Химический состав клетки. Урок биологии (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Пояснительная записка
к уроку биологии в 5 классе
«Химический состав клетки»
Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки» составлена для УМК Пономарёвой И.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.
В основе урока лежит системно - деятельностный подход с применением исследовательской деятельности учащихся, что соответствует требования федерального государственного образовательного стандарта. Этот метод очень подходит для учащихся 5 классов, ведь в этом возрасте они умеют удивляться и радоваться своим небольшим «открытиям». Урок - исследование живых объектов, работа в группах активизирует учебно-познавательный процесс, повышает интерес учеников к предмету, к освоению новых знаний.
Содержание заданий, вопросов, чередование разных видов деятельности призваны развивать логическое мышление учащихся, наблюдательность, способность анализировать и обобщать, сравнивать и делать выводы, применять знания в новой нестандартной ситуации. Эксперименты, проводимые на уроке, способствуют формированию навыков исследовательской деятельности. Работа в группе ведет к развитию коммуникативных навыков учащихся, сплочению коллектива. Аналитическая работа с учебными текстами, схемами, таблицами и их анализ, работа с наглядными материалами применяется в целях развития умений учащихся выделять главное, сопоставлять различные мнения, формулировать выводы и подводить итоги.
Вопросы к уроку дифференцированы, составлены с учетом различного уровня обученности учащихся и выходят за рамки школьного учебника. Задания составлены так, что каждый ответ требует переработки имеющейся информации, применение знаний в новой ситуации. Вопросы носят межпредметный характер, а умение проводить наблюдение и исследования - надпредметный характер. Все это создает у ребенка общую картину мира, подчеркивает связь наук между собой.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока |
Химический состав клетки |
||
Класс |
5 класс |
||
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
||
Вид урока |
Урок - исследование |
||
Технология построения урока |
Развивающее обучение, технология исследовательской деятельности |
||
Цель урока |
Содержательная: изучить химический состав клетки, выяснить роль неорганических и органических веществ в клетке. Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. |
||
Задачи урока |
Образовательные: познакомить учащихся с химическим составом клетки, проанализировать роль веществ в жизни живого организма, научить оформлять отчет по исследовательской работе. Воспитательные: осознавать роль химических веществ для нормального функционирования организма, достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду, формировать познавательную и творческую активность, любовь к природе, воспитывать упорство, любознательность. Развивающие: продолжить развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты опыта; совершенствовать навыки работы с разными источниками информации, умения пользоваться лабораторным оборудованием; продолжить формирование навыков анализа и систематизации информации, сравнения и обобщения фактов, умения составления и чтения схем, установления причинно-следственных связей, умения организовать работу в группе, выполнения правил техник безопасности |
||
Информационно-технологические ресурсы |
Презентация, учебник, инструктивные карточки, яблоко, семена подсолнечника, клубень картофеля, салфетки, мука, марля, йод, лабораторное оборудование: стаканчики, пробирки, горелка, штатив. |
||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, исследовательский Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая. |
||
Основные понятия темы |
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Минеральные соли. Белки. Жиры. Углеводы. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные |
|
- знать химический состав клетки, способы обнаружения веществ в клетке, роль неорганических и органических веществ в клетках живых организмов, - уметь определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», проводить простейшие опыты по изучению состава клетки |
Познавательные: - умение находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать из одной формы в другую; - уметь выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы; - объяснять значения новых слов; - знать правила безопасности при проведении эксперимента, проводить простейшие исследования. Коммуникативные: - слушать товарища и учителя, обосновывать свое мнение; - самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в группе. Регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - планировать свою работу при выполнении заданий учителя, при самостоятельном проведении опыта, делать выводы по результатам своей работы; - продолжить овладевать составляющими исследовательской деятельности: - уметь проводить самоконтроль, самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы Личностные: - стремиться к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы |
- иметь представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе клетки - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы. - уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
Карта урока
Задачи этапа |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Организационный этап |
||||
Создание благоприятный психологический настрой на работу, включение учащихся в учебную деятельность |
2 мин |
Приветствует учеников, организует формирование групп для работы, настраивает на работу - Здравствуйте, ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне и возьмите у меня листочек любого цвета, который вам понравится. (Листочки 5 разных цветов по количеству групп для работы). А теперь объединитесь в группы по цвету листочков и найдите свое место в классе. (Парты расставлены в 5 групп, на каждом находятся оборудование для проведения опытов, в каждой группе лежит большой листок бумаги определенного цвета) |
Распределяются по группам, готовятся к уроку, включаются в деловой ритм |
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Этап мотивации к учебной деятельности учащихся |
||||
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
1 мин |
Мотивирует учащихся к учебной деятельности, организует работу с оценочными листами - Посмотрите на наш класс. На что он похож? (на лабораторию) - А что делают в научных лабораториях? (проводят исследования) - А кто работает в лаборатории (ученые) Сегодня вы тоже побываете в роли ученых и сделаете свои первые открытия. Все расселись по местам, никому не тесно, Возьмите, пожалуйста, оценочные листы, подпишите их и в графе «Начало урока» дорисуйте смайлик в соответствии со своим настроением (Приложение 1) |
Включаются в учебную деятельность, участвуют в беседе, заполняют оценочные листы |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
3. Этап актуализации знаний |
||||
Актуализация опорных знаний и способов действий |
4 мин |
Учитель организует беседу на основании знаний, полученных на предыдущих уроках и из личного опыта. Проводит демонстрационный опыт - Итак, сегодня мы будем учеными. Перечислите методы исследования, которыми пользуются ученые (наблюдение, опыт, измерение, описание, сравнение, моделирование) (Слайд 2) - А теперь внимание, смотрим на меня. (Учитель демонстрирует опыт по изменению окраски раствора) - Итак, каким методом я сейчас воспользовалась? (опыт, эксперимент) - Что же вы видели? Что сейчас произошло? (превращение). Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, т.е. одного вещества в другое. - Какая наука изучает вещества и их превращения? (химия). Совершенно верно. (Слайд 3) |
Участвуют в беседе по повторению, наблюдают демонстрацию опыта учителем, определяют метод исследования, анализируют результат, делают выводы |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли; Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать). |
4. Этап целеполагания |
||||
Обеспечение выработки и принятие учащимися целей урока |
3 мин |
Вместе с учащимися определяет тему урока, его цель и задачи; акцентирует внимание на значимость темы. - На прошлом уроке мы изучали состав клетки, ее строение. А как вы думаете, что сегодня мы будем изучать в роли химиков? (версии детей) Учитель записывает тему на доске, ребята в тетрадях. Тема урока «Химический состав клетки» (Слайд 4 (1)) Все ученые проводят свои исследования в строго определенном порядке. Сначала надо сформулировать цель исследования. Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске Цель: изучить химический состав клетки. (Слайд 4 (2)) Разбиваем цель на отдельные части и формулируем задачи нашего исследования (версии детей). Учитель пишет на доске Задачи: 1. Изучить химический состав клетки 2. Выяснить роль веществ в клетке (Слайд 4 (3)) |
Определяют тему и цель урока. Записывают тему урока в рабочую тетрадь по биологии. Выдвигают предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы. |
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные: целеполагание Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. |
5. Этап выявления места и причины затруднения. |
||||
Фиксация места и причины затруднения |
4 мин |
Организует беседу с классом для выявления затруднений в теме и работу с оценочным листом. Постановка проблемы «Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?» (выдвижение гипотез). - Какие методы мы будем использовать для того, чтобы ответит на эти вопросы? (ответы детей). Учитель, корректируя ответы, пишет на доске Методы исследования: эксперимент, работа с учебником. (Слайд 4 (4)) - Что мы сегодня будем использовать в качестве объекта исследования? Посмотрите на свои столы, что вы видите? (клубень картофеля, яблоко, семена подсолнечника и овса). - Каким организмам принадлежат эти части? (растениям). Правильно! На растениях проще всего ставить небольшие опыты, поэтому мы их и используем чаще других объектов. Записываем Объект исследования: органы растения Предмет исследования: химический состав клетки. (Слайд 4 (5)) - Далее ученые проводят опыты, а потом делают выводы. Внимание смотрим на меня и слушаем. Опыты и эксперименты ученые проводят очень осторожно, чтобы не поранить себя и окружающих, поэтому четко выполняют все, что написано в инструкции. Первый опыт я вам продемонстрирую, а все остальное вы сделаете сами. Итак, все живые организмы состоят из клеток, а клетки всех организмов имеют одинаковый химический состав. - Из чего состоят все тала в природе? (из веществ). - А какие это вещества? На какие группы они делятся? - Не знаете? - Почему вы не можете ответить на этот вопрос? (не хватает знаний) Возьмите, пожалуйста, оценочный лист и оцените сейчас ваши знания по теме урока. Насколько хорошо вы можете нам рассказать о химическом составе клетки и роли веществ |
Участвуют в беседе, определяют объект и предмет исследования, методы, необходимые для дальнейшей работы, знакомятся с правилами безопасности при проведении опытов, выявляют причины затруднений, работают с оценочными листами |
Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять цели и задачи урока. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы |
6. Этап построения плана выхода из затруднения |
||||
Построение плана устранения возникшего затруднения. |
1 мин |
Организует беседу для построения плана выхода из затруднения - Хотите узнать? (да). - Что же нам для этого нужно сделать? (прочитать параграф, послушать рассказ учителя, провести опыты, посмотреть в Интернете и т.д.) |
Намечают план выхода из затруднения |
Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, планировать свою деятельность для достижения цели Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Познавательные осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
7. Реализация построенного плана |
||||
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Исследовательским путем доказать наличие в клетках растений воды, минеральных веществ, белков, углеводов и жиров. |
10 мин |
Учитель демонстрирует опыт, комментирует его, организует беседу по результатам эксперимента. Организует работу в группах для проведения эксперимента по изучению химическому составу клетки, контроль за качеством выполненных опытов и составлением исследовательских отчетов, заполнением схемы. Итак, приступим к получению новых знаний. Смотрим на меня и слушаем внимательно. В сухую пробирку помещаем немного зерен овса и прокаливаем над пламенем горелки. Через некоторое время появляется дым и запах. Это обугливаются и сгорают органические вещества. Потом в пробирке останется только зола – а это уже неорганические вещества – минеральные соли. - Какой вывод мы делаем из этого опыта? (Все живые организмы состоят из воды, неорганических и органических веществ) - Объясните мне, пожалуйста, почему вещества называются органическими? (версии детей). Правильно, они встречаются только в организмах, т.е. в живой природе, а неорганические мы можем увидеть и в живой и в неживой природе. Так к какой группе веществ мы отнесем минеральные соли? (к неорганическим веществам). Работа в группах. А сейчас вы сами проведете некоторые опыты. Организуется работа в группах по инструктивным карточкам (5 минут). Ребята проводят опыты, оформляют исследовательский отчет, готовят ответы на вопросы, используя учебник. Задания для работы в группах представлены в Приложении 2 Далее учащиеся рассказывают о результатах исследования, делают выводы и отвечают на вопросы. Возможна помощь других групп (5 минут) Беседа. - Итак, ребята, к какому же выводу мы пришли на основании опытов? Из каких веществ состоит клетка? (органических и неорганических). Приведите примеры этих веществ. Самостоятельно заполните схему. Приложение 3. Далее проверяем заполнение схемы по образцу. (Слайд 5) |
Наблюдают демонстрацию опыта учителем, сами проводят опыты, анализируют из результаты, делают выводы. Работают с учебником, заполняют исследовательский отчет, докладывают о результатах эксперимента, составляют схему |
Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Предметные результаты: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов Личностные: соблюдение правил обращения с лабораторным оборудованием. |
1 мин |
Организует проведение физкультминутки А у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. |
Участвуют в физкультминутке. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
Личностные: знание основ здорового образа жизни. |
|
5 мин |
Организует работу в группах с учебником для определения значения веществ в жизни организма, контроль за качеством выполненных работы с учебником, заполнением таблицы - Посмотрите на задачи нашего урока. Какую из них мы выполнили? Какая осталась не выполненной? Как мы ее будем выполнять? Какой метод будем использовать? (работу с учебником). Правильно. У вас на столах лежат задания для работы на зеленых листочках. Выполните задание в группе и обсудите его (3 минуты на подготовку) Приложение 4. Далее по результатам работы в группах вместе заполняем таблицу в тетрадях. (Слайд 6-10) |
Работают в группах с учебником, отвечают на вопросы. Докладывают о результатах работы, заполняют таблицу |
Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы. Предметные результаты: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки |
|
8. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
||||
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций. |
4 мин |
Организует беседу с учащимися для закрепления нового материала - Молодцы! Прекрасно поработали. Итак, исследовательская часть закончена. Что мы обязательно должны сделать в конце работы? (вывод). Правильно - Какой же вывод мы делаем сегодня? Смотрим на задачи, которые ставились в начале работы. (Версии детей). Учитель подводит итог, проговаривает вслух и записывает на доске, дети в тетради Выводы: В клетках содержатся органические вещества (белки, жиры и углеводы) и неорганические (вода и минеральные соли). Вещества используются для построения клеток организма и участвуют в процессах жизнедеятельности клетки. (Слайд 11) Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на презентацию. На ней у нас получилась настоящая исследовательская работа, причем оформленная как у настоящих ученых. - Какие этапы включает в себя исследование? (Цель, задачи, методы, сами исследования, выводы) |
Участвуют в беседе. |
Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. |
9. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону |
||||
Определить уровень усвоения учащимися знаний о химическом составе клетки |
5 мин |
Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону А теперь давайте проверим насколько хорошо вы изучили химический состав клетки. Возьмите желтый листочек с заданием. Подпишите фамилию и во втором столбике впишите ответы. Прочитайте предложения и если вы с ними согласны впишите слово «Да», если не согласны – «Нет». Приложение 5. Далее организуется взаимопроверка по эталону. (Слайд 12) |
Выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону |
Регулятивные: прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы Личностные: мотивировать свои действия. |
10. Домашнее задание |
||||
Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания |
3 мин |
Задает домашнее задание, комментируя его. (Слайд13) Всем: п. 6 прочитать, ответить устно на вопросы к параграфу На выбор Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. Проведите исследование и подберите информацию, используя Интернет и дополнительную литературу, о различных группах культурных растений (масличных, зерновых, бобовых) и их значении в жизни человека |
Учащиеся записываю задание, прослушивают инструктаж |
Регулятивные Волевая саморегуляция. Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания. Личностные Адекватное реагирование на трудности. |
11. Этап рефлексии учебной деятельности |
||||
Дать оценку работы учащихся |
3 мин |
Подводит итоги работы, организует заполнение оценочного листа. Благодарит учащихся за работу на уроке. - Урок наш подходит к концу. В оценочным листе заполняем графу «В конце урока». Рисуем смайлик, подходящий под ваше настроение, и оцениваем свои знания и работу на уроке. Сравниваем результаты. - Поднимите руку те, у кого оценка стала выше. У кого осталась на том же уровне. - Молодцы! Спасибо большое всем за работу! (Слайд 14) |
Учащиеся заполняют и сдают карточки оценочные листы. Сравнивают результаты, участвуют в беседе с учителем. |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
Используемая литература
Биология. 5 класс. И.Н. Пономарева, ИВ. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 128 с.: ил.
Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 192с.
Биология 5 класс: методическое пособие. Пономарёва И.Н. - М: Вентана - Граф, 2015 – 80 с..
Биология 5 класс: рабочая тетрадь. О.А. Корнилова, И.В. Николаев.- М.: Вентана - Граф, 2015 – 80 с.
Приложения к уроку
Приложение 1.
Оценочный лист
Ученика(цы) 5 класс ________________________________________________
В начале урока |
В конце урока |
5- знаю много 4- знаю 3-знаю немного |
5- Подтвердил свои знания, узнал новое - всё понял 4 - Понял не всё, надо доработать 3 -Ничего не понял и не разобрался, надо доработать |
Приложение 2.
Исследовательские задания для работы в группах
1 группа.
Задание. На свежий срез клубня картофеля нанесите 2 капли водного раствора йода
Отчет
Что делали?________________________________________________________________________________
Что наблюдали?________________________________________________________________________________
Какое вещество обнаружили? _______________________________________________________________________
К какой группе веществ он относится?_______________________________________________________________________
Вывод. В состав клетки входит…___________________________________________________
2 группа
Задание. В стаканчик с мукой добавьте немного воды, хорошо размешайте.
Отчет
Что делали?________________________________________________________________________________
Что наблюдали?________________________________________________________________________________
Какое вещество обнаружили? _______________________________________________________________________
К какой группе веществ он относится?_______________________________________________________________________
Вывод. В состав клетки входит…___________________________________________________
3 группа
Возьмите салфетку, между листочками положите несколько семян подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.
Отчет
Что делали?________________________________________________________________________________
Что наблюдали?________________________________________________________________________________
Какое вещество обнаружили? _______________________________________________________________________
К какой группе веществ он относится?______________________________________________________________________________________
Вывод. В состав клетки входит…___________________________________________________
4 группа
Возьмите салфетку, между листочками положите кусочек яблока и слегка нажмите
Отчет
Что делали?________________________________________________________________________________
Что наблюдали?________________________________________________________________________________
Какое вещество обнаружили? _______________________________________________________________________
К какой группе веществ он относится?_______________________________________________________________________
Вывод. В состав клетки входит…___________________________________________________
5 группа
В сухую пробирку поместите немного зерен овса и погрейте над пламенем горелки.
Отчет
Что делали?________________________________________________________________________________
Что наблюдали?________________________________________________________________________________
Какое вещество обнаружили? _______________________________________________________________________
К какой группе веществ он относится?_______________________________________________________________________
Вывод. В состав клетки входит…___________________________________________________
Приложение 4.
Задания для групп для работы с текстом учебника
1 группа
Задание. Прочитайте параграф 6 учебника материал на стр.26-27 и выясните роль воды в жизни клетки.
2 группа
Задание. Прочитайте параграф 6 учебника материал на стр.26-27 и выясните роль минеральных веществ в жизни клетки.
3 группа.
Задание. Прочитайте параграф 6 учебника материал на стр.26-27 и выясните роль белков в жизни клетки.
4 группа
Задание. Прочитайте параграф 6 учебника материал на стр.26-27 и выясните роль жиров в жизни клетки.
5 группа
Задание. Прочитайте параграф 6 учебника материал на стр.26-27 и выясните роль углеводов в жизни клетки.
Приложение 5.
Самостоятельная работа
Игра «Да – Нетка» (5 мин)
№ |
Вопрос |
Ответ (Да – Нет) |
1 |
Органические вещества встречаются в неживой природе. |
|
2 |
Вода перемешивает вещества в клетке. |
|
3 |
Белки относятся к органическим веществам. |
|
4 |
С помощью йода можно обнаружить жиры. |
|
5 |
Минеральные соли относятся к неорганическим веществам |
Эталон проверки
1 – нет; 2 – да; 3 – да; 4 – нет; 5 – да
Оценка
«5» - 5 правильных ответов
«4» - 4 правильных ответа
«3» - 3 правильных ответа
Если ответов меньше, то значит стоит доработать тему дома.
Пахомова Татьяна Петровна
Чухрий Вера Васильевна
Надежда Алексеевна Паршукова
Светлова Елена Александровна