12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смыслова Екатерина Сергеевна51
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

ГОРОХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназии № 25 им. А.С. Пушкина»

(Нижегородская область, г. Нижний Новгород)

e-mail: gorokhova.katerin@yandex.ru


РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА.

Аннотация: В данной статье рассматривается роль педагога в формировании личностных качеств ребенка в личностно-ориентированном подходе. Рассмотрены особенности формирования личностных качеств в младшем школьном возрасте.

Ключевые слова: личностные качества, младший школьник, личностно-ориентированный подход, гуманная педагогика.

Детям будет приятнее учиться в школе, если учителя будут приветливы и ласковы, будут располагать к себе обращением, отеческим расположением, манерами, словами, совместными делами без превосходства, если будут относиться к ученикам с любовью.

Я. А. Коменский

Роль учителя в жизни каждого человека бесценна. Многие известные люди имеют своего наставника, советчика, учителя, который верил в них, воодушевлял и поддерживал. Например, известный русский ученый М.В. Ломоносов стал самым талантливым наследником знаний Х. Вольфа; Н И. Лобачевскому выпала возможность быть учеником Г.И. Карташевского, который обладал энциклопедическими знаниями и с удовольствием ими делился с другими. Есть много подобных примеров, которые наталкивают на мысль о том, что вклад педагога в формировании личностных качеств неоценим. Известный педагог А.С. Макаренко говорил, что воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Роль педагога в процессе формирования личностных качеств была, есть и будет актуальна.

Процесс формирования личностных качеств ребенка начинается еще в дошкольном возрасте, но следует отметить, что у детей младшего школьного возраста они формируются на более высоком уровне. Именно в младшем школьном возрасте ребенок отличается повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Это обусловлено возрастными особенностями младших школьников, этот возраст характеризуется высоким уровнем доверчивости, подражательности, повышенной познавательной активностью. Так как личность ребенка формируется постепенно, ему необходима всесторонняя помощь и поддержка для того, чтобы без проблем справляться с возникающими проблемами. Такую поддержку дети ищут в своем близком окружении: у родителей или учителей.

Одной из приоритетных задач педагога, закрепленной в ФГОС НОО, является обеспечение возможностей для личностного развития обучающихся (в т. ч. формирование и развитие качеств). Однако следует разобраться, формирование, каких качеств должен обеспечить педагог и что они из себя представляют. Для этого обратимся к книге В.Д. Шадрикова «От индивида к индивидуальности», в которой говорится о том, что личностные качества – это закрепленная форма поведения, за которой стоит личностный мотив человека [6]. Одним из главных факторов формирования личностных качеств обучающегося является личность педагога. Не только интеллектуальные и педагогические способности способные оказывать влияние на данный процесс, но и личностные качества самого педагога. Большинство детей, в связи с особенностями детского возраста (подражательность, впечатлительность и др.), берут пример с окружающих их взрослых. Нередко этим «эталоном» для ребенка становится его учитель. Высказывание К.Д. Ушинского(1948) о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что «воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности...», это подтверждает. Существуют и другие факторы, способы воздействия на формирование личностных качеств ребенка, но ни одно из них не будет иметь такого глубокого воздействия как личность педагога. Ведь именно учитель способен не только найти ценностные ориентиры, но также может найти им применение, укрепить и усовершенствовать их. Педагог должен суметь достигнуть духовной общности с ребенком, предоставить им надежную опору и поддержку, помощь и понимание, сострадание и дружбу. М.В. Ломоносов говорил о том, что учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать…

На примере гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили убедимся в том, что роль педагога в формировании личностных качеств ребенка весьма значима. Фундаментом данной технологии является гуманная педагогика и педагогика сотрудничества, которые основываются на взаимоотношениях учителя с ребенком. Технология Ш.А. Амонашвили ставит перед педагогом такие задачи: помощь при становлении, развитии и воспитании в ребенке благородного человека, с помощью раскрытия его личностных качеств; создание условий для самовоспитания и другие. Все это возможно достичь, используя такие методы, как дорисовывание, метод нашептывания на ухо, метод соавторства, метод дополнения, метод исследовательского познания [3].

Таким образом, компетентность педагога во взаимодействии с обучающимся является фундаментом его профессионализма и важнейшим инструментом формирования личностных качеств ребенка. «На самой верхней грани соприкосновения способностей и эмоций учителя со способностями, силами и эмоциями своих учеников может родиться настоящая, радостная, увлекательная педагогика, действительная духовная общность между учителем и его учащимися» [2, С.41]. Именно педагог помогает ребенку развить те личностные качества, присущие благородному человеку!


Список используемых источников

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).

Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., – 1986. – 175 с.

Амонашвили Ш.А., Амонашвили П.Ш. Школа Жизни. Авторская программа для средней общеобразовательной школы, построенная на принципах гуманной педагогики. Глава 12

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.

Коврижкина С. С. Развитие личностных качеств ребенка в условиях взаимодействия семьи и школы // Наука. Инновации. Технологии. 2008. №4. – С. 131-133.

Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 240 с.

Федосеева Л. А. Особенности проявления личностных качеств младших школьников на начальном этапе учебной деятельности // Вестник науки и образования. 2018. №17-2. – С. 53.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.