Внеклассное мероприятие «Хоровод русских матрёшек»
Тема: КТД Творческий конкурс рисунков на асфальте «ХОРОВОД РУССКИХ МАТРЁШЕК»
Автор-составитель: Ильюта Наталья Владимировна, учитель начальных классов ЧОУ «Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия», город Кемерово.
Цели :
1. Сплотить коллектив.
2. Формировать личность с учётом возможностей и способностей.
3. Развивать умение синтезировать, анализировать.
4. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
5. Содействовать патриотическому воспитанию.
* Анализ прошлого мероприятия.
- Что получилось?
- Смогли ли мы всем классом подготовиться?
- Как провели: на каком уровне?
- Было ли хорошо и интересно?
- Не мешали ли мы окружающим?
- Что нам дало это дело?
- Найти в каждом ребёнке хорошее, поблагодарить каждого.
** Сообщение темы, цели нового дела.
- Сегодня мы будем говорить о том, о чём говориться в этой загадке:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрёшка.)
- Матрёшка – истинно русская игрушка, присуща русскому народу. Говоря о ней, вы углубите свои познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Конкурс, который нам предстоит провести, содействует патриотическому воспитанию.
*** Коллективное планирование.
- деление на микрогруппы по интересам
- выбор командира
- рапорт: какие дела ребята желают выполнить
- запись плана на доске (или листе бумаги)
- обсуждение плана: реально, нет?
- Выбор оптимального варианта
**** Коллективная подготовка
- задание микрогруппам: разыскать материал об истории создания русской матрёшки
***** Проведение ключевого творческого дела «Хоровод русских матрёшек»
1. Беседа со всеми микрогруппами о том, что узнали дети из истории создания русской матрёшки, в форме отгадок по картинкам с изображением матрёшек из наиболее известных центров этого народного промысла: Загорск, Семёнов, Полхов-Майдан.
2. Дети разделяются на две группы, каждая получает свою загадку про матрёшку. Ответ не простой, ответ надо нарисовать.
Первая загадка. У матрёшек, которые дети видели, – яркие нарядные летние сарафаны, фартуки и цветы. Представьте, в далёком зимнем лесу живёт матрёшка-Снегурочка. Она в шубке, красивой шапке. Одежда её в белоснежных узорах. Детям предлагается нарисовать по представлению сказочно прекрасную матрёшку-Снегурочку.
Вторая загадка. Обращаем внимание на прекрасный букет, который держит каждая матрёшка из Семёнова. Предлагаем представить, что у матрёшек из Семёнова есть родные братья – космонавты, которые тоже держат красивые букеты, как их сёстры-матрёшки. Детям предлагается так нарисовать игрушечных космонавтов по представлению, чтобы можно было узнать, что они – братья дружной семьи матрёшек из Семёнова.
Группы соревнуются, кто быстрее и наряднее сделает свои ответы в рисунках. В законченных рисунках много интересных решений.
1 м. г. « Малая Эрмитажка»
(выставка рисунков организована в актовом зале, если это возможно в лагере, или на том месте, где её можно разместить: угадайте рисунок вашего товарища, как называется матрёшка?)
2 м. г. « Парад матрёшек»
- А теперь давайте угадаем из каких известных центров пришли к нам эти гости? (воспитатели фотографируют, помогают изготовить фотоальбом)
3 м. г. « Театр матрёшек»
(Инсценировка книги В. Берестова «В гости к нам пришли матрёшки» с показом в отряде младших детей)
4 м. г. « По-щучьему веленью, по моему хотенью…»
(глиняные самодельные матрёшки в подарок детям из младшего отряда)
****** Подведение итогов. Творческий конкурс рисунков на асфальте « Хоровод русских матрёшек».
Оборудование: площадка; шаблоны матрёшек из газетной (или какой другой) бумаги; цветные мелки; звукозапись песни «Ходила младёшенька…».
Описание конкурса: Интересно и весело провести конкурс «Хоровод русских матрёшек» для группы детей из 20-25 человек.
Площадку, на которой будет проходить праздник, следует заранее подготовить. Прежде всего, необходимо позаботиться об общей композиции, чтобы лучше поместить хоровод из нарисованных матрёшек.
Нарядно и убедительно выглядит хоровод, если основания матрёшек касаются окружности, а головы повёрнуты к центру. Так, если радиус окружности равен 3м, то в хороводе может поместиться 21 матрёшка, каждая высотой 103 см. Такую предварительную композицию готовит руководитель конкурса со своими помощниками. Круг намечается мелом, фигуры матрёшек с помощью шаблонов из газетной бумаги (или какой-то другой) обводятся цветными мелками.
Этот подготовительный момент важен по нескольким причинам. Во-первых, каждый участник конкурса получает рабочее место. Во-вторых, каждый рисунок вписывается в общую композицию коллективного панно. В-третьих, все участники начинают работать в равных условиях – перед каждым большой и выразительный силуэт матрёшки. И, наконец, предварительная подготовка «хоровода» позволяет сосредоточить усилия ребят на творческой задаче – по-своему разрисовать матрёшку.
После подобной подготовки работа длится не более 30 минут, никто из детей не устаёт, и все успевают выполнить задание. «Хоровод матрёшек» засияет улыбками, расцветёт яркими узорами. Все участники праздника – и дети, и взрослые – получат истинное удовольствие от коллективной работы.
******* Заключительная часть.
Хоровод всех участников. Взявшись за руки, все исполняют русскую народную песню « Ходила младёшенька». Хоровод медленно двигается вокруг красочных нарисованных матрёшек. Каждый участник получает возможность увидеть работу своего товарища, порадоваться вместе, какие красивые узоры и цветы придумали все они для украшения наряда русской матрёшки.
******** Домашнее задание: написать отзыв по впечатлениям от творческого конкурса «Хоровод русских матрёшек» для отчёта перед выполнением следующего КТД.
Используемая литература: 1.) Русская деревянная игрушка. – Л., 1968; Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М., 1979, с. 41 – 44, 68 – 71; Семёнова Т. С. Художники Полховского Майдана и Крутца. – М., 1972.
2.) В. Берестов. « В гости к нам пришли матрёшки».