институциональном [5]. Из определения следует, что интерактивные методы предполагают такую деятельность, которая в первую очередь помогает обучающимся взаимодействовать между собой для решения общих вопросов, поставленных в ходе учебного процесса. Интерактивные технологии ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся как друг с другом, так и с преподавателем, т. е. на субъект-субъектные отношения. Таким образом, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов [6].

Одним из наиболее распространённых интерактивных методов гуманной педагогики является групповая работа. Главным фактором успешной реализации данного метода является его правильная организация. Ш. Бюлервыделяет следующие характеристики группы:

– взаимоотношения, взаимовлияния ее членов, без чего группа не существует;

– определенность ролей, которые исполняют отдельные индивиды;

– общность целей, деятельности и организации;

– наличие у членов группы чувства «мы», единства группы;

– сплоченность [3].

Можно выделить несколько форм групповой деятельности такие как, знакомство, дискуссия, игра, свободное творчество. Форму групповой деятельности, такую как знакомство хорошо использовать на начальном этапе формирования группы. Существует большое количество методик, позволяющих организовать работу данной формы деятельности. Одним из самих часто встречающихся форм групповой деятельности можно выделить дискуссию. Она подразумевает под собой размышление двух и более людей на одну тему, групповой поиск решения проблемы. Такая форма деятельности позволяет развивать способность школьников размышлять. Игровая форма групповой деятельности позволяет расширять познавательные потребности школьников, формировать готовность к осознанному выбору досуга, развивать навыки сотрудничества в группе. Творческая форма групповой деятельности позволяет раскрыть личностный потенциал каждого члена группы, способствует творческому самовыражению [3]. Таким образом, различные формы групповой работы реализуют такой интерактивный метод, как групповая работа.

Кейс-метод, один из современных интерактивных методов, широко используемых во всех ступенях образования. Он был разработан в Соединённых Штатах Америки. Первые упоминания о применении датируются 1924 г. Кейсовое задание, как правило, содержит реальную ситуацию, для решения которой ученику необходимо использовать ряд навыков, таких как: аналитические, практические творческие, коммуникативные, социальные, самоанализ [9].

Метод использования наглядных пособий позволяет «проиллюстрировать» при помощи схем, чертежей, графиков, фотографий, макетов и других средств ту информацию, которую учитель старается донести до аудитории. Он позволяет наглядно раскрыть суть поставленной проблемы, организовать способы её поэтапного решения [6].

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он широко используется во многихсферах образовательного процесса для поиска нестандартного решения различных задач. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем [8].

Ролевая игра представляется как комплексный методический прием обучения, в котором маленькая группа в форме игрового представления критически рассматривает важную для неё тему. Участники, находясь в воображаемой ситуации, исполняют разные роли, что позволяет им в первую очередь посмотреть с разных сторон на ситуацию. Это способствует развитию аналитического мышления, умению разрабатывать стратегии действий, решать поставленную задачу различными способами [1].

Ещё один не менее важный интерактивный метод педагогики - красивая ораторская речь. Данный метод педагогического воздействия на аудиторию известен ещё со времён до н.э., однако в контексте современного образования он не теряет актуальности.

Таким образом, можно подвести итоги, что интерактивные методы гуманной педагогики отвечают целям и задачам современной образовательной системы. Они опираются на личность ученика, развивая его лучшие качества, способствуют развитию различных навыков и умений. Внедрение этих методов в педагогическую практику необходимо, поскольку они помогают не только обучающемуся личностно развиваться, но и самому педагогу совершенствовать профессиональное педагогическое мастерство.

Библиографический список:

1. Адилова Н. Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 121-124.

2. Амерханова Н. Э., Матвеева О. В. Гуманизация образовательного процесса [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 11-14.

3. Арапова П. И. Организация групповой деятельности школьников. Учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2016. – 61с. 

4. С. Арсеньев. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 142-143.

5. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.

6. Ефимов П. П., Ефимова И. О. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 286-290.

7. Клюева Н.В., Батракова С.В., Варенова Ю.А. и др. Педагогическая психология. Учебник для ВУЗ. Изд.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 г.

8. Рязанцева Ю. А. Применение метода «мозговой штурм» в образовании [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневскаяплощадь, 2014. — С. 13-15.

9. Селевко Г.К. Кейс-технология. Метод case study («разбор конкретных ситуаций»).  Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.


Комментарии
Комментариев пока нет.