Урок биологии в 5 классе «Химический состав клетки»

1
0
Материал опубликован 29 May 2018 в группе

Класс: 5

Учитель: Невкая О.В

Тема урока: Химический состав клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

Задачи:

- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать органические вещества от неорганических.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать с учебником.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, плакат «Строение клетки», уксус, семена огурца и подсолнечника, листья капусты, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, микролаборатория.

Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.

Ход урока.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

1 мин

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Ребята, добрый день!

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Дежурные докладывают о наличии учащихся

Мотивация к деятельности.

Проверка выполнения домашнего задания


 


 


 

Проблемно-мотивационный этап

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

4

мин

Организует повторение знаний, закрепление умений.

Зарисовать схему строения растительной клетки на доске.

1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока.

 

х

Л

о

р

о

п

л

а

с

т

ы

1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?

г

у

К

2.Ученый открывший клетку.

м

и

К

р

о

с

к

о

п

  1. Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.

    в

    А

    к

    у

    о

    л

    ь

    Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.

    1. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

      ф

      о

      т

      о

      с

      и

      н

      т

      Е

      з

м

и

Т

о

х

о

н

д

р

и

я

6.Органоид, который является источником энергии в клетке.

к

л

е

т

к

а

(Ключевое слово)

Беседа с использованием таблиц «Строение растительной клетки» и «Строение животной клетки»

С помощью каких приборов возможно изучение клетки?

Что такое клетка?

Что общего в строении растительных клеток?

Чем отличаются по строению животная клетка от растительной клетки?

Что объединяет растительную и животную клетки?

Карточка 1.

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт;

2. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) бактериальной; в) животной

3. Органоид, который является источником энергии:

а) митохондрия; б) вакуоль; в) ядро

4. Какой клетки характерен процесс фотосинтеза:а) бактериям б) животной; в) растительной;

5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:

а) ядро; б) цитоплазма; в) вода;

Карточка 2.

1.Выбери правильный ответ

1.Клеточная оболочка не характерна для:

а) растений, б) животных, в) грибов.

2.Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) цитоплазмы, б) хлоропластов, в) ядра

2. Допиши

Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде…. ложноножек , ресничек, жгутиков.

1 ученик зарисовывает схему строения растительной клетки.


 

Один ученик решает кроссворд


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Отвечают на вопросы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Несколько человек работают по индивидуальным карточкам.

.

Умение моделировать.

Предметные результаты: знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки).

Личностные результаты: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать).

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы


 


 


 


 

Проблемно-мотивационный этап

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

5

мин

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!

  1. Раствор пищевой соды с фенолфталеином → малиновое окрашивание; к полученному раствору добавляем уксусную кислоту → обесцвечивание

    В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.

Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение)

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете!

Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.

Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Тема урока «Химический состав

клетки».

слайд 1

Высказывают предположения


 


 


 

Наблюдают превращения


 


 


 


 


 

Отвечают на вопросы

высказывают предположения


 


 


 


 


 


 


 

Записывают тему в тетрадь

Регулятивные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять цели и задачи урока.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.


 

Информационный этап.

Цель этапа: исследовательским путем доказать наличие в клетках растений воды, минеральных веществ, белков, углеводов и жиров.

20 мин

Показ презентации «Химический состав клетки».

Формирует проблему: «Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?»

Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 25 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки».

вещества клетки

неорганические вещества органические вещества

вода минеральные соли белки жиры углеводы

(Презентация. Слайд 2)

Подводит учащихся к пониманию темы и цели урока.

Что будет со срезанной зеленой травой, если её оставить на солнце?

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.


 

Читают параграф учебника

ТПО стр 17

Один составляет схему на доске


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Отвечают. (Она высохнет и станет сеном)

Регулятивные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять цели и задачи урока.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Коммуникативные УУД:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.


 


 

Можно ли высушить корни, цветки, плоды?

Отвечают (Все знают о существовании сухих фруктов – кусочков сухих яблок, груш, абрикосов, винограда.)


 


 


 

Что же происходит с частями растений, когда они высыхают?

Отвечают. (Они теряют воду, которая была в их составе и необходима для жизни.)


 


 


 

Показ демонстрационного опыта.

Положим в пробирку сухие семена пшеницы и прокалим их на огне. Поднесу к отверстию пробирки предметное стекло.

Что наблюдаете?

Что происходит с семенами? (Цвет, запах)

Наблюдают, анализируют и делают выводы.

Личностные результаты: соблюдение правил обращения с лабораторным оборудованием.


 


 


 

(Презентация. Слайд 3)

Много ли воды в клетке?

Слайд 4

слайд 5

Как вы думаете, для чего нужна вода клетке?

Самостоятельная работа в паре с текстом на странице 26 учебника


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов.

Самостоятельная работа в паре с текстом на странице 26-27 учебника

слайд 6

Анимация. Вода и минеральные соли в жизни клетки

[Карточка ресурса]

http://school-collection.edu.ru 

Слайд 7


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Самостоятельная работа с текстом учебника стр 26-27 (запись в тетрадь ТПО СТР 18 Задание 2)

Вывод:

1.Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке

2.Входит в состав цитоплазмы

3.Составляет основу клеточного сока


 


 


 


 


 


 


 

1Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой

2Входят в состав межклеточного вещества

Задание 3 ТПО Парная работа


 


 


 


 


 


 

Смотрят анимацию.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Познавательные УУД: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.


 


 

Коммуникативные УУД: умение работать в паре.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Познавательные УУД: анализировать, выбирать главное.


 


 

Коммуникативные УУД: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.


 


 

Какие две группы веществ различают в природе?

Отвечают. Органические и неорганические.

 


 


 

Дайте определение органическим и неорганическим веществам. (Презентация. Слайд 8)

Отвечают. Органические вещества образуются только в телах живых организмов – вещества живой природы. Неорганические вещества- вещества – вещества неживой природы.


 


 


 

Чем отличаются органические вещества от неорганических?


 

Отвечают. Органические вещества легко обугливаются и сгорают, а природные неорганические вещества в обычных условиях не горят.

Коммуникативные УУД: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.


 


 

Какие органические вещества есть в клетках растений?

Отвечают. Это белки, жиры, углеводы.


 


 


 

Где они будут накапливаться?


 

Отвечают. Органические вещества накапливаются в плодах, семенах, корнях.


 


 


 

Учитель выдает инструкцию

по выполнению исследовательской работы.

(Презентация. Слайд 9)

Учитель знакомит учащихся с процессом фотосинтеза.

слайд 10

слайд 11

Самостоятельно выполняют эксперимент 1 по инструктивной карточке. (Приложение 1) Следуют алгоритму работы, который предложил учитель. Сверяют свои действия с образцом исследования. Делают вывод. Наблюдаем: срез клубня картофеля посинел, значит, содержит крахмал.


 


 


 


 

Предметные результаты: приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов.


 

Коммуникативные УУД:

сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий.


 


 

Слайд 12(рисунок сахарной свеклы и сахарного тростника)

Учитель. Какие растения показаны на рисунке? С какой целью их выращивают?

Учитель. Как древние люди обнаружили сахар в этих

Учитель. Как обнаружить сахар в растениях? Например, в плодах?

Учитель. А можно ли обнаружить сахар опытным путем?

Учащиеся затрудняются.

Учитель. При взаимодействии крахмала (сахаром, содержащимся в растениях) и йода образуется стойкое синее окрашивание раствора. Проведем опыт. Муку (получили из зерен пшеницы, т.е. живого организма) насыпаем м в марлевый мешочек и промоем в воде, затем добавим раствор йода. Что наблюдаем?

Учитель. Какое вещество содержалось в муке, а потом в растворе?.

Учитель. Какой вывод мы должны сделать?

Слайд 13


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Из данных растений получают сахар.

Они поняли это по сладкому вкусу.

Попробовать их на вкус, если сладкие, значит, содержат сахар в своем составе.

Самостоятельно выполняют эксперимент 2 по инструктивной карточке.

Учащиеся. Сначала мутно-белый раствор приобрел синий цвет.

вывод В состав живых организмов входит сахар (углевод ) запись в тетрадь


 

Познавательные УУД

1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Регулятивные УУД

1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2) формируем умение работать в паре.


 


 

Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его, развернув марлю. Потрогайте его пальцем

Что чувствуете? (скользкое, клейкое).Когда сомкнете пальцы, что чувствуете? (пальцы склеиваются).

Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

Слайд 14

Слайд 15

Самостоятельно выполняют эксперимент 3 по инструктивной карточке.

Проводят исследование свойств органических веществ. Вывод записывают в рабочую тетрадь. (Задание 4 на странице 19)


 


 


 


 


 


 


 


 

ТПО стр 18 Задание 2

Коммуникативные УУД:

сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий

Личностные результаты:

формирование интеллектуальных умений (анализировать информацию и делать выводы); развитие самостоятельности.


 


 

(Презентация.Слайд16)Растительные белки есть во всех органах растения, но в наибольшем количестве заключены в семенах. Очень много их в семенах гороха, сои, фасоли, чечевицы (от 50-80% от массы клетки). Здесь белки откладываются про запас. Растительные белки так же необходимы человеку, как и животные, особенно детям, и тем, кто не ест мяса.

Слушают учителя и рассматривают презентацию.

Предметные результаты: объяснение роли биологии в практической деятельности людей.


 


 

(Презентация. Слайд17)

Предлагает выполнить эксперимент №3 по инструктивной карточке. (Приложение 1.

Работа в паре. Самостоятельно выполняют эксперимент №3.

Делают вывод.

На бумаге осталось жирное пятно, значит, подсолнечник содержит много масла.

Предметные результаты: приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов

Коммуникативные УУД:

сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий

Личностные результаты:

формирование интеллектуальных умений (анализировать информацию и делать выводы); развитие самостоятельности.


 


 

Беседа.

Какие масличные растения вам известны?

Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?

Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?

(Презентация, слайд 18 )


 


 

Слайд 19


 


 


 

слайд 20


 

Отвечают на вопросы и делают вывод.

Жиры в растениях – это разные растительные масла. В большом количестве жиры накапливаются в семенах подсолнечника, льна, конопли, хлопчатника, сои.

Жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.

Предметные результаты: объяснение роли биологии в практической деятельности людей

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


 


 

Используя информацию текста «Роль органических веществ в клетке» на с.27учебника, заполнить таблицу в рабочей тетради (задание 2 на странице 18).

Самостоятельная работа. заполняют таблицу в рабочей тетради.

Личностные результаты:

формирование интеллектуальных умений: развитие самостоятельности.

Физминутка

2 мин

4474974.mp3

Выполняют упражнения

Личностные результаты: знание основ здорового образа жизни.

Аналитический этап.

Цель: определить уровень усвоения учащимися знаний о химическом составе клетки.

10 мин

Вопросы для контроля.

Какие вещества содержатся в клетке?

Какие вещества называются органическими ,а какие неорганическими ?

Работа с текстом. Найдите ошибки в тексте:

Слайд 21

Отвечают на вопросы.

Предметные результаты: формирование первичных систематизированных представлений о строении, химическом составе клетки.

Коммуникативные УУД: владение монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Этап рефлексии.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

3 мин

Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.

Учитель предлагает «Лист успеха»:

1.Оцените свою работу на уроке…

2. Мне на уроке понравилось…

3. Мне  показалось трудным…

4. Я бы еще хотел …

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Отвечают на вопросы, включенные в «Лист успеха».


 

Регулятивные УУД:

развитие навыков самооценки и самоанализа.

Информация о домашнем задании


 

(Презентация, слайд 22).Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся.

§6 Задания 1,5,6 в рабочей тетради. На страницах 17-19.

Творческое задание на выбор: подготовить сообщение по материалам Интернет и научно- популярной литературы:

Масличные культуры (соя, чечевица, лен, хлопчатник, гречиха и другие).

Растения богатые сахарами.

Сельскохозяйственные растения и их значение в жизни народов мира

Слушают объяснения учителя, определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). Записывают домашнее задание.


 


 

Познавателъные УУД:

работать с различными источниками информации, готовить сообщения и представлять ре­зультаты работы классу.

Используемая литература:

    1. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 192с.

      Пономарёва И.Н. Биология 5 класс: методическое пособие. - Москва: Вентана - Граф, 2013.

      Единая коллекция ЦОР.http://school-collection.edu.ru

4..О.А.Корнилорва,И.В Николаева ,Л.В Симонова Биология 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. 5класс». 2013г.

5.Активные формы и методы обучения биологии: Опорные конспекты по биологии: Кн.Для учителя. Сост. Л.В. Реброва. Е.В. Прохорова.-М., Просвещение,1997.

6.Калинова Г.С., Мягкова А.Н. 900 вопросов и заданий по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники,М., «Аквариум ЛТД»,2011.

7.Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии.-М., Дрофа,1997


 

исследовательская работа приложение 1

«ИЗУЧЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В СОСТАВЕ КЛЕТКИ РАСТЕНИЙ»

ЧТО ДЕЛАЕМ

НАБЛЮДЕНИЯ

ВЫВОДЫ

1.Капнем на клубень картофеля р-ром йода

   

2.А) В стаканчик с водой опустим кусочек теста завернутый в марлю и пополощем его в стаканчике.

Б) отольем немного полученного раствора в пробирку и добавим раствор йода

   

3.Возьмем несколько семян подсолнечника и положите их между листами салфетки.

Раздавим семена обратной стороной ручки или карандаша

   

4.Вынем из стаканчика комочек теста и рассмотрим его. Потрогаем пальцем.

   


 


 


 

Письмо Незнайки приложение 2

Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах - географию. Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах. Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма -это органическое вещество! Вода – тоже органическое вещество, вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое. Я думаю, что я хорошо уже изучил географию, пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.