Устный журнал «Обеспечение сотрудниками ДОУ и родителями условий для гуманного личностно-ориентированного развития воспитанников»
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
Тема: «ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЛИЧНОСТНО – РАЗВИВАЮЩЕГО И ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ».
Цель: Совершенствовать процесс создания условий для личностно – развивающего и гуманистического характера взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Задачи:
1. Продолжить работу по актуализации и обогащению знаний педагогов по вопросу создания условий для личностно - развивающего и гуманистического характера взаимодействия с семьями.
2. Развивать практические умения построения процесса взаимодействия на личностно - развивающей и гуманистической основе.
3. Развивать умения обобщать, рефлексировать, защищать свою позицию.
Подготовка к устному журналу:
- Работа творческой группы по подготовке сетевого мероприятия (составление плана сценария, подготовка раздаточных материалов, проведение анкетирования родителей, обсуждение темы сетевого мероприятия итд).
- Создание презентации по сетевому мероприятию.
- Оформление места проведения мероприятия.
- Подготовка раздаточного материала по теме для гостей (буклет «Что такое ЛЭПБУК?», Глоссарий - «Взаимодействие с семьями воспитанников», Методическая копилка «Формы взаимодействия с семьями воспитанников»).
- Подготовка медиа – оборудования (проектор, экран и ноутбук для просмотра презентаций, видео материалов итд).
- Разработка творческих заданий, домашнего задания по теме устного журнала.
- Создание видео нарезок по теме сетевого мероприятия.
- Оформление выставки литературы, методических разработок, альбомов итд.
- Проведение разных форм методической работы с педагогами (консультации, собеседование, выставки, семинары – практикумы итд.)
- Работа по самообразованию.
Ход:
Ведущий:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада Вас приветствовать сегодня на очередном методическом мероприятие. Наше мероприятие будет проходить в форме устного журнала по теме «ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЛИЧНОСТНО – РАЗВИВАЮЩЕГО И ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ».
Я надеюсь, что наше мероприятие позволит нам вникнуть в суть личностно – развивающего взаимодействия с семьями воспитанников.
Уважаемые коллеги! В ходе мероприятия мы будем с вами обсуждать вопросы, упражняться в использовании положение ФГОС ДО, выполнять практические задания.
Цели и задачи даны на слайде (кратко озвучить).
Структура устного журнала:
1 страница: «Игровая».
2 страница: «Правовая».
3 страница: «Информационная».
4 страница: «Видео тренинг».
5 страница: «Внимание, опыт – выполнение домашнего задания - Защита ЛЭПБУКа».
6 страница: «Рефлексивная».
1 страница: «Игровая».
Мы начинаем листать наш журнал. Давайте поиграем в игру «Поиск сокровищ».
Игра создаст обстановку эмоционального комфорта, почувствовали себя свободно, раскованно.
Методика проведения:
У меня есть карточки с перечнем «Сокровищ». Нужно найти среди собравшихся соответствующего каждой карточке человека. Для этого вы проходите к друг к другу и опрашиваем. На игру отводится 5 минут. Среди нас есть такие педагоги, у которых есть много сокровищ и мы их сейчас раскроем, берем по одной карточке
Список «Сокровищ»: найдите человека.
Чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате
С необычным увлечением
Кто любит ту же еду, что и вы
Кто родился в городе Ижевске
Кто родился дальше всех от этих мест
У кого столько же колец на руках, сколько и у вас
Кто живет ближе всех к детскому саду
Кто на все руки мастерица
Кто играет на музыкальных инструментах
Кто может общаться на государственном языке УР
Кто знает иностранные языки и может преподавать
Кто любит туристические походы
У кого есть домашние животные, и она их очень любит
После того как все участники собрались вместе, ведущий задает вопросы:
Кто нашел человека, который живет ближе всех к детскому саду
У кого день рождения близок сегодняшней дате
Кто нашел коллегу у кого необычное увлечение
Кто нашел человека, который родился в Ижевске
Кто нашел у кого столько же колес на руках, сколько у вас
Кто нашел человека, которая на все руки мастерица
Кто нашел педагога, которая играет на музыкальных инструментах
Кто нашел человека, которая любит ту же еду, что и вы
Кто родился, дальше всех от этих мест
Кто знает человека, которая общается на государственном языке УР
Кто нашел человека, у кого есть домашние животные и очень их любит
Кто нашел человека, которая знает иностранные языки и может преподавать
Кто нашел человека, которая любит туристические походы.
Уважаемые коллеги! Обменяйтесь своими впечатлениями, которые возникли в ходе игры.
Вывод (по игре): Действительно игра нам позволила сплотиться, настроится на работу.
Следующая страница нашего журнала вторая страница «Правовая».
Уважаемые коллеги! Следует заметить, что долгие годы государство принимало на себя всю полноту и ответственность за воспитание, и развитие детей. В настоящее время основные законы и нормативные документы РФ приведены в соответствия с международным правом, согласно которому образование ребенка является правом и обязанностью родителей. Если мы заглянем в каждый документ, то отметим, что родители несут преимущественную ответственность за образование ребенка, основанную на принципе наилучшего обеспечения его интересов («Декларация прав ребенка», п.7, «Конвенция о правах ребенка», ст. 18).
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей обеспечения полноценного развития личности ребенка». С принятием закона возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется вопросу взаимодействию с семьями воспитанников. При чем одним из принципов ФГОС ДО является личностно – развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей (п. 1.2.)
Внимание вопрос: А давайте задумаемся, как мы понимаем, что же такое личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия? (мнение и рассуждение коллег).
Вывод: Личностно – развивающий характер образования, основанный на гуманистических принципах, подчеркивает право ребенка на собственный путь развития, так как в основе стандарта лежит культурно – историческая концепция Л.С. Выготского, которая направленная на развитие личностных качеств, таких как инициативность, активность, индивидуальность, самостоятельность, любознательность (целевые ориентиры).
Спасибо за ваши мнения.
Таким образом, личностно - развивающая модель образования обеспечивает ребенка чувства защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирует предпосылки личностной культуры; развивает индивидуальность каждого воспитанника.
Уважаемые коллеги! А как вы думаете, меняется ли тактика общения взрослых с ребенком? (мнение и рассуждение коллег).
Вывод: Позиция взрослого исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития, создается и используется ситуации, требующие от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, в зависимости от ситуации меняется стиль общения.
Личностно – развивающий характер общения педагога с детьми обусловил необходимость по – новому взглянуть на проблему взаимодействия детского сада с семьями с целью создания образовательного процесса. ФГОС ДО и ФЗ «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать равно ответственными участниками образовательного процесса. Систематическая и целенаправленная работа в коллективе в этом направлении происходят позитивные изменения в общении с родителями воспитанников (обеспечивается психологическая поддержка ребенка и психоэмоциональная поддержка родителей (ощущение покоя, уверенности за ребенка, итд). Таким образом, позитивные установки ФГОС ДО говорят воспитание не вместо семьи, а вместе с семьей.
На столах лежат желтые листочки, там даны таблица с определениями. Нужно соотнести термина с определением, то есть соединить стрелками термин и определение.
Доверие
|
|
Убежденность в честности, добросовестности, искренности кого - либо, чего - либо |
Помощь |
|
Содействие в чем-либо, в какой-л. деятельности; поддержка |
Компетентность
|
|
подразумевает наличие опыта и знаний, в определенной области, для успешной деятельности в этой сфере, это когда человек обладает определенными способностями и знаниями может судить обоснованно об области, в которой компетентен. |
Индивидуальность
|
|
Неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляемого свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. |
Личность
|
|
Постоянно изменяющиеся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующие социальную сущность человека. |
Партнерство |
|
Равноправное включение взрослого в процесс деятельности. |
Взаимодействие
|
|
способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения |
Сотрудничество |
|
Это совместная деятельность, участие в каком – либо общем деле, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. |
Педагогическая поддержка |
|
деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижение в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением. |
Семья |
|
Это ячейка общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, это в первую очередь отношения между мужем и женой, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. |
Следующая третья страница нашего журнала «Информационная» - «Стили педагогического общения с семьями воспитанников».
Мы переходим на следующую страницу нашего журнала.
Давайте разберемся, что такое стиль и модели общения?
Как нам известно, в общении складывается важная система взаимоотношений между людьми, которая способствует эффективности общения. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.
Внимание вопрос: Что же такое педагогическое общение?
Это целостная система (приемы и навыки) социально – психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств). В число наиболее сложных задач, встающих перед нами, входит организация продуктивного общения, предполагающие наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Внимание вопрос: Что вы понимаете под стилем общения?
Под стилем общения понимают индивидуально – типологические особенности социально – психологического взаимодействия педагога и детей.
Психологи выделяют три составляющие общения:
- Первая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.
- Вторая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.
- Третья подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.
В наши дни выделяют разных стилей общения, которые мы остановимся на основных. Про них мы уже много о них говорили, и мы проведем, используя форму «Открытого микрофона» - что я знаю.
Совместное творчество. В основе совместного творчества лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно - диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность, рождает совместный увлеченный поиск.
Авторитарный стиль. Согласно авторитарному стилю педагог все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным. В этом случае, по мнению педагога, его директивы не подлежат обсуждению, их надлежит неоспоримо выполнять.
Попустительский стиль. Характерной чертой попустительского стиля общения является незначительная активность педагога, проблемы с родителями обсуждаются формально. Педагог подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
Стиль – дистанция. Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско - снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение - дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения. Общение - дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.
Стиль – заигрывание. По существу, тип общения–заигрывания отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Им часто пользуются молодые педагоги, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.
Вывод: Спасибо вам за ваши рассуждения. Ценность данной работы состоит в том, что в ходе рассуждения вы рефлексируете свою деятельность и приводите примеры из практике.
Четвертая страница нашего журнала «Видео тренинг» -
Я вам предлагаю разные видео фрагменты, мы внимательно их посмотрим, моменты позитивного взаимодействия можете назвать. (общение воспитателя, отношение к детям, признаки эффективного взаимодействия, итд).
Пятая страница «Внимание, опыт «Защита ЛЭПБУКа», новая форма взаимодействия с семьями, представление домашнего задания.
Мы рассмотрели много методов, и мы находимся в постоянном поиске. Сегодня мы презентуем новую форму - ЛЭПБУК.
Лэпбук - сравнительно новое средство обучения из Америки. Лэпбук (Lapbook) - в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга» (Lap - колени, book - книга). Лэпбук - это самодельная книжечка или папочка внутри множество кармашков, книжек – раскладушек, конвертиков, окошек, дверок, и других деталей.
Зачем нужен Лэпбук?
Давайте вспомним значение Лэпбука для педагогов (ответы)
- организация материалов по изучаемой теме;
- оформление результатов совместной проектной деятельности;
- организация индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Мы сейчас вспомнили значение Лэпбука для педагогов, а какое же значение Лэпбука для ребенка (ответы)
- понимание и запоминание информации
- приобретение навыка самостоятельного сбора и организации информации
- повторение и закрепление материала
- быстрое запоминание того материала который представлен в Лэпбуке.
- проявление повышенного интереса к содержанию
Вывод: Уважаемые коллеги! Творческое взаимодействие
1. Проект 2. Образовательная деятельность |
|
ПАРТНЕРСТВО |
|
Проект Закрепление пройденного материала Сближение родителей и детей |
|
Преимущество обучения Лэпбук помогает:
- структурировать сложную информацию
- развивает познавательный интерес и творческое мышление
- разнообразить даже самую сложную тему
- научить простому способу запоминания
- объединить всю семью (группу детей в д\с) для увлекательного и полезного занятия
Чтобы процесс обучение был еще эффективнее, использование ведущую систему запоминания:
- визуалом - включаем фантазию
- с аудиалом – проговариваем материал
- с кинестетам двигаемся во время процесса
- с дискретами приводим все в систему
с чего начать?
Подбор темы
Для детей младшего д\в – общая тема (н-р «Зима»)
Для детей старшего д\в – узкая тема (н-р «Снег»)
Написать план
Необходимо подумать, что лэпбук должен включать в себя, о чем вы хотите в нем рассказать, чтобы полностью раскрыть тему
Нарисовать плакат
Теперь надо придумать, как лэпбуке будет представлен каждый из пункта плана - начертить схему.
КАЖДАЯ ГРУППА И СПЕЦИАЛИСТ ЗАЩИЩАЕТ СВОЙ ЛЭПБУК.
Будут представлены разные формы Лэпбуков, ваша задача уважаемые гости, внимательно послушать представление лэпбуков и подумать как мы можем использовать эту форму представления в процессе взаимодействия с семьями. А вы уважаемые коллеги можете записать эти варианты (лэпбук можно унести домой, родители могут задать вопрос, посоветовать другие приемы по изучению той или иной темы, в лэпбук может быть помещен диск с видео, итд.)
1 лэпбук - «Правила дорожного движения»;
2 лэпбук – «Времена года»;
3 лэпбук – «Космос»;
4 лэпбук – «Там, где музыка живет»;
5 лэпбук – «Животный мир Удмуртии»;
6 лэпбук – «В королевстве волшебных мячей»;
7 лэпбук – «Птицы»;
8 лэпбук – «Наш Ижевск»;
9 лэпбук - «Страна Играндия»;
10 лэпбук – «Народные промыслы».
Вывод: В результате использования этого метода взаимодействия взрослых и детей развиваются универсальные культурные умения, такие как:
- планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- адресная персонированная помощь;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
6 страница - «Рефлексивная».
Вот на такой отличной ноте мы с вами к концу нашего методического мероприятия. У вас на столах есть разноцветные листочки, вам каждому нужно записать - В чем вы видите перспективу развития процесса взаимодействия с семьей?
А подведем итог устного журнала, используя прием «ИНСЕРТ» (условные значки).
У нас на столах есть голубые листочки, там напечатана структура устного журнала. Вам за 1 минуту необходимо будет нарисовать тот или иной условный знак, который как вам кажется, подходит к нашим рубрикам и потом необходимо дать вашим значкам комментарии. Условные знаки даны на слайде.
V
|
Это уже известно для вас |
|
Это противоречит представлению
|
+
|
Это является интересным и неожиданным |
? |
Неясно, возникло желание узнать больше
|
|
Понравилось выступление |
|
Эта тема актуальна. |