Урок химии в 11 классе. «____»________________ 20____ г.
Соли.
Цель. Обобщить знания о классификации, свойствах и применении солей.
Задачи
Образовательные: изучить состав, свойства, применение и получение средних, кислых и основных солей, их диссоциацию.
Развивающие: развивать умения сравнивать по составу различные виды солей, анализировать их способы получения, процесс диссоциации; способность обобщать и систематизировать полученные знания о солях, их взаимосвязи с другими классами сложных неорганических веществ
Воспитательные: воспитывать умение работать в парах, желание помогать друг другу; интерес к предмету химии.
Ход урока.
Орг. момент.
Повторение изученного материала.
Тестовая работа.
Из предложенного перечня веществ, выберите три вещества, которые относятся к щелочам:
Fe(OH)3
NaOH
Ba(OH)2
Cu(OH)2
Zn(OH)2
KOH
Из предложенного перечня веществ выберите два, которые будут взаимодействовать с гидроксидом бария:
CO2
Al2O3
Na2SO4
MgCO3
NaCl
Из предложенного перечня взаимодействий, выберите два, которые соответствуют ионному уравнению Cu2+ + 2OH- →Cu(OH)2↓
Сульфат меди (II) и гидроксид железа (II)
Сульфат меди (II) и гидроксид калия
Оксид меди и гидроксид калия
Хлорид меди (II) и вода
Хлорид меди (II) и гидроксид бария
Из предложенного перечня оснований, выберите два, которые можно получить при взаимодействии металла с водой:
SrO
MgO
BaO
CuO
FeO
Из предложенного перечня выберите формулы веществ, при взаимодействии которых друг с другом можно получить гидроксид цинка:
ZnO и H2O
Zn и H2O
ZnCl2 и NaOH
ZnCO3 и KOH
ZnSO4 и LiOH
Из предложенного перечня типов реакций выберите два типа реакции, к которым можно отнести взаимодействие гидроксида кальция с оксидом углерода (IV):
1) каталитическая
2) гомогенная
3) необратимая
4) окислительно-восстановительная
5) реакция нейтрализации
Изучение новой темы.
Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.
Соли – это продукты полного или частичного замещения атомов водорода в молекуле кислоты атомами металла либо продукты полного или частичного замещения гидроксогрупп в молекуле основания кислотными остатками.
Соли
нормальные (средние) кислые основные двойные
Средние соли - это продукты полного замещения атомов водорода в молекуле кислоты на металл или продукты полного замещения гидроксид-ионов в молекуле основания кислотными остатками.
Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в молекулах многоосновных кислот на металл.
Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксид-ионов в молекулах многокислотных оснований кислотными остатками.
Упражнение. Запишите формулы следующих солей: сульфат алюминия, карбонат калия – натрия, гидроксокарбонат меди (II), гидросульфат алюминия, фосфат кальция, гидрофосфат кальция, дигидрофосфат кальция, гидроксокарбонат кальция, гидрокарбонат кальция, гидрокарбонат калия, гидроксохлорид магния, фосфат дикалия – натрия.
Разделите данные формулы солей на четыре группы:
Средние:
Кислые:
Основные:
Двойные:
Способы получения солей.
Соли – это продукты взаимодействия основания и кислоты.
Основание + кислота = соль + вода
Сa(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + H2O
средняя
Сa(OH)2 + 2H2SO4 = Ca(HSO4)2 + H2O
избыток кислая
2Сa(OH)2 + H2SO4 = (CaOH)2SO4 + H2O
избыток основная
металл |
Основный (амфотерный) оксид |
Основание |
Соль |
|
Неметалл |
+ |
|||
Кислотный оксид |
+ |
+(только щелочь) |
||
Кислота |
+ |
+ |
+ |
+ |
Соль |
+ |
+ (только щелочь) |
+ |
Химические свойства.
Диссоциация солей.
Средние соли диссоциируют в одну ступень:
MgCl2 → Mg2+ +2Cl -
Кислые и основные соли диссоциируют ступенчато.
NaHSO4 → Na+ + HSO4–
HSO4– ↔ H+ + SO42-
MgOHCl → MgOH+ +Cl -
MgOH+ ↔ Mg2++ OH -
При диссоциации кислых солей образуются два вида катионов – катионы металла и катионы водорода. При диссоциации основных солей образуются два вида анионов – анионы кислотного остатка и гидроксид-ионы
Взаимодействуют с металлами
С кислотами
С растворимыми основаниями
С солями.
Задание. Приведите по два примера уравнений реакций на каждое химическое свойство.
Закрепление.
Приведите примеры реакций, в результате которых может быть получен сульфат железа (II).
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать сульфат алюминия: Cu, AgNO3, BaCl2, NaOH, HCl. Составьте уравнения в молекулярном и ионном виде.
Домашнее задание. § 24 упр. 5а стр. 199