Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога

1
0
Материал опубликован 6 March 2023

t1678085704aa.jpg

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 136 КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»


t1678085704ab.pngt1678085704ac.gif

Муниципальный этап республиканского конкурса «Педагог года Донецкой Народной Республики в 2023 году в номинации «Педагог-психолог года»

ХАРАКТЕРИСТИКА

профессиональной деятельности педагога – психолога

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевки»

Коваленко Анастасии Юрьевны





2023







































ХАРАКТЕРИСТИКА

профессиональной деятельности педагога – психолога

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевки»

Коваленко Анастасии Юрьевны


Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании.

Образование высшее. В 2012 году окончила Славянский государственный педагогический университет г. Славянск. Присвоена квалификация: «Практический психолог», по специальности «Практическая психология». Общий стаж работы: 14 лет, стаж работы по специальности педагог – психолог – 7 лет. С 2020 имею II квалификационную категорию.

Систематически прохожу курсы повышения квалификации на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», участвую в методических мероприятиях на уровне города, вебинарах, скайп – конференциях и семинарах.

Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений, включенных в программу профессиональной деятельности педагога – психолога.

С 2016 года работаю в МБДОУ «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевка» педагогом – психологом. В учреждении функционирует 11 групп, 6 из которых специализированные (для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата и нарушением речи)

Для успешной реализации Основной образовательной программы в ДОУ созданы соответствующие психолого – педагогические условия с учетом возможностей, особенностей развития каждого ребенка и социальной ситуации его развития.

Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности педагога – психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог - психолог».

Основная цель моей профессиональной деятельности соответствует требованиям Профессионального стандарта педагога – психолога в сфере образования: создание условий для сопровождения и развития участников образовательной деятельности.

Задачи педагога – психолога в дошкольном учреждении:

Осуществить психологическое сопровождение адаптационного периода ребенка к дошкольному учреждению;

Изучить и проанализировать индивидуальные особенности развития ребенка;

Расширить психолого – педагогические знания родителей и педагогов для эффективного взаимодействия с детьми;

Определить способности детей и проводить просветительскую работу с педагогами и родителями по дальнейшему их развитию;

Изучить готовность детей к школе, развивать познавательную, эмоциональную и мотивационную сферы детей с целью подготовки их к обучению в школе;

Содействовать созданию благоприятных психолого – педагогических условий в дошкольном учреждении.

Основные направления деятельности педагога – психолога в дошкольном учреждении:

Профилактика конфликтов. Профилактика насилия в семье;

Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;

Психолого – педагогическое сопровождение формирования психологической устойчивости в условиях военной ситуации и чрезвычайных событий;

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста. Готовность детей к школе;

Психолого – педагогическое сопровождение адаптационного периода;

Профориентационная работа с дошкольниками;

Формирование Я – концепции, здорового образа жизни. Профилактика аддиктивного поведения.

Каждое направление реализую с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, ведущего вида деятельности, опираясь на современные игровые технологии и приемы.

Перечень применяемых педагогом – психологом психолого – педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Психологическое просвещение и профилактика – это создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.

Психологическое консультирование – это оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Реализация данного направления, заключается в коммуникативном взаимодействии специалиста с лицами, нуждающимися в получении консультативной помощи. Данное взаимодействие осуществляется как по запросу администрации, педагогов, родителей, так и по личному обращению консультируемого. Основным методом и формой оказания консультативной помощи, является беседа индивидуального характера.

Психологическая диагностика – это получение своевременной информации об индивидуально – психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Для реализации данного направления осуществляется:

наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп;

диагностика адаптационного периода ребенка к дошкольному учреждению;

диагностика определения интеллектуального развития ребенка, специальных способностей дошкольника;

диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительных групп;

диагностика эмоционального состояния детей.

Цели и задачи профессиональной деятельности осуществляю при помощи психолого – педагогических технологий, направленных на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Психолого – педагогическая диагностика изучения уровня адаптации к новым условиям детского сада. В.Н. Меркулова, Л.Г. Самоходкина «Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в дошкольное учреждение»;

Определение уровня интеллектуального развития ребенка. Г.П. Шалаева «Как определить интеллект ребенка?»;

Определение уровня развития воображения. О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»;

Выявление специальных способностей. Н.П. Смелянская «Определение видов способностей»;

Определение уровня познавательной активности ребенка. М.Н. Ильина «Познавательная потребность»;

Изучение социально – психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: познавательная, социальная, мотивационная, эмоционально – волевая сфера. И.Е. Голуб «Организация диагностической деятельности в направлении комплексного изучения социально – психологической готовности ребенка к обучению в школе в условиях дошкольного учреждения».

Коррекционно – развивающая работа – это создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Коррекция отклонений психического развития направлена на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих способностей. Этому направлению уделяется большое значение.

В своей деятельности успешно реализую программы:

Коррекционная работа с детьми, которые имеют проблемы в адаптации к условиям детского сада. А.С. Роньжина «Занятие с детьми 2 – 4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению»;

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Е.В. Котова «Развитие творческих способностей дошкольников»;

Коррекционно – развивающая работа по развитию способностей у детей. М.Н. Ильина «Групповые игры и упражнения по развитию интеллекта и навыков общения»;

Работа по коррекции познавательного развития ребенка. В.Л. Шарохина «Коррекционно – развивающие занятия»;

Развитие творческого потенциала ребенка и развитие его творческих способностей. Развивающая сказкотерапия для детей. А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик «Планета чудес»;

Развитие социально – коммуникативной сферы. С.И. Семенаки «Уроки добра»;

Занятие по ознакомлению детей с профессиями. Е.А. Алябьева «Поиграем в профессии»;

Занятие по конфликтным вопросам с детьми. «Профилактика конфликтного поведения»;

Развитие эмоционально – коммуникативной сферы. С.В. Крюкова, Н.П. Слободник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»;

Коррекционные занятия по повышению уровня готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. А.Е. Тащиан и др., «Коррекционно – развивающие занятия с будущими первоклассниками».

Перечень разработанных педагогом – психологом локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов.

Психолого – педагогические игры и упражнения для работы с одаренными и талантливыми детьми дошкольного возраста, утверждены протоколом педагогического совета МБДОУ «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевки» № 1 от 17.08.2022 г;

Психолого – педагогическая картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, утверждена заведующим МБДОУ «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевки»;

Психолого – педагогическая картотека релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста, утверждена заведующим МБДОУ «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевки»;

Психолого – педагогическая гимнастика для дошкольников, утверждена заведующим МБДОУ «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевки»;

Психолого – педагогическая картотека сказок для детей дошкольного возраста, утверждена заведующим МБДОУ «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевки»;

Психолого – педагогические пальчиковые игры на основе сказок для детей дошкольного возраста, утверждены заведующим МБДОУ «Ясли – сад № 136 комбинированного типа города Макеевки».

Обобщенные итоги профессиональной деятельности педагога – психолога за последние три года, отражающие результативность и эффективность психолого – педагогического сопровождения.

В своей деятельности руководствуюсь Профессиональным стандартом педагога – психолога (психолог в сфере образования) и стремлюсь осуществлять психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности в дошкольном учреждении.





Результаты психолого – педагогической деятельности
Отслеживание динамики мониторинговых исследований


Результаты мониторинга психолого-педаго-гической готовнос-ти дошкольников к обучению в школе (% готовности детей на начало и на конец учебного года)

Конец года

Высокий уровень – 50%

Средний уровень – 39%

Низкий уровень – 11%


Высокий уровень – 53%

Средний уровень – 29%

Низкий уровень – 18%


Высокий уровень – 64%

Средний уровень – 36%

Низкий уровень – 0%


Начало года

Высокий уровень – 28%

Средний уровень – 39%

Низкий уровень – 33%

Высокий уровень – 18%

Средний уровень – 47%

Низкий уровень – 35%

Высокий уровень – 24%

Средний уровень – 52%

Низкий уровень – 24%

Результаты мониторинга процесса адаптации дошкольников к условиям дошкольной организации

(% адаптированных детей на начало и на конец года)

Конец года

Легкий уровень – 63%

Средний уровень – 37%

Усложненный – 0%


Легкий уровень – 55%

Средний уровень – 45%

Усложненный – 0%


Легкий уровень – 80%

Средний уровень – 15%

Усложненный – 5%


Начало года

Легкий уровень – 40%

Средний уровень – 40%

Усложненный – 20%

Легкий уровень – 20%

Средний уровень – 45%

Усложненный – 35%

Легкий уровень – 30%

Средний уровень – 35%

Усложненный – 35%

Учебные достижения

(% качества знаний)

Учебный год



2019 – 2020



2020 – 2021



2021 – 2022


Результаты мониторинга процесса адаптации дошкольников к условиям дошкольной организации

(сравнительная диаграмма за 3 года)



t1678085704ad.gif




Результаты мониторинга психолого педагогической готовности дошкольников к обучению в школе

(сравнительная диаграмма за 3 года)


t1678085704ae.gif





На сегодняшний день развитие дошкольников становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей.

Результаты динамики развития способных детей дошкольного возраста показал:

Результаты динамики развития способных детей дошкольного возраста

(сравнительная диаграмма за 3 года)



t1678085704af.gif


Собственные увлечения позволяют заинтересовать воспитанников к участию в творческих и интеллектуальных конкурсах разного уровня.

Свои способности наши воспитанники реализуют через участие в различных конкурсах, проводимых как на уровне дошкольного учреждения, так и на уровне города и республики, поскольку конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. 

Участие воспитанников в конкурсах:

Ежегодные участники Городского конкурса – выставка декоративно – прикладного творчества «Жила – была Сказка»;

Ежегодные участники Муниципального этапа Республиканского смотра творческих работ «Рождественский вернисаж» дипломы победителя и дипломы I – III степени;

Ежегодные участники Городского поэтического конкурса «Три минуты славы», Дипломы участника;

Апрель 2020 года, Международная творческая выставка – акция «Спасибо врачам!»;

Апрель 2020 года, Международный конкурс детского рисунка «Мы – дети Космоса»;

2020 – 2021 учебный год, Городской конкурс изобразительного искусства «Мир глазами детей»;

Январь 2022 года, Муниципальный конкурс исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» в номинации «Естествознание неживая природа», Дипломом за занятое III место.

Достижению поставленных целей способствовало своевременное внесение корректировки в планирование деятельности по всем направлениям, путем введения новых онлайн форм ведения коррекционно – развивающей, профилактической, просветительской, консультативной работы. 

 

 

 


11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.