Урок биологии в 5 классе «Химический состав клетки»
Класс: 5
Учитель: Невкая О.В
Тема урока: Химический состав клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи:
- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать химический состав клетки;
- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
- уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, плакат «Строение клетки», уксус, семена огурца и подсолнечника, листья капусты, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, микролаборатория.
Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.
Ход урока.
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. |
1 мин |
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Ребята, добрый день! Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. |
Дежурные докладывают о наличии учащихся |
Мотивация к деятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка выполнения домашнего задания
Проблемно-мотивационный этап Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
4 мин |
Организует повторение знаний, закрепление умений. Зарисовать схему строения растительной клетки на доске. 1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока.
1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?
2.Ученый открывший клетку.
6.Органоид, который является источником энергии в клетке.
(Ключевое слово) Беседа с использованием таблиц «Строение растительной клетки» и «Строение животной клетки» С помощью каких приборов возможно изучение клетки? Что такое клетка? Что общего в строении растительных клеток? Чем отличаются по строению животная клетка от растительной клетки? Что объединяет растительную и животную клетки? Карточка 1. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа 1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида: а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; 2. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной; б) бактериальной; в) животной 3. Органоид, который является источником энергии: а) митохондрия; б) вакуоль; в) ядро 4. Какой клетки характерен процесс фотосинтеза:а) бактериям б) животной; в) растительной; 5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы: а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; Карточка 2. 1.Выбери правильный ответ 1.Клеточная оболочка не характерна для: а) растений, б) животных, в) грибов. 2.Растительная клетка отличается от животной наличием: а) цитоплазмы, б) хлоропластов, в) ядра 2. Допиши Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде…. ложноножек , ресничек, жгутиков. |
1 ученик зарисовывает схему строения растительной клетки.
Один ученик решает кроссворд
Отвечают на вопросы.
Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. . |
Умение моделировать. Предметные результаты: знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки). Личностные результаты: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать). Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблемно-мотивационный этап Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
5 мин |
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!
Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение) Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете! Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно. Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей) Тема урока «Химический состав клетки». слайд 1 |
Высказывают предположения
Наблюдают превращения
Отвечают на вопросы высказывают предположения
Записывают тему в тетрадь |
Регулятивные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять цели и задачи урока. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационный этап. Цель этапа: исследовательским путем доказать наличие в клетках растений воды, минеральных веществ, белков, углеводов и жиров. |
20 мин |
Показ презентации «Химический состав клетки». Формирует проблему: «Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?» Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 25 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки». вещества клетки неорганические вещества органические вещества вода минеральные соли белки жиры углеводы (Презентация. Слайд 2) Подводит учащихся к пониманию темы и цели урока. Что будет со срезанной зеленой травой, если её оставить на солнце? |
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.
Читают параграф учебника ТПО стр 17 Один составляет схему на доске
Отвечают. (Она высохнет и станет сеном) |
Регулятивные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять цели и задачи урока. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Можно ли высушить корни, цветки, плоды? |
Отвечают (Все знают о существовании сухих фруктов – кусочков сухих яблок, груш, абрикосов, винограда.) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Что же происходит с частями растений, когда они высыхают? |
Отвечают. (Они теряют воду, которая была в их составе и необходима для жизни.) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Показ демонстрационного опыта. Положим в пробирку сухие семена пшеницы и прокалим их на огне. Поднесу к отверстию пробирки предметное стекло. Что наблюдаете? Что происходит с семенами? (Цвет, запах) |
Наблюдают, анализируют и делают выводы. |
Личностные результаты: соблюдение правил обращения с лабораторным оборудованием.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
(Презентация. Слайд 3) Много ли воды в клетке? Слайд 4 слайд 5 Как вы думаете, для чего нужна вода клетке? Самостоятельная работа в паре с текстом на странице 26 учебника
Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Самостоятельная работа в паре с текстом на странице 26-27 учебника слайд 6 Анимация. Вода и минеральные соли в жизни клетки
|
Самостоятельная работа с текстом учебника стр 26-27 (запись в тетрадь ТПО СТР 18 Задание 2) Вывод: 1.Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке 2.Входит в состав цитоплазмы 3.Составляет основу клеточного сока
1Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой 2Входят в состав межклеточного вещества Задание 3 ТПО Парная работа
Смотрят анимацию.
|
Познавательные УУД: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Коммуникативные УУД: умение работать в паре. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Познавательные УУД: анализировать, выбирать главное.
Коммуникативные УУД: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Какие две группы веществ различают в природе? |
Отвечают. Органические и неорганические. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Дайте определение органическим и неорганическим веществам. (Презентация. Слайд 8) |
Отвечают. Органические вещества образуются только в телах живых организмов – вещества живой природы. Неорганические вещества- вещества – вещества неживой природы. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Чем отличаются органические вещества от неорганических?
|
Отвечают. Органические вещества легко обугливаются и сгорают, а природные неорганические вещества в обычных условиях не горят. |
Коммуникативные УУД: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Какие органические вещества есть в клетках растений? |
Отвечают. Это белки, жиры, углеводы. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Где они будут накапливаться?
|
Отвечают. Органические вещества накапливаются в плодах, семенах, корнях. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Учитель выдает инструкцию по выполнению исследовательской работы. (Презентация. Слайд 9) Учитель знакомит учащихся с процессом фотосинтеза. слайд 10 слайд 11 |
Самостоятельно выполняют эксперимент 1 по инструктивной карточке. (Приложение 1) Следуют алгоритму работы, который предложил учитель. Сверяют свои действия с образцом исследования. Делают вывод. Наблюдаем: срез клубня картофеля посинел, значит, содержит крахмал.
|
Предметные результаты: приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов.
Коммуникативные УУД: сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Слайд 12(рисунок сахарной свеклы и сахарного тростника) Учитель. Какие растения показаны на рисунке? С какой целью их выращивают? Учитель. Как древние люди обнаружили сахар в этих Учитель. Как обнаружить сахар в растениях? Например, в плодах? Учитель. А можно ли обнаружить сахар опытным путем? Учащиеся затрудняются. Учитель. При взаимодействии крахмала (сахаром, содержащимся в растениях) и йода образуется стойкое синее окрашивание раствора. Проведем опыт. Муку (получили из зерен пшеницы, т.е. живого организма) насыпаем м в марлевый мешочек и промоем в воде, затем добавим раствор йода. Что наблюдаем? Учитель. Какое вещество содержалось в муке, а потом в растворе?. Учитель. Какой вывод мы должны сделать? Слайд 13 |
Из данных растений получают сахар. Они поняли это по сладкому вкусу. Попробовать их на вкус, если сладкие, значит, содержат сахар в своем составе. Самостоятельно выполняют эксперимент 2 по инструктивной карточке. Учащиеся. Сначала мутно-белый раствор приобрел синий цвет. вывод В состав живых организмов входит сахар (углевод ) запись в тетрадь
|
Познавательные УУД 1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Регулятивные УУД 1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу. Коммуникативные УУД 1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 2) формируем умение работать в паре. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его, развернув марлю. Потрогайте его пальцем Что чувствуете? (скользкое, клейкое).Когда сомкнете пальцы, что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги. Слайд 14 Слайд 15 |
Самостоятельно выполняют эксперимент 3 по инструктивной карточке. Проводят исследование свойств органических веществ. Вывод записывают в рабочую тетрадь. (Задание 4 на странице 19)
ТПО стр 18 Задание 2 |
Коммуникативные УУД: сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий Личностные результаты: формирование интеллектуальных умений (анализировать информацию и делать выводы); развитие самостоятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
(Презентация.Слайд16)Растительные белки есть во всех органах растения, но в наибольшем количестве заключены в семенах. Очень много их в семенах гороха, сои, фасоли, чечевицы (от 50-80% от массы клетки). Здесь белки откладываются про запас. Растительные белки так же необходимы человеку, как и животные, особенно детям, и тем, кто не ест мяса. |
Слушают учителя и рассматривают презентацию. |
Предметные результаты: объяснение роли биологии в практической деятельности людей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
(Презентация. Слайд17) Предлагает выполнить эксперимент №3 по инструктивной карточке. (Приложение 1. |
Работа в паре. Самостоятельно выполняют эксперимент №3. Делают вывод. На бумаге осталось жирное пятно, значит, подсолнечник содержит много масла. |
Предметные результаты: приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов Коммуникативные УУД: сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий Личностные результаты: формирование интеллектуальных умений (анализировать информацию и делать выводы); развитие самостоятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Беседа. Какие масличные растения вам известны? Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир? Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира? (Презентация, слайд 18 )
Слайд 19
слайд 20
|
Отвечают на вопросы и делают вывод. Жиры в растениях – это разные растительные масла. В большом количестве жиры накапливаются в семенах подсолнечника, льна, конопли, хлопчатника, сои. Жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян. |
Предметные результаты: объяснение роли биологии в практической деятельности людей Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Используя информацию текста «Роль органических веществ в клетке» на с.27учебника, заполнить таблицу в рабочей тетради (задание 2 на странице 18). |
Самостоятельная работа. заполняют таблицу в рабочей тетради. |
Личностные результаты: формирование интеллектуальных умений: развитие самостоятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
2 мин |
Выполняют упражнения |
Личностные результаты: знание основ здорового образа жизни. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аналитический этап. Цель: определить уровень усвоения учащимися знаний о химическом составе клетки. |
10 мин |
Вопросы для контроля. Какие вещества содержатся в клетке? Какие вещества называются органическими ,а какие неорганическими ? Работа с текстом. Найдите ошибки в тексте: Слайд 21 |
Отвечают на вопросы. |
Предметные результаты: формирование первичных систематизированных представлений о строении, химическом составе клетки. Коммуникативные УУД: владение монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап рефлексии. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
3 мин |
Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. Учитель предлагает «Лист успеха»: 1.Оцените свою работу на уроке… 2. Мне на уроке понравилось… 3. Мне показалось трудным… 4. Я бы еще хотел … |
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы, включенные в «Лист успеха».
|
Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании |
|
(Презентация, слайд 22).Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся. §6 Задания 1,5,6 в рабочей тетради. На страницах 17-19. Творческое задание на выбор: подготовить сообщение по материалам Интернет и научно- популярной литературы: Масличные культуры (соя, чечевица, лен, хлопчатник, гречиха и другие). Растения богатые сахарами. Сельскохозяйственные растения и их значение в жизни народов мира |
Слушают объяснения учителя, определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). Записывают домашнее задание.
|
Познавателъные УУД: работать с различными источниками информации, готовить сообщения и представлять результаты работы классу. |
-
-
Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 192с.
Пономарёва И.Н. Биология 5 класс: методическое пособие. - Москва: Вентана - Граф, 2013.
Единая коллекция ЦОР.http://school-collection.edu.ru
-
4..О.А.Корнилорва,И.В Николаева ,Л.В Симонова Биология 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. 5класс». 2013г.
5.Активные формы и методы обучения биологии: Опорные конспекты по биологии: Кн.Для учителя. Сост. Л.В. Реброва. Е.В. Прохорова.-М., Просвещение,1997.
6.Калинова Г.С., Мягкова А.Н. 900 вопросов и заданий по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники,М., «Аквариум ЛТД»,2011.
7.Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии.-М., Дрофа,1997
исследовательская работа приложение 1
«ИЗУЧЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В СОСТАВЕ КЛЕТКИ РАСТЕНИЙ»
ЧТО ДЕЛАЕМ |
НАБЛЮДЕНИЯ |
ВЫВОДЫ |
1.Капнем на клубень картофеля р-ром йода |
||
2.А) В стаканчик с водой опустим кусочек теста завернутый в марлю и пополощем его в стаканчике. Б) отольем немного полученного раствора в пробирку и добавим раствор йода |
||
3.Возьмем несколько семян подсолнечника и положите их между листами салфетки. Раздавим семена обратной стороной ручки или карандаша |
||
4.Вынем из стаканчика комочек теста и рассмотрим его. Потрогаем пальцем. |
Письмо Незнайки приложение 2
Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах - географию. Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах. Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма -это органическое вещество! Вода – тоже органическое вещество, вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое. Я думаю, что я хорошо уже изучил географию, пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!