Гуманная педагогика в школе
Как говорил В.А. Сухомлинский, «школа должна любить ребёнка, тогда он полюбит школу». Если использовать в учебной и воспитательной работе принципы гуманно-личностной педагогики, то ребенок будет ходить в школу с большим удовольствием. Страх, что его накажут или отругают, исчезнет.
Современная парадигма педагогики направляет учителей на то, чтобы ребенок в образовательном процессе был заинтересованным и добровольным сотрудником, был единомышленником с учителем, а также был соавтором собственного образования. В первую очередь взаимоотношения в образовательном процессе должны строиться на уважении, понимании и любви.
Изначально в самой природе человека заложена способность обучения и восприимчивость, а значит, и гуманная педагогика должна быть без принуждения. Данные способности необходимо поддерживать и улавливать, но не подавлять их с помощью жестокой регламентации жизненной активности детей.
Одним из приемов усовершенствования принципа гуманизма является занятия на уроках и во внеурочное время. Такой принцип педагогического процесса позволяет ученику усваивать и познавать истинно человеческое, познавать себя как человека, проявлять свою индивидуальность, а также видеть свою истинную природу. Интересы ученика должны совпадать с общечеловеческими интересами.
Таким образом, используя различные формы и методы уроков, образовательный процесс может быть многообразным. Разные формы позволяют учителю улучшить сразу несколько навыков.
Все приемы основываются на пяти основных принципах.
Более подробно данные принципы рассмотрим в таблице ниже.
№ п/п | Принцип | Описание |
1 | Принцип свободы выбора | Для человека существует одна наиболее важная ценность в жизни – свобода. Каждый любит самостоятельно принимать решения, делает свой выбор без навязывания чужого мнения. Именно поэтому учащимся всегда предоставляется право выбора, но только с одним условием, и это право выбора на основе осознанной ответственности за свой выбор. Одним из таких способов является дифференцированное домашнее задание, так как ученик самостоятельно вправе выбрать уровень сложности. |
2 | Принцип открытости | Как говорил мудрый грек Сократ, «я знаю, что я ничего не знаю». Это означает, что учиться нужно на протяжении всей жизни, так как границ познания наук не существует. Учителю нужно делать уроки с «проблемами», чтобы привлечь интерес со стороны учеников, решение которых лежит за рамками изучаемого курса. |
3 | Принцип деятельности | Как утверждал Аристотель, «ум заключается не в знании, но и в умении прилагать знания в деле», а Бернард Шоу говорил, что «единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Таким образом, ученик должен работать со знаниями, чтобы они стали инструментами. Во время образовательного процесса ученик должен получать реальный результат от своей деятельности, так как человек учится только через осознанную деятельность. |
4 | Принцип обратной связи | Количество обратных связей напрямую соединено с качеством развития таких систем, как экономическая, педагогическая, техническая и социальная. Исходя из этого, успешный и качественный урок зависит от внимательного наблюдения за заинтересованностью учеников, их настроением и понимаем. Используя на уроках разные приемы обратной связи и всевозможные приемы педагогический техники, учитель будет постоянно контролировать процесс обучения. |
5 | Принцип идеальности (высокого КПД) | Принципы рентабельности, принципы удовольствия и принципы повышения КПД (коэффициент полезного действия) действуют по одному единому принципу. Любое действие человека характеризуется не только полученной информацией, но и затратами в образовательном процессе. КПД чем выше, тем используемые затраты меньше. Что касается педагогики, то идеальность заключается в том, чтобы при высокой эффективности своего труда, учитель не уставал. Скорее всего, идеал будет недостижим, но учителю необходимо к нему стремиться. Для улучшения результативности и уменьшения затрат в образовательном процессе учителю необходимо максимально заинтересовать учащихся знаниями и всевозможными потенциалами с целью уменьшения затрат в процессе образования. Ведь идеальность ученика напрямую связана с его активностью и самоорганизацией. Правильно согласованные формы и содержания обучения показывают большой интерес учащихся к образовательному процессу, таким образом, позже у ученика встанет вопрос: «А что же тогда дальше?». Если ритм, темп, сложность и возможности ученика согласованы, то он почувствует свой успех и будет укреплять свои знания. При активном вовлечении учеников в управление коллективом возможно обучение учащихся друг другом. |
Все приемы педагогической техники можно систематизировать в зависимости от этапа урока.
Чаще всего в старших классах используют прием «Защитный лист», при котором перед началом урока перед каждым учеником лежит лист, куда он записывает свое желание или нежелание отвечать на уроке, при этом не указывая причины. При работе с такими листами учитель строго контролирует ситуацию. С помощью такого приема ответственность за проведение урока лежит полностью на учениках. Таким образом, собирается материал для индивидуальной беседы с учеником или его родителями. Целью оценки является стимулирование познания.
Иногда используют такой прием, как «кредит доверия», при котором оценки ставятся «в кредит». Учитель, поставив оценку авансом, дает шанс ученику доказать свою состоятельность. Таким образом, учитель «ненавязчиво объясняет» ученику, что у него есть возможность для достижения успеха, но для этого нужно сделать что-то иначе и приложить больше усилий.
Ещё одним не менее важным приемом является «образовательная стратегия».
В начале урока учитель задает несколько вопросов, такие как:
Что ты делал, чтобы выполнить данную работу на «отлично»?
Расскажи, пожалуйста, как ты готовился к тесту, чтобы написать его так хорошо?
С помощью таких рассказов ученики делятся друг с другом своим опытом подготовки к конкретной работе.
Следующий прием «доволен-недоволен». При таком приеме учитель использует следующие фразы:
Присаживайтесь те, кто доволен своей домашней работой.
Тем, кто не сел, учитель задает следующий вопрос:
А что тебя огорчило? Чем остался недоволен?
Задача учителя радоваться и огорчаться вместе с детьми.
Актуализируя изучаемый материал, зарождаются условия к появлениям мотива к изучению. Как гласит древний китайский афоризм, «ты можешь стать умнее 3 путями: путём опыта – самый горький, путём подражания – самый лёгкий, путём размышления – самый благородный».
Такой прием, как «интеллектуальная разминка», настраивает на определенный вид деятельности. С помощью процедуры «вход в урок» необходимо начать занятие с интеллектуальной разминки, а именно задать несколько вопросов на размышление. Например, выберите из следующих слов лишнее и объясните почему? Белизна, бельчонок, побелка, отбелить.
Ещё одним приемом является «игра в случайность». В урок вводятся приемы случайности. Для этого можно использовать игральные кости, жребий, бочонки русского лото, при этом объектом выполнения задания будет являться выход к доске или устный ответ.
Прием «отсроченной реакции» подразумевает, что после вопроса включается таймер на 10-40 секунд, это необходимо для того, чтобы все учащиеся могли продумать и проанализировать вопрос, так как чаще всего при выкриках с мест более активные дети «забивают» тех, кто обладает более медленной реакцией.
Такой прием, как «настроение», чаще всего используется на уроках литературы, где в начале урока необходимо включить музыку, слайды или видеофрагменты сюжетов. Эмоциональное начало урока, несомненно, задаст положительный настрой на весь урок.
Рассмотрим следующий прием «зашифрованная фраза». Задание заключается в том, что в тексте необходимо найти зашифрованную фразу Аристотеля и восстановить её первоначальный вид:
ПQRONIЗWVHLDAFSHQYИRVE ,
HNIAWRЧIYИJHDSARIESVTQNCIVЯ
CID УVSДJRИRIВRЛDEWFHYGИLЯ.
Необходимо убрать все латинские буквы и оставить русские, таким образом, фраза следующая: «Познание начинается с удивления». Такой прием сильно привлекает внимание и стимулирует работу ума. Как говорил Луи де Бройль, «знания – дети удивления и любопытства».
При приеме «удивляй» учитель из обыденного выделяет удивительное. Примером такого является изучение темы «Корень слова» на уроке русского языка, когда учитель может сказать о том, что существуют слова, не имеющие корня (например, вынуть). На уроке литературы при изучении темы «Лирика военных лет» урок можно начать с прослушивания песен. После задать вопросы об исполнителях, обстоятельствах написания. В данном случае учитель проверяет общую эрудицию и увеличивает интерес к познанию.
Когда в начале урока учитель задает загадку, но отгадка будет изложена при изучении нового материала на следующем уроке либо в конце текущего урока, такой прием называется «отстроченная загадка».
Большим интересом у школьников пользуется прием «а знаете ли вы что…», где им необходимо найти уникальную информацию на определенную тему. Найденный материал можно оформить как в виде презентации, так и буклета или в других вариантах.
При помощи приема «ручеек» учащиеся высказывают то, что уже знают об изучаемой теме.
Прием «ассоциативное солнышко» подразумевает, что учитель на доске указывает слово из изучаемой темы, а учащиеся должны в виде лучей указать их ассоциации. Например, при знакомстве с произведением Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» может получиться такое «солнышко».
Для изучения нового материала и для его закрепления существует несколько приемов.
Одним из таких приемов является «я утверждаю, что…». Например, в цифровом диктанте школьники показывают свое согласие или несогласие при помощи сигнальных карточек, но с корректировкой ответа:
Я утверждаю, что морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. (Дети соглашаются)
Я утверждаю, что основной частью слова является приставка. (Дети не соглашаются, объясняют свой ответ)
При приеме «получи бонус» в образовательном процессе ученик принимает участие в разных видах работы (работа у доски, опросы, ответ по домашнему заданию, работа консультантом). За каждую активность можно получать цветные жетончики с определенными баллами, где по окончанию урока можно посчитать все заработанные баллы и сравнить с другими.
Никому не секрет, что командная работа не только улучшает социальную мотивацию, но и помогает решать проблемные вопросы и ситуации, такой прием называется «один ум – хорошо, а два – лучше».
При приеме «опиши меня…» нужно найти в учебнике место с описанием чего-либо и предоставить визуально в виде картинки, видео или презентации.
Очень часто встречаются такие задания, как перепутывание неполных фрагментов, такой прием называется «паутина». В игре «Собери пословицы» ученикам нужно найти правильное продолжение каждой пословицы.
Кончил дело, ... | ...чем сладкая ложь. |
Лучше горькая правда, ... | ...гуляй смело. |
Лучше вода у друга, ... | ...пригодится воды напиться. |
Пашню пашут... | ...мука будет. |
Не плюй в колодец - ... | ...чем мёд у врага. |
Перемелется -... | ...руками не машут. |
Следующий прием имеет два названия «забей гол» или «установи соответствия», где в одной карточке дается наименование, а в другой - описание. Например, установите соответствие между персонажами “Ревизора” и их социальным статусом в городе Н.
При приеме «практичность теории» учитель объясняет материал через практическую задачу, где очевидна полезность для ученика.
Ещё одним командным приемом является прием «лови ошибку». Ученики, совещаясь, споря и анализируя, ищут ошибки, выбирают спикера и оглашают результаты перед классом и учителем. Только чтобы данное обсуждение не затянулось, необходимо обозначить время.
Интересным приемом является прием «Синквейн». Это упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. Классический синквейн – это пятистрочие, составленное по определенным правилам:
Синквейн можно писать индивидуально, в парах или в группах.
Например, синквейн к образу Дон Кихота.
Дон Кихот
Отважный, целеустремлённый.
Читает, путешествует, борется.
Стремится искоренить зло на земле.
Рыцарь.
Такие приемы обеспечивают, с одной стороны, психологический комфорт учеников, с другой же, способствуют решению задач, стоящих перед учителем. Они сохраняют в учениках их естественную страсть к развитию, взрослению, свободе, их стремление к познанию и потому ведут их к цели с желанием, минуя принуждение.
Но какие бы ни были методы, они всего лишь инструменты, и только искусный и устремлённый учитель сможет с их помощью сотворить живую действительность, которая подарит ученикам особую радостную образовательную жизнь. Творцом образовательной жизни является учитель.
Гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, включить в содержание своего общения и отношений с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником. Учителя должны проявлять интерес к жизни детей. Действуя с такой позиции, педагог имеет возможность узнать детей, увидеть мир их глазами, разобраться в их стремлениях и направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание мира и утверждение добра.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Полянская Оксана Николаевна
Потамошнева Наталья Алексеевна