Публикация «Гуманная педагогика в практике психологической работы» (6–11 класс)
"Гуманная педагогика в практике психологической работы"
(или о том, Как сложно нести это тяжкое бремя - «трудный» ребенок…)
Для всех педагогов, работающих в системе психолого-педагогического сопровождения, весьма очевидна роль, которую играет психологический климат в классе. Эмоциональный комфорт – это ключевой компонент, определяющий не только личностные компетенции учащихся, но также и когнитивные, социальные.
Современная социокультурная среда такова, что прирост количества «трудных» детей стремительно набирает обороты. Увеличивается процент учащихся, стоящих на различных видах учета (ВШУ, КДН, ПДН), детей, с девиантным поведением, а также с трудностями психоэмоционального, личностного и поведенческого характера. В своей работе я опираюсь на психологический подход при анализе девиаций. Он рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Имеется ввиду тот факт, что сутью девиантного поведения следует считать блокирование личностного роста и даже деградацию личности, являющиеся следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения. Девиант, в соответствии с данным подходом, осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки [3].
Педагогам-предметникам становится сложно эффективно и плодотворно вести учебные занятия, ввиду неблагоприятного психологического климата классе, снижается качество обучения. Еще в свое время выдающийся педагог, воспитатель А.С. Макаренко отмечал ключевую роль внутригрупповых отношений, отмечая, что «именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы». Прошло уже более 30 лет с тех пор, как Антон Семенович заявлял о важности защищенность личности в коллективе: «Каждая личность должна чувствовать себя защищенной от насилия и самодурства, от издевательства...» [2].
Психологический климат в классе зачастую становится дисгармоничным из-за одного-двух или большей группы «трудных» детей. Такие ребята проявляют повышенную агрессию в адрес одноклассников, срывают уроки, конфликтуя с учителем, отказывается от выполнения домашних заданий и т.д. При подобных формах поведения ребенок всегда (особенно, если это подросток) ждёт реакции взрослых. С вызовом ждет, открыто или неявно. Он будто проверяет нас, педагогов и психологов, на прочность. «Ну, что вы скажете теперь? А если я сделаю вот так, как вы отреагируете?» - будто вопрошает «трудный» ребенок. И он готов получить порцию порицаний, наказаний, услышать в очередной раз, что он плох, и броситься в новую атаку. Но! Психологически подкованным педагогам, и тем более психологам, совершенно понятно, что девиантное поведение – это всего лишь фасад. И если заглянуть поглубже, мы обнаружим маленького человечка с неудовлетворенными потребностями в любви, принятии, уважении, с родительской депривацией… И этому ребенку настолько больно и тяжело, что он готов первым «бросаться в бой», руководствуясь принципом о том, что лучшая защита – нападение.
На заре своей психологической работы, проводя анализ индивидуальной консультативной практики, а также учитывая опыт групповых психокоррекционных занятий с детьми «группы риска», совершенно четко пришла к пониманию следующих вещей. Во-первых, «трудные» дети – это дети, которым трудно самим. И только во-вторую очередь нам – педагогам, родителям – трудно с ними. Ю.Б. Гиппенрейер пишет: «На самом же деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые» [1].
В этой связи свою работу по психологическому сопровождению выстраиваю исходя из вышеизложенных постулатов. Заметить "трудного" ребенка несложно: Вы получите немало жалоб на его поведение со стороны коллег и одноклассников. Дальше – исключительно индивидуальная работа. Этого ребенка, прежде всего, нужно услышать. Без зрителей, тет-а-тет. И здесь на помощь приходит многообразие профессионального инструментария – от проективных, арт-терапевтических приемов, до рациональной и когнитивно-поведенческой терапии (зависит от конкретного случая).
Хочу поделиться своей находкой, маленьким психологическим приемом. Этот прием очень эффективно зарекомендовал себя в моей работе с трудными учениками. Я пишу детям письма, личные. В них я делюсь своими эмоциями, высказываю мнение, размышляю о какой-либо проблеме. После таких писем дети всегда приходят на встречу. Ребенку интересно! Всё-таки есть особая психологическая атмосфера личностной значимости в письмах от руки. Ребенок чувствует открытость психолога и это инициирует особые, доверительные отношения. Ну а дальше – дело техники. Постепенно прорабатываем негативные эмоции и проблему ребенка, параллельно идет работа как с родителями, так и с учителями, классным руководителем.
Следующий этап – включение в коллектив «в новом качестве» (так я условно называю этот процесс). Основная задача – создать такие условия, в которых одноклассники смогли бы увидеть «непринятого» ребенка в другом свете, в его лучших качествах. На этом этапе сплочения классного коллектива отлично зарекомендовали себя психологические тренинги, направленные на выработку Правил Жизни Класса, составление психологического портрета класса (самими ребятами), в котором определяется ценность каждого члена коллектива. Также прекрасно работают психологические игры, в которых значимая роль отдается бывшему аутсайдеру, групповые проекты. В качестве диагностического инструментария для групповой диагностики использую определение индекса групповой сплоченности (по Сишору), анкету эмоционального комфорта, Социометрию (Дж. Морено), цветовой тест Люшера.
Таким образом, именно гуманистический, личностный подход лежит в основе выстраивания взаимоотношений с проблемными ребятами. Во истину, происходят чудеса, когда ребенок вдруг начинает чувствовать и понимать, что им интересуются. К нему относятся как к Личности (как ко взрослому!), уважают ЕГО желания и готовы понять. Наверное, в этом и состоит волшебство гуманной педагогики и психологии. Возможно, на словах звучит всё очень просто, но, поверьте – это нелегко, это труд, это путь (и весьма тернистый!), по которому психолог и ребенок идут рука об руку. Длина пути у всех разная. В моей практике есть случаи, когда путь этот длится не один год. Но я понимаю, что не ошиблась, когда «плохиши», даже закончив лицей, возвращаются, чтобы с горящими глазами рассказать о том, как им живется во взрослой жизни.
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Поведение ребенка в руках родителей — Москва : Издательство АСТ, 2015.
2. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Педагогические соч.; В 8 т. Т. 1. М., 1983
3. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: ИД «Городец», 2016. – 386 с.
Марьясова Ирина Евгеньевна
Серёгина Ульяна Сергеевна