Статья «Характеристика индивидуальной модели профессиональных компетенций в контексте профессионального стандарта педагога»
В современном мире педагог должен соответствовать требованиям времени, поколению детей, перспективам развития общества, страны.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.
Педагог должен строить отношения с учеником с позиции уважения его интересов, учета уровня развития его коммуникационных умений, индивидуальных особенностей развития, индивидуальных потребностей. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала, которые в полной мере относятся и к педагогу. Особые требования к современному учителю предъявляет и специфика содержания школьной географии. В обучении географии важную роль играет способность учителя логично, отчетливо, доказательно объяснять изучаемые явления и процессы, так как многие географические знания носят абстрактный характер. Создавая индивидуальную модель развития профессиональных компетенций, каждый педагог должен демонстрировать знание своего предмета, программы обучения, уметь планировать, проводить уроки, а также анализировать их эффективность. Профессиональный учитель — это грамотный педагог, знающий свой предмет до тонкостей, до мелочей. Считаю, что очень важным для современного педагога является умение владеть формами и методами обучения, выходящими и за рамки уроков, такие как эксперименты, экскурсии, учебно-полевая практика и т.д. Педагог должен использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании, одаренных учеников, учеников с ограниченными возможностями. Также педагог должен уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля, владеть ИКТ-компетенциями. В воспитательной работе педагог должен: эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды; эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность; оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления, уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их, уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей; уметь сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении задач духовно-нравственного развития ребенка. В основу стандарта заложена структура профессиональной деятельности: это обучение, воспитание и развитие. Любой педагог, будь то физик, математик, географ помимо того, что он специалист по предмету, он должен быть и специалистом по ребенку. Поэтому считаю, что современный педагог должен уметь отслеживать динамику развития ребенка, в практике своей работы, использую такие психологические подходы как: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. Культурно-исторический подход дает мне возможность организовать процесс интеграции обучающегося в культуру, в рамках которой протекает его жизнедеятельность для дальнейшего свободного, самостоятельного и ответственного выбора своего места в жизни. Именно это и позволяет учащемуся найти себя в различных видах деятельности, будь то учебная или внеурочная. Деятельностный подход предполагает, что ученик в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. осуществлять какую-либо деятельность: учебно-исследовательскую, творческую и др. На первый план здесь выходит деятельность учащихся, а знания являются необходимым условием выполнения этого вида деятельности. Считаю, что при использовании деятельностного подхода резко растет эффективность обучения. Для учащихся, которые приложили личные усилия к добыванию содержания материала к уроку географии, этот материал станет их достоянием надолго. География – это наука, которой принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формированию исследовательской активности. Развивающий подход– это творческий, оригинальный подход к обучению. Мое педагогическое кредо: «В каждом человеке Солнце, только дайте ему светиться». На мой взгляд, главное в работе с детьми – это творчество учителя, помноженное на творчество учеников. Система творческих заданий помогает раскрыть потенциальные возможности ученика, дает возможность почувствовать вкус к предмету, проявить свои командные или исполнительские черты характера.
Ключевые принципы моей работы – это индивидуальность, творчество, современность, системность, научность. Поэтому воспитывая культуру географического мышления у моих учеников, также развиваю умение вести работу с различными источниками географической информации. Современная география включает в себя целые пласты культур разных цивилизаций и народов мира. Хорошее географическое образование позволит учащимся обнаружить культурную значимость этой науки, увидеть в ее изучении не только географический, но и культурологический, философский и исторический интересы. Культура и образование взаимосвязаны: культура определяет смысл, ценность и содержание образования, а образование сохраняет культуру, передает ее достижения из века в век, формирует уважительные отношения к окружающим людям, привязанность к семье, школе. Современная школа – это место, где ученики овладевают универсальными знаниями и умениями, время становления характера, время накопления опыта. Подросток станет взрослым только завтра, а сегодня – он ребенок, который нуждается в теплоте, любви, понимании и уважении.
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,
будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств,
и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников,
но и в их душах и сердцах...»
Ш. Амонашвили.