Химический состав клетки. Вода и минеральные соли
Класс: 10
Урок №5
Дата:
Тема: Химический состав клетки. Вода и минеральные соли
Цель: расширить знания учащихся о биологической роли неорганических веществ в клетке. Продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения, развитие мышления, памяти, внимания, научной биологической речи, общеучебных умений и навыков, формирование информационных, общеучебных, коммуникативных компетентностей. Воспитывать ценностное отношение к изучаемым знаниям, уважение друг к другу.
Понятия и термины: биологически важные элементы, вода, водородная связь, гидрофильные вещества, гидрофобные вещества.
Оборудование и материалы: учебник.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I Организационный этап
II Актуализация опорных знаний
Вопросы учащимся
Вам известно, что в живых организмах содержится большое количество химических элементов. Какие соединения они образуют? (Неорганические и органические.)
Приведите примеры неорганических соединений.
ІII Мотивация учебной деятельности
Подумайте
- Человек страдает от недостатка йода в организме. Какой рацион питания вы могли бы ему предложить? (Больше всего йода содержится в морской промысловой рыбе. Это треска и печень трески, хек, минтай, пикша, сайда, морской окунь, макрель. Из ракообразных и моллюсков рекордсменами по содержанию йода являются креветки, омары и мидии. Но йода в них примерно столько же, сколько и в морской рыбе, так что нельзя сказать, что они полезней. Также йод содержится в бурой водоросли ламинарии (морской капусте).
- Почему такие элементы, как С, О, Н, N, называют «элементами жизни»? (Потому что они преобладают в составе живых организмов.)
- О чем свидетельствует наличие одних и тех же химических элементов в телах живой и неживой природы?
Слово учителя
Известный факт описан французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери в повести «Планета людей», герой которой, потерпев крушение во время перелета над пустыней, пережив предсмертную агонию от обезвоживания организма и почувствовав радость спасения, воскликнул: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаешься, не зная, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже распрощались ... Ты самое большое богатство на свете ...»
- Какая тема нашего урока?
- Какая цель урока?
IV Изучение нового материала
Из известных нам более 100 химических элементов в состав живых организмов входит около 80, причем только в отношении 24 известно, какие функции в клетке они выполняют.
В составе живых организмов преобладает кислород (60%), углерод (20%) и водород (10%). На азот, кальций, фосфор, хлор, калий, серу, натрий, магний, вместе взятые, приходится около 5%. Остальные 13 элементов составляют не более 0,1%.
1. Вода
Одно из самых распространенных веществ на Земле – это вода.
Слово учителя
Почти все живые существа состоят в основном из воды. У человека содержание воды в органах и тканях варьирует от 20 (в костной ткани) до 85% (в головном мозге). Около 2/3 массы человека составляет вода, в организме медузы до 95% воды, даже в сухих семенах растений вода составляет 10-12%.
Вода обладает уникальными свойствами, чрезвычайно важными для живых организмов. Эти свойства воды определяются структурой её молекул. В молекуле воды один атом кислорода ковалентно связан с двумя атомами водорода.
Свойства воды:
1. молекула воды полярна (имеет 2 противоположно заряженных полюса): положительный заряд сосредоточен у атомов водорода, а отрицательный – у атома кислорода (кислород электроотрицательнее водорода);
Работа с учебником
Рис. 1 «Образование водородных связей между молекулами воды» (с. 10)
Отрицательно заряженный атом кислорода одной молекулы воды притягивается к положительно заряженному атому водорода другой молекулы с образованием водородной связи.
2. вода – растворитель;
3. теплоемкость (вода способна поглощать теплоту при минимальном изменении собственной температуры; благодаря этому она предохраняет клетку от резких колебаний температуры);
4. теплопроводность (равномерно распределяет теплоту между всеми тканями организма).
По отношению к воде все вещества клетки разделяют на две группы: гидрофильные – «любящие воду» (соли, сахара, аминокислоты) и гидрофобные – «боящиеся воды» (животные жиры, растительные масла).
2. Минеральные вещества
Минеральные вещества в виде соединений макро- и микроэлементов находятся в клетке в растворимом состоянии. Они играют большую роль в питании клеток, их росте, построении тканей и органов, принимают участие в обмене веществ и энергии и т.д.
Работа с учебником
Изучить таблицу «Биологически важные химические элементы клетки» (с. 13-14)
V Обобщение и закрепление изученного материала
Обобщающая беседа
Какие элементы преобладают в составе живых организмов?
Назовите и охарактеризуйте свойства воды.
На какие группы делят вещества клетки по отношению к воде? Приведите примеры веществ каждой группы.
Выполнение задания из РТ
Определите, о каком химическом элементе идет речь:
Входит в состав всех органических соединений. (Углерод)
Входит в состав костей и эмали зубов. (Фтор)
Входит в состав хлорофилла. (Магний)
Входит в состав белков. (Сера)
Эти элементы входят в состав воды. (Водород и кислород)
Основной компонент костей и зубов. (Кальций)
Входит в состав гемоглобина. (Железо)
Входит в состав гормонов щитовидной железы. (Йод)
«Ты – мне, я – тебе!»
VІ Итог урока
Рефлексия
Продолжите предложения (устно):
Сегодня я узнал…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я приобрёл…
Я научился…
VІІ Домашнее задание
§1, выучить конспект.
5