Развивающее занятие по профориентации в 11 классе «Мир профессий»

5
0
Материал опубликован 31 October 2018 в группе

Развивающее занятие по профориентации 11 класс

«Мир профессий»

Возраст и класс: 16-18 лет; 11 класс.

Цель занятия: профессиональная ориентация подростков.

Необходимые материалы: видеопроектор, раздаточный материал (бумага, карандаши), профориентиционные буклеты.

Ход занятия:

Вводная часть.

 Видеофильм «Профессии будущего»

(https://www.youtube.com/watch?v=Bgh0QPWaulo)

-А знаете ли вы,  что же такое профессия?

Профессия – род занятий, вид трудовой деятельности, требующий от определенной подготовки, наличия необходимых знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике. (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии, отдельная отрасль науки техники мастерства или искусства. Например: профессия – учитель, а  специальность: математик, биолог, физик, географ. Врач, а специальность: (называют ученики - терапевт, стоматолог, хирург, окулист, лор)

Игра разминка: «Азбука профессий»

Класс делится на три группы. Группы за три минуты должны записать у себя на листочке название профессий на буквы:

1 группа: Назовите профессии на букву -  В (водолаз, воспитатель, врач, водитель, ветеринар).

2 группа: Назовите профессии на букву – П  (педагог, продавец, программист, почтальон,        психолог, парикмахер, пчеловод)

3 группа: Назовите профессии на букву – С  (слесарь, садовод, следователь, социолог, связист).

- Молодцы! Вы знаете очень много профессий!

Основная часть.

Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.

Проведение тестирования. (ДДО; методика «Профиль»; методика «Опросник типа мышления» и т.д.)

«Готов ли ты к выбору своей будущей профессии ».

Обобщение результатов тестирования.

 В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, рода занятий и работы (Закон о занятости населения N 372-З от 8 января 2001 г.). Однако это право порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, о тех требованиях, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Ученые - социологи России подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства…Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества. Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление рынка труда и конкуренции на нем.

Выделим ряд качеств, необходимых человеку для выполнения любого труда:

● добросовестность,

● прилежность,

● организованность,

● инициативность,

● умение переносить неудачи,

● выдержка,

● настойчивость,

● внимание.

В последние годы появилось много профессий, связанных с обслуживанием компьютерных сетей (программист, системный администратор), рекламой (промоултеры, супервайзеры и т.д.), сферой торговли (менеджеры), бизнесом и финансами,  меняется характер работы. Практически все профессии меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается новый характер труда. Поэтому необходимо получить всю информацию о будущей профессии.

Презентация «В мире новых профессий»

Вопрос: Что значит «престижная профессия» для вас? (Ответы учащихся).

Понятие престижности, как мода, приходит и уходит. Пример: В 60-ти десятые годы профессия геолога или инженера конструктора были очень популярны. Некоторые абитуриенты  при выборе профессии опираются на престижность и популярность. Ни для кого не секрет, что в нашей стране работа, связанная с физическим трудом, считается не престижной и подходящей лишь для тех, кого природа яко бы не наградила выдающимися умственными способностями. Именно поэтому большая часть школьных выпускников метит в юристы, экономисты, журналисты и т.д., а после окончания вуза с трудом находит работу по специальности. Представителей же «не престижных» рабочих специальностей довольно мало, однако их услуги востребованы и высоко оплачиваются. В последние годы стали одинаково востребованы и популярны профессии, связанные с программированием, интернет-технологиями и работой вычислительной техникой. Таким образом, престижность профессии зависит от состояния рынка труда.

Мозговой штурм.

Дети делятся на 3 команды с помощью карточек на которых написано равное количество профессий (водитель, воспитатель, повар). На листе бумаги записывают медицинские противопоказания для каждой из профессий. Один из участников команд выходит и записывает те противопоказания, которые они смогли найти.

Противопоказания обсуждаются с подростками.

Просмотр мультфильма «Калейдоскоп профессий»

Незнание правил выбора профессии.

  Отождествление учебного предмета с профессией

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Полистайте газеты с вакансиями (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

Перенос отношения к человеку на профессию

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

Выбор профессии «за компанию»

Не стоит подстраиваться под лучшего друга и идти в то или иное учебное заведение только потому, что он планирует туда поступить. Обычно такую ошибку совершают не очень уверенные в себе люди, испытывающие потребность в постоянном спутнике, советчике и наставнике. Если эта ситуация вам знакома, подумайте: интересна ли вам та или иная специальность, подходит ли она вашему характеру, состоянию здоровья, как вам давались школьные дисциплины, которые предстоит подробно изучать в вузе? Если вы хорошо обдумали вопрос и пришли к выводу, что выбранное другом учебное заведение вам не подходит, не стоит воспринимать это как трагедию. Ваша дружба не прекратится только потому, что друг станет медиком, а вы, к примеру, дизайнером. Пример: Вася идёт на пожарного, он рискованный и решительный человек, а Коля, следуя за ним, но по своей натуре очень осторожный и рассудительный. В итоге Вася всё-таки будет пожарным, а Коля вряд ли.

Неумение определить пути получения профессии.

Выбор профессии связан с процессом принятия решений. Принятие решений вообще многим людям дается сложно. Здесь играют роль и определенные черты характера (например, нерешительность, неуверенность), и слабая информированность, и неумение взвесить все «за» и «против» и остановиться на единственном, наиболее приемлемом варианте решения. При этом нужно отсечь другие, может быть, заманчивые, но мало реальные или имеющие отдаленные негативные последствия, варианты. Некоторые люди вообще предпочитают, чтобы за них принимал решения кто-то другой.

Игровое упражнение «Самая-самая»

Цель упражнения: повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда.

(Упражнение проводится в круге или произвольно)

Инструкция

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике соответствуют,

1. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной характеристике профессия (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.

2. Далее называется следующая характеристика. Всего таких характеристик должно быть не более 5—7. Это могут быть, например, такие характеристики: самая зеленая профессия; самая сладкая профессия; самая волосатая профессия; самая серьезная профессия; самая детская профессия; самая смешная профессия, самая денежная профессия и т.д.

Завершающая часть.

Обсуждение

Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должны опираться на объективные знания о них. Например, если как самая денежная называется профессия депутата Госдумы страны, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т.п. Для того чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников.

Итак, при выборе профессии нужно:

Уметь ориентироваться в большом количестве профессий.

Определиться в своих интересах. Посетить экскурсии на предприятиях.

Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию. Посетить дни открытых дверей.

Иметь основной и запасной вариант профвыбора (на случай, если не удастся осуществить задуманное).

Иметь (если возможно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать за рабочим днем представителя привлекательной профессии (наблюдать нужно целый день), либо даже самому попробовать поработать немного в этой области.

Оценить свои возможности и способности, а также их соответствие тем требованиям, которые предъявляет профессия.

Иметь информацию о трудоустройстве после получения образования.

   Подведение итогов занятия

Фронтальная беседа с учащимися.

- Что нового узнали на лекции?

- Нужно ли придерживаться определенных знаний при выборе профессии?

- Всегда ли можно избежать ошибок при выборе профессии?

Притча

Все в твоих руках

          Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

 - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, мастер ответил:      - «Все в твоих руках». Все ваши жизненные обстоятельства находятся в ваших руках. И в любой момент времени у каждого из вас есть выбор – сжать ладони и уничтожить возможности или раскрыть их.

В заключении нашего занятия  мы вручаем вам буклеты с советом, как избежать ошибок при выборе профессий.

Дополнительные задания.

Задание для команд «Аббревиатура».

КМИПиП ТФ (Колледж Московского института предпринимательства и права, Тираспольский филиал)

ТКБиС (Тираспольский колледж бизнеса и сервиса)

ТТИиП (Тираспольский техникум информатики и права)

ТМК (Тираспольский медицинский колледж им. Л.А. Тарасевича)

БТТ (Бендерский технологический техникум)

ТТК (Тираспольский техникум коммерции)

БАЭК (Бендерский Аграрно - экономический колледж)

ДТЭиКТ (Днестровский техникум энергетики и компьютерных технологий)

Конкурс «Отдел кадров».

Витражист - работает на предприятиях, выполняющих рекламно-оформительские и макетные работы. Под наблюдением автора подбирает стекла по цветам рисунка для изготовления витражей (орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или других материалов, пропускающих свет). Вырезает и изготавливает по чертежам и шаблонам детали из стекла. На бесцветное стекло наносит узор гравированием или травлением. Загружает в печи разрисованные стекла для обжига. Изготавливает формы для отлива толстого стекла. Монтирует и устанавливает витражи, армирует их свинцовой, стальной или пластмассовой лентой.

Гипполог - изучает анатомию и физиологию лошадей. Разрабатывает методики и рекомендации по разведению, содержанию, кормлению, улучшению экстерьера (внешнего вида) и использованию лошадей.

Медиапланер - в задачи медиапланера входят, прежде всего, стратегическое планирование рекламной кампании и рекламной деятельности фирмы в целом...

Титестер - Специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху) чая.

Фельдъегерь - военный или правительственный курьер для доставки важных, преимущественно секретных, документов.

Аниматор - мультипликатор, художник, рисующий кадры для мультипликационных фильмов. Работник сферы развлечений. Массовик-затейник

Архивариус - на предприятиях и в учреждениях организует хранение и обеспечивает сохранность документальных материалов. Участвует в разработке номенклатуры дел и проверяет правильность ее оформления. Систематизирует и ведет учет дел в архиве. Выдает документы для пользования, а также справки на основе сведений, содержащихся в документах архива.

Бренд-менеджер - менеджер, занимающийся продвижением определенной торговой марки. По-английски brand — «клеймо», «сорт». «Брендом» называется «всемирно известная торговая марка». Выпускать «бренд» - мечта каждой фирмы.

Гример-пастижер - на киностудиях, в организациях телевидения и радиовещания выполняет по эскизам, описаниям и образцам персонажные и национальные гримы с применением пластических деталей, несложных лепных скульптурных работ (носы, подбородки, скулы).

Логист - выбирает самый удобный и экономичный способ доставки груза по железной дороге, далее он просчитывает, что выгоднее: самому предприятию заниматься транспортировкой или привлечь к этой работе специализированную фирму. Логистик экономит на затратах, оптимизирует их.

Мерчендайзер - это специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Основная его задача — поддерживать положительный имидж своей фирмы, обеспечивать выгодное расположение продукции на магазинных полках, отслеживать ее постоянное наличие в продаже. Он снабжает магазины рекламой, дарит от имени фирмы сувениры.

Промоутер - специалист по продвижению какого-либо товара или услуг. В его обязанности входит работа с прохожими и посетителями магазинов и предложение им определенного товара. Лучший вариант для промоутера – работа на выставке или презентации. Промоутер может работать как от агентства, так и напрямую от фирмы. Труд промоутера, как правило, оплачивается по завершении рекламной компании из расчета фиксированной суммы за каждый день. Работа промоутера, несмотря на кажущуюся простоту, достаточна сложна. Помимо понятной сложности общения с незнакомыми людьми, присутствует постоянный контроль со стороны, как представителя агентства, так и представителя заказчика. Далее на время проведения рекламной акции, невзирая на перемены погоды, промоутеры должны носить определенную униформу.

Скорняк - подбирает шкурки, пригодные для изделия, производит расправку, чинку, удаление дефектов, при необходимости - удлинение шкурки, ведет раскрой и удаление дефектных мест с наиболее экономным использованием полуфабриката.

Сомелье – работник ресторана, который отвечает за покупку, хранение и продажу вин.

Стрингер – журналист, первым пребывающий на место происшествия, показывают «правду без купюр»

Трейдер – человек, покупающий или продающий ценные бумаги или валюту с целью получения прибыли от изменения цен.

Конфекционер - продавец, торгующий конфекцией (готовым платьем и бельем).

Использованная литература:

Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология

успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.

Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В.,

Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.

3. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. -Санкт-Петербург: Речь, 2006. –236 с.

4. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее...Тренинговая программа проессионального и жизненного самоопределния для воспитанников детских домов и школ-интертатов. -М.: Генезис, 2012.

5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005. - 288 с.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.