Урок «Соли» (Химия, 11 класс)

0
0
Материал опубликован 30 November 2017 в группе

Урок химии в 11 классе. «____»________________ 20____ г.

Соли.

Цель. Обобщить знания о классификации, свойствах и применении солей.

Задачи

Образовательные: изучить состав, свойства, применение и получение средних, кислых и основных солей, их диссоциацию.

Развивающие: развивать умения сравнивать по составу различные виды солей, анализировать их способы получения, процесс диссоциации; способность обобщать и систематизировать полученные знания о солях, их взаимосвязи с другими классами сложных неорганических веществ

Воспитательные: воспитывать умение работать в парах, желание помогать друг другу; интерес к предмету химии.

Ход урока.

Орг. момент.

Повторение изученного материала.

Тестовая работа.

Из предложенного перечня веществ, выберите три вещества, которые относятся к щелочам:

Fe(OH)3

NaOH

Ba(OH)2

Cu(OH)2

Zn(OH)2

KOH

Из предложенного перечня веществ выберите два, которые будут взаимодействовать с гидроксидом бария:

CO2

Al2O3

Na2SO4

MgCO3

NaCl

Из предложенного перечня взаимодействий, выберите два, которые соответствуют ионному уравнению Cu2+ + 2OH- →Cu(OH)2

Сульфат меди (II) и гидроксид железа (II)

Сульфат меди (II) и гидроксид калия

Оксид меди и гидроксид калия

Хлорид меди (II) и вода

Хлорид меди (II) и гидроксид бария

Из предложенного перечня оснований, выберите два, которые можно получить при взаимодействии металла с водой:

SrO

MgO

BaO

CuO

FeO

Из предложенного перечня выберите формулы веществ, при взаимодействии которых друг с другом можно получить гидроксид цинка:

ZnO и H2O

Zn и H2O

ZnCl2 и NaOH

ZnCO3 и KOH

ZnSO4 и LiOH

Из предложенного перечня типов реакций выберите два типа реакции, к которым можно отнести взаимодействие гидроксида кальция с оксидом углерода (IV):
1) каталитическая
2) гомогенная
3) необратимая
4) окислительно-восстановительная
5) реакция нейтрализации

Изучение новой темы.

Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.

Соли – это продукты полного или частичного замещения атомов водорода в молекуле кислоты атомами металла либо продукты полного или частичного замещения гидроксогрупп в молекуле основания кислотными остатками.

Соли

нормальные (средние) кислые основные двойные

Средние соли - это продукты полного замещения атомов водорода в молекуле кислоты на металл или продукты полного замещения гидроксид-ионов в молекуле основания кислотными остатками.

Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в молекулах многоосновных кислот на металл.

Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксид-ионов в молекулах многокислотных оснований кислотными остатками.

Упражнение. Запишите формулы следующих солей: сульфат алюминия, карбонат калия – натрия, гидроксокарбонат меди (II), гидросульфат алюминия, фосфат кальция, гидрофосфат кальция, дигидрофосфат кальция, гидроксокарбонат кальция, гидрокарбонат кальция, гидрокарбонат калия, гидроксохлорид магния, фосфат дикалия – натрия.

Разделите данные формулы солей на четыре группы:

Средние:

Кислые:

Основные:

Двойные:

Способы получения солей.

Соли – это продукты взаимодействия основания и кислоты.

Основание + кислота = соль + вода

Сa(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + H2O

средняя

Сa(OH)2 + 2H2SO4 = Ca(HSO4)2 + H2O

избыток кислая

2Сa(OH)2 + H2SO4 = (CaOH)2SO4 + H2O

избыток основная

 

металл

Основный (амфотерный) оксид

Основание

Соль

Неметалл

+

     

Кислотный оксид

 

+

+(только щелочь)

 

Кислота

+

+

+

+

Соль

+

 

+ (только щелочь)

+


 

Химические свойства.

Диссоциация солей.

Средние соли диссоциируют в одну ступень:

MgCl2 Mg2+ +2Cl -

Кислые и основные соли диссоциируют ступенчато.

NaHSO4 → Na+ + HSO4

HSO4 ↔ H+ + SO42-

MgOHCl → MgOH+ +Cl -

MgOH+ Mg2++ OH -

При диссоциации кислых солей образуются два вида катионов – катионы металла и катионы водорода. При диссоциации основных солей образуются два вида анионов – анионы кислотного остатка и гидроксид-ионы

Взаимодействуют с металлами

С кислотами

С растворимыми основаниями

С солями.

Задание. Приведите по два примера уравнений реакций на каждое химическое свойство.

Закрепление.

Приведите примеры реакций, в результате которых может быть получен сульфат железа (II).

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать сульфат алюминия: Cu, AgNO3, BaCl2, NaOH, HCl. Составьте уравнения в молекулярном и ионном виде.

Домашнее задание. § 24 упр. 5а стр. 199

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.