Пояснительная записка к презентации
В основе профессионального успеха, удовлетворённости работой лежат три компонента — желание человека заниматься выбранным делом («хочу»), его способность выполнять данную работу («могу») и востребованность этого вида деятельности на рынке труда («надо»).
Под понятие «хочу» попадают, с одной стороны, интересы человека к каким-то видам работы (написание текстов, произведение расчётов, совершенствование физической формы и т. д.), а с другой — профессиональные мотивы (т. е. то, что заставляет человека работать). К ним относятся желание общаться, желание помогать другим, стремление к признанию своих достижений, поиск новых ощущений, стремление сохранить здоровье и не утруждать себя излишним трудом, потребность в творчестве, самовыражении, желание служить не только конкретным людям, но человечеству в целом и т. д.
«Могу» — любые способности человека, т. е. особенности, позволяющие ему делать что-то лучше, чем другим. Способности могут быть самыми разными и порой весьма неожиданными. Интеллектуальными обычно называются способности к математике, иностранным языкам; творческими — литературные, актёрско-сценические, художественные, музыкальные. Определённые личностные особенности, черты характера также помогают человеку в профессиональной деятельности. Например, эмоциональная устойчивость, способность сдерживать и контролировать свои эмоции особенно важны для менеджеров, спасателей, учителей и всех, кто работает в тесном контакте с людьми. А отсутствие брезгливости и предубеждения против работы в антисанитарных, негигиеничных, полевых условиях чрезвычайно важно для сантехников, ассенизаторов, геологов, археологов.
«Надо» — это востребованность конкретной профессии на рынке труда. В начале 90-х гг. XX в. в связи с перестройкой экономики и сменой административно-планового хозяйства свободными рыночными отношениями в нашей стране возникла острая необходимость в квалифицированных экономистах и менеджерах (управленцах). Начался бум — один за другим открывались новые экономические вузы и факультеты. В итоге к 2002— 2003 гг. наметилось «перепроизводство» этих специалистов, и спрос на них несколько упал. Другой пример изменения ситуации на рынке труда — бурное развитие с середины 90-х гг. информационных технологий, в связи с чем увеличился спрос на программистов, инженеров-электронщиков, математиков и др.
Итак, совершая выбор, необходимо соотносить три фактора: «хочу», «могу», «надо». Понятно, что идеальным будет такой вид деятельности, выполнение которой, во-первых, интересно исполнителю, во-вторых — не вызывает у него особых затруднений, в-третьих, полезно обществу и хорошо оплачивается.
К счастью, интересы и способности человека нередко гармонично сочетаются — ему нравится заниматься тем, что у него получается. К тому же психологи заметили: чем больше опыт подростка и чем больше разных видов работ он пробовал выполнять, тем больше у него возможностей для совершения осознанного выбора и тем больше профессиональных путей открыто для него. Поэтому чрезвычайно полезно пробовать себя в самых разных сферах: в рисовании, пении, математике, плетении кружев, стрельбе из лука, выращивании растений...
Однако далеко не всегда удаётся найти дело, которое нравится, получается и востребовано. Может случиться так, что человеку нравится делать одно (например, лепить из глины), но хорошо получается у него совершенно другое (решать алгебраические задачи). Что же следует учитывать в первую очередь?
Так как ни один из трёх параметров не является ведущим и определяющим, всё зависит от того, что наиболее значимо и важно для самого человека. Главное, чтобы в процессе выбора профессионального пути были учтены все «хочу», «могу», «надо» и осознанно выделены приоритеты
Плешанова Светлана Борисовна