Урок «Химия и производство» (Химия, 11 класс)
Предмет: химия
Класс: 11
Тип урока: урок применения предметных знаний, умений, навыков в условиях исследования.
УМК: учебник О.С. Габриелян «Химия» 11 класс.
Технологическая карта
Тема | Химия и производство | ||
Цель | Создать условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способа деятельности на примере производств региона | ||
Задачи | Образовательные: обобщить и систематизировать знания о технологических особенностях производства серной кислоты, аммиака, метанола, алюминия. Подвести учащихся к выводу, что экологические проблемы являются результатом негативной деятельности человека Развивающие: расширить знания учащихся о химической промышленности, на примере производств региона, сформировать собственные позиции учащихся в отношении к химии, химическому производству, химическим веществам, способствовать воспитанию экологического сознания учащихся, формированию практических умений по изучению природных процессов Воспитательные: создать комфортные условия для обучающихся с учетом индивидуальных особенностей, темпа работы, способствовать формированию коммуникативных компетенций, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, умения оценивать результаты выполненных действий | ||
Формируемые УУД | Личностные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения и социального признания, границ собственного знания и «незнания» Регулятивные: Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения и учета характера сделанных ошибок, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. Познавательные: Использование моделей и схем для решения поставленных задач, структурирование знания, умение осуществлять сравнение, и классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи. | ||
Предметные | Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; | ||
Ресурсы: - основные - дополнительные | Модели производств, аммиака, серной кислоты, алюминия, чугуна и стали, таблицы, коллекции « Алюминий», « Чугун и сталь», медиа проектор, реактивы, инструкции и памятки, справочники. настольные таблички с указанием названий отделов, таблицы: «Производство аммиака» и «Производство серной кислоты», видеофильмы: «Производство аммиака», «Производство серной кислоты», коллекции «Металлы», «Основные виды промышленного сырья
| ||
Технология | Технология исследовательской деятельности учащихся и постановка проблемы | ||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Самоопределение к деятельности Организационный момент Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок, демонстрирует открытку с изображением озадаченного смайлика | Приветствуют учителя, рассаживаются по группам, готовность к уроку | |
II. Актуализация знаний и связь с жизнью | Зачитывает девиз урока «Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота. Где нет заводов для ее добывания - немыслимо выгодное производство многих других веществ, имеющих важное технические значение». Сформулируйте тему урока. | Формулируют тему и цель урока. | Прослушивание цитаты Д.И. Менделеева
|
III. Мотивация учебной деятельности Постановка учебной задачи Формулирование темы урока | Учитель рассказывает историю о получении алюминия Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. | Отвечают на поставленный учителем вопрос, называют, что они знают о алюминии | Что за чудо-металл получил Сент-Клер Девилль? Могли ли в то время получить свободный алюминий? . Какие способы получения алюминия вам известны? |
IV Применение предметных знаний, умений, навыков в условиях исследования. Цель. Изучить технологические особенности химических производств на примере региона | Формулирует задание… Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Работают по инструктивным картам в группах. Работа с раздаточным материалом | Выполнение инструкции и подготовка отчета |
V. Контроль усвоения Цель. Закрепить знания | Проверка выполнения задания, беседа | Докладывают о результатах своей работы | Слушают ответы учащихся и отвечают на вопросы |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель. Проверить умения в определении самоконтроль усвоения знаний. | Организует проверку правильности усвоения технологических процессов | Работа со слайдом Рассматривают схемы и отвечают на вопросы, устанавливают соответствия | Рассматривают рисунки на слайде и устанавливают соответствия |
Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Проверка способности самооценки, как личностный результат. Создание ситуации успеха Черный ящик Задаёт вопрос. | Указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности. Оценка собственного продвижения. По предмету в черном ящике анализируют итог работы. Обсуждение вопроса. Голосуют
| Анализируют свою работу и своих одноклассников Почему одни люди полагают, что нужно побольше узнать и только потом начинать действовать? Почему другие считают, что нам следует действовать? Проголосуйте какая точка зрения вам ближе. |
Мотив «на завтра» | Рассказывает притчу «Всё в ваших руках» и формулирует задание | Ведут запись домашнего задания. |