Урок биологии «Химический состав клетки» (8-9класс)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Основные понятия
Органические и неорганические вещества
Изучение нового материала
В состав каждой клетки входят органические и неорганические соединения. К неорганическим соединениям относятся вода и минеральные соли. Вода в цитоплазме составляет до 80% массы клетки. Поэтому цитоплазма имеет полужидкую Консистенцию и находится в постоянном движении. Вода необходима как растворитель. потому что химические реакций, лежащие в основе жизненных процессов, протекают только в растворах. Питательные вещества находятся в цитоплазме клетки только в виде раствора, которые также играют важную роль в жизнедеятельности клетки. Они включаются в реакции при образовании органических соединений.
Органические соединения (углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты) составляют 20—30% массы клетки
Углеводы очень энергоемкие вещества. Они являются основным источником энергии, потребляемой клеткой в процессе жизнедеятельности. К углеводам клетки относятся глюкоза, гликоген. Эти вещества состоят из углерода, водорода и кислорода.
Жиры состоят из тех же элементов, что и углеводы. Они легче воды и в ней не растворяются. Жиры входят в состав клеточных мембран. Они, как и углеводы, энергоемки и служат запасным источником энергии в организме. При окислении жиров в процессе клеточного дыхания образуется большое количество энергии (1 г жира,— 37,6 кДж).
Белки являются основным веществом любой клетки. Это сложные органические вещества, молекулы которых имеют большие размеры и состоят из большого числа более простых соединений — аминокислот. В состав белковой молекулы входят углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор. Белки различны по своему строению и выполняют в клетке разнообразные функции. Одни участвуют . в образовании клеточных структур: клеточной мембраны, цитоплазмы, органоидов. Это строительная функция белков в клетке. Другие белки — ферменты ускоряют химические реакции, лежащие в основе жизненно важных процессов в клетке. Это каталитическая функция белков. Белки выполняют немногие другие функции в клетке. Например, они являются энергоемким веществом. В процессе клеточного окисления белков освобождается примерно столько же энергии, сколько и при расщеплении углеводов.
Это интересно.
В клетке насчитывается до 1000 разных белков. Каждый организм имеет свои специфичные, свойственные только ему белки.
Нуклеиновые кислоты образуются в ядре (лат. нуклеус — ядро) и находятся, в основном, в хромосомах. Функция этих веществ в клетке заключается в хранении наследственной информации, передаче признаков и свойств от родителей потомству, в образовании белков, свойственных данному организму (что связано с наследственной информацией).
Химический состав клетки человека и любого другого живого существа схематично можно представить следующим образом.
Химический состав клетки
Осмысление и понимание полученных знаний
Подумайте и ответьте.
1. Какие неорганические соединения входят в состав клетки?
2. Почему в составе клетки находится большое количество воды?
3. Какое значение в жизнедеятельности клетки имеют минеральные соли?
4. Какие органические вещества из перечисленных ниже составляют основное вещество клетки: углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты?
5. Расскажите об особенностях строения белка и: его роли в клетке.
6. Какие вещества клетки ответственны за хранение и передачу наследственной ин- формации от родителей к потомству?
7. Назовите другие органические со- единения и расскажите об их роли в клетке.
Самостоятельное применение знаний
Задание. Заполните в тетради таблицу
Химический состав клетки
Химические соединения клетки |
Их роль в жизнедеятельности клетки |
Химический состав клетки
Органические и неорганические вещества
Химический состав клетки. Неорганические соединения.
Органические вещества клетки
АТФ и другие соединения клетки.
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html