Роль педагога в формировании личностных качеств ребенка

0
0
Материал опубликован 5 August 2021 в группе

Самохвалова Светлана Алексеевна
учитель начальных классов
МОУ Софьинская СОШ
Мос. обл., Раменский район, с. Софьино
e-mail: veretencevacol5@gmail.com

«Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»

Аннотация: Данная статья в наши дни весьма актуальна, т.к. школа претерпела множество изменений, и открылись новые горизонты, для того, чтобы помочь ребенку вырасти гармоничной и всесторонне развитой личностью.

Ключевые слова: социализация, воспитание, личность, личностно-ориентированное обучение, фацилитатор.

«Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя.»
Н.Н. Островский

В настоящее время происходят значительные изменения во ФГОС нового поколения. Ни для кого не секрет, что с 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а ребята, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году будут учиться уже по обновленным ФГОС.
Одной из важнейших задач для любого педагога всегда является воспитание и социализация подрастающего поколения, его подготовка к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Социализация - (от лат. socialis — общественный) процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [1].

Но прежде чем воспитывать, педагогу нужно определить, что такое воспитание? Существует множество определений, выдвинутые выдающимися педагогами, например, А. С. Макаренко говорил: «Воспитание в том заключается, что более взрослое поколение передает опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. Именно в этом и заключается активная роль педагогов
[2,с.116].
В. М. Бехтерев отмечал: « Воспитание значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет. Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты [2, с.116-117].
Удивительно, какое сложное явление воспитание, потому что за многовековую историю человечества не выработан общий взгляд на него, каждый учитель по-своему вкладывает свой труд в это понятие.
Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший путь к верной диагностики глубинных качеств [4, с.545-546].
Что касаемо личностных качеств ребенка, чтобы их формировать у обучающихся, прежде всего нужно понимать, какие личностные качества необходимы, а главное, что такое личность. Личность (центральное понятие для человековедческих наук) - это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении [1].
В настоящее время, в период быстрых социальных изменений педагоги столкнулись с проблемой, как лучше подготовить детей к жизни в динамично изменяющемся и развивающемся мире. В образовательной среде школы учителем начальных классов решаются две основные задачи: создание условий для освоения детьми образовательной программы, а также обеспечение возможностей для личностного развития обучающихся (в т. ч. формирование и развитие качеств) [5].
Нельзя не подчеркнуть важность деятельностного подхода, который активно развивается в 21 веке, в каждой школе он несет центральное звено, так как его центром выступает личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является сама деятельность. Говоря о личностных качествах подразумеваем те психологические характеристики личности, которые проявляются через отношения к окружающему и к самому себе в поведении и деятельности человека.
Прибегая к ФГОС, важным моментом для педагогов отмечается, что
достижение личностных результатов, также детализированы и конкретизированы в обновленном документе, всё это будет направлено на реализацию программы воспитания. Роль учителя в программе воспитания заложена еще в эпоху средневековья, но и вопрос о формировании личностных качеств ребенка огромен, но все ли учителя помнят об этом в процессе обучения, все ли используют деятельностный подход? Кажется, что далеко не все учителя делают полноценный акцент над этим всем во время урока.
Все это весьма остро ставит проблему профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего научного уровня и морального совершенства.
Таким образом, понятие «личностно-ориентированное обучение», вошедшее в 90-е годы в педагогический арсенал потихоньку стало состыковываться с нашими современными традициями и реалиями.
В последние годы личностно - ориентированный подход считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Так весьма привлекательно сформулированы преимущества личностно-ориентированного обучения. Не удивительно, что среди педагогов есть немало желающих работать по ней. Для реализации личностно-ориентированного обучения нужны специально подготовленные кадры. Вместо традиционного авторитарного воспитателя в классе появляется фацилитатор, которым может стать не каждый. Кандидат в фацилитаторы должен взвесить свои возможности, для чего нужно ответить на сформулированные К. Роджерсом вопросы:

1. Сможешь ли ты позволить себе вторгнуться во внутренний мир развивающейся личности и, не будучи судьей или критиком, войти, увидеть и оценить этот мир?

2. Сможешь ли позволить себе полную искренность с молодыми людьми, пойти на риск открытых, экспрессивных взаимных отношений, в которых обе стороны могут чему-то научиться? Отважишься ли быть самим собою в интенсивных групповых отношениях с молодежью?

3. Сможешь ли открыть заинтересованность каждой личности и станешь ее развивать независимо от того, чем это закончится?

4. Сможешь ли помочь молодым людям сохранить одну из наиболее ценных способностей – заинтересованность собою и окружающим миром?

5. Сможешь ли проявлять творчество в создании для молодежи благоприятных условий познания людей, опыта, книг, других источников, которые возбуждают их интерес?

6. Сможешь ли воспринять и поддержать несовершенные мысли, которые сопровождают творческую деятельность, воспринять неординарные взгляды своих воспитанников?

7. Сможешь ли помочь воспитанникам стать интегрированной целостностью с чувствами, которые проникают в идеи, и идеями, которые проникают в чувства, экспрессией, которая захватывает личность?

"Если кто-то каким-то чудом ответит "да" на большинство из этих вопросов, – говорит не без сомнения К. Роджерс, – он сможет облегчить жизнь своим школьникам, будет способствовать развитию широких возможностей молодых людей"[3, с.114]. А главное будет помогать в формировании их личностных качеств.
Еще интересным, но мало апробированным как для учителей, так и для обучающихся является смешанное обучение, которое в скором времени позволит приобретать знания через личностные усилия обучающихся.
​​​​​​​ В заключении хочется отметить, что главная сила любого педагога в формировании личностных качеств ребенка-это постоянное, непрерывное самосовершенствование, так как именно педагог помогает ребенку развивать все те личностные качества, которые помогут им в дальнейшей жизни, карьере и отношениях с людьми.

Список использованных источников:

Большая Советская Энциклопедия, том 24, книга 1. М.: Советская Энциклопедия, 1976. - 608с.

Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 1 : Общие основы : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 527 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).

Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).

Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 2 : Теория и технология обучения : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 575 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).

Сибаева, Г. М. О влиянии образовательной среды начальной школы на развитие нравственных качеств младших школьников / Г. М. Сибаева., Д. Н. Баязитова, Р. М. Халисова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2016. — № 30. — С. 7–10.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.