12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Ольга Викторовна71
Россия, Ярославская обл., Углич
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Урок нравственности «СемьЯ»

Основная нравственно-педагогическая идея урока: «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро»

Цель урока: воспитание уважения к православной религии, её традициям как основе русской культуры, формирование духовно-нравственных ориентиров

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать чувства уважения к своей истории: духовное и историко-культурное наследие;

ценностное отношение к прекрасному;

- формировать представления об эстетических идеалах и ценностях в семье;

 

Образовательные:

- ознакомить учащихся с бытом и культурой народов, населяющих Россию;

- укреплять нравственность, основанную на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

Развивающие:

- развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

УУД:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, признавать возможность существования различных точек зрения, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, вести диалог, соблюдать правила общения.

Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Планируемые результаты:

Усвоение нового понятия и умение им пользоваться;

Умение работать в группе, высказывать собственное мнение;

Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу;

Осознание того, что любовь является основной ценностью семейных отношений

Формы и виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, практическая работа по изготовлению куклы «Отдарок на подарок»

Основные термины и понятия: Семья, Всероссийский День семьи, любви и верности, благоверные князья Петр и Феврония Муромские

Средства наглядности: иллюстрации памятников, схемы, пословицы, предметы из музея православной культуры (куклы); ткань, нитки для изготовления куклы

Ход урока

Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро.

В. Сухомлинский

(Слайд 2)

1. Организационный настрой. Психологический настрой.

- Давайте начнем наш урок с доброй улыбки друг другу и пожеланиями удачи.

2. Актуализация знаний обучающихся

- Я хочу начать урок со стихотворения. Послушайте его и подумайте о чем оно и, почему я решила начать урока с него.

Моя семья – моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель 
Ее от нечисти лихой.

Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.

Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.

В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.

Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.

3. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

- О чем это стихотворение?

- Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок?

- А что в вашем понимании семья? (ответы детей).

4. Решение проблемы, открытие новых знаний.

- Давайте попробуем сформулировать понятие слова СЕМЬЯ

- Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словарях:

Словарь Ожегова С.И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Словарь Ушакова Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

- Давайте попробуем сформулировать понятие слова СЕМЬЯ с опорой на эти определения.

- Итак, семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

- А для чего человеку семья? (Ответы детей)

- Что необходимо, чтобы наши семьи были крепкими?

- Ответы на этот вопрос мы будем использовать для «выращивания» ромашки нравственности. (Слайд 3)

- А почему именно ромашки? Как вы думаете?

- Какие качества должны быть присуще каждому члену семьи?

5. Выражение решения проблемы. Работа в группах

- На этот вопрос вы будете отвечать в группах. Вы назовете качества, а мы затем обобщим все, что вы предложите.

- Вот такой цветок у нас получился:

 

Добродушие

Уважение

 

 

 

Взаимо

помощь

 

 

 

семья

 

 

Физическое и духовное здоровье

 

 

 

Дружба

 

 

 

Любимая работа

Любовь

 

 

- А почему мы не внесли такую ценность, как деньги?

- Высшая ценность для человека – любовь (к матери, ребенку, родителям, друзьям)

6. Изучение нового материала

(цель: познакомить детей с историей возникновения праздника)

- В 2008 году в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности.

- Как вы думаете почему? Для чего? С какой целью? (для укрепления семей)

- А кто знает, откуда появился этот праздник? Что этому послужило?

- Я вам расскажу, откуда появился этот праздник

Уже около 780 лет православные люди почитают день 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности.

Петр и Феврония – православные покровители семьи, брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. Когда князь Петр заболел такой болезнью, от которой никто не мог его излечить, ему помогла бедная крестьянка Феврония. В качестве платы за лечение, она пожелала, чтобы князь женился на ней после излечения. Однако, он не сдержал слова, поскольку она была простолюдинкой. Тогда болезнь возобновилась. Феврония вновь вылечила его и тогда он женился на ней. Но бояре не хотели видеть на месте княгини крестьянку. Петру и Февронии пришлось уехать из Мурома. В это время в городе началась борьба за престол, начались убийства. И бояре стали просить вернуться семью. И в дальнейшем Феврония сумела заслужить любовь горожан.

В старости Петр и Феврония молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из камня. Скончались они в один день и час.

День Петра и Февронии праздновали до 1917 года по инициативе жителей города Мурома, где княжили святые супруги Петр и Феврония. В этот день было принято посещать храмы, где молодые люди в молитвах просили о любви, а люди постарше – о семейном согласии. (Слайд 4)

Позднее им были поставлены памятники по всей России. Вот некоторые из них в Ярославле, Сочи, Муроме, Ульяновске.

Виртуальная экскурсия по городам, где установлены памятники святым Петру и Февронии Муромским (Слайды 5-7)

Одним из инициаторов возрождения этого праздника в наше время, в 2008 году, является супруга одного из наших президентов Дмитрия Медведева – Светлана. Она считает, что необходимо возродить культуру этого праздника. Это наше историческое наследие, в нем заложена духовная основа семьи.

Ей же принадлежит идея ромашки, как символа праздника. (Слайд 8)

В нашем городе Угличе каждый год в мае в рамках Благостины проводится акция милосердия «Белый цветок», где все желающие помогают материально больным детям, которые нуждаются в дорогом лечении.

7. Закрепление

(цель: обобщить полученные знания о данном историческом событии)

- Почему же семья Петра и Февронии являлась образцом для всех семей?

- Что необходимо для сохранения крепкой семьи?

- Если обратиться к устному народному творчеству, то можно найти много мудрых высказываний о семье. Я вам предлагаю познакомиться с некоторыми из них. (Слайд 9)

Соберите пословицы о семье:

Семья крепка, когда на ней крыша одна.

В хорошей семье хорошие дети растут.

На что и клад, когда в семье лад.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

- Молодцы!

- Мы познакомились с современным символом крепкой семьи, любви и верности. А еще у этого праздника теперь есть гимн – Гимн семьи. (Прослушивание) Слайд 10

8. Практическая работа (Слайд 11)

(Беседа представителя музея-галереи православного искусства «Под Благодатным покровом» о членах русской православной семьи, об отношениях друг к другу и их обязанностях.)

Бог определил, что муж должен быть главой семьи. Это не дает мужу права эгоистично властвовать над женой и детьми. Бог призвал мужей любить, защищать, обеспечивать и вести за собой семью. Бог определил, что жена должна быть покорна лидерству мужа.

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем” 

Бог говорит мужьям:

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его… от плоти Его и от костей Его. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа”

Мужьям предписано любить своих жен так же, как и Христос любит церковь. Это большая ответственность! Любая жена радостно подчинится тому, кто любит ее так же как и Христос, который отдал свою жизнь, движимый любовью. Если муж-христианин любит жену по-настоящему, то будет обеспечивать ее, заботиться о ней, уважать ее, помогать ей, утешать ее и проводить с ней время.

Разумеется, не существовало ни одного брака, в котором не было бы конфликтов и споров. Но благодаря посвящению и развитию плодов духа в нашей жизни, муж и жена могут научиться жить в гармонии и переходить от благословения к благословению в своем христианском браке.

Дети в семье должны быть научены полному подчинению и послушанию своим родителям-христианам. В случае послушания детям обещаются долгая жизнь и благословения:

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле”

На отцах-христианах, как на главах семей, лежит первостепенная ответственность за воспитание детей:

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем”

Ответственность отца состоит из двух элементов: воспитывать детей в учении и в наставлении Господнем.

Дети должны наказываться каждый раз, когда они дерзко нарушают здравые правила, установленные их родителями. Но наказывать детей за ошибки или детскую безответственность не следует. В то же время необходимо, чтобы они вкусили последствия своих ошибок и безответственности. Это подготовит их ко взрослой жизни.

Практически со дня рождения им должно быть ясно, что власть в доме принадлежит отцу и матери. С самых малых лет они должны усвоить, что слово „нет” призвано остановить их в том, что они делают или собираются делать. После того, как они усвоили, что значит „нет”, легкий шлепок по попке поможет им относиться к этому слову более серьезно, если они пропускают его мимо ушей. Если родители последовательны в воспитании детей, то они научатся быть послушными с раннего возраста.

Нельзя немедленно давать детям все, чего бы им ни захотелось, даже если они плачут. В противном случае, дети понимают, что для того, чтобы чего-то добиться от родителей, им нужно пустить слезу. Если родители мгновенно удовлетворяют детские желания, сопровождающиеся капризами и истерикой, то дети понимают, что именно так и надо себя вести, чтобы получить желаемое.

Нельзя допускать, чтобы наказание было жестоким и травмирующим, но все-таки оно должно быть достаточно болезненным, чтобы непослушный ребенок поплакал какое-то время.

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его…Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него…Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней…Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери”

После наказания ребенка нужно обнять и поговорить с ним, чтобы он понял, что родители по-прежнему его любят.

Наставление включает в себя не только наказание за непослушание, но и награду за хорошее поведение. Родители должны последовательно хвалить своих детей, чтобы поощрять их к достойному поведению и развитию в них желаемых черт характера. Детям надо часто напоминать, что родители их любят и ценят. Родители передают любовь детям через похвалу, объятия, поцелуи и время, которое проводят с ними.

Наставлять” – значит „учить послушанию”. Поэтому родители-христиане не должны оставлять своим детям выбора, идти им в церковь или нет, молиться каждый день или нет и т.д. Дети еще не достаточно ответственны, чтобы понимать, что для них хорошо и что плохо, поэтому Бог дал им родителей. По мере взросления детям необходимо давать больше ответственности. Цель родителя – постепенно подготовить ребенка к ответственной взрослой жизни. Также, по мере взросления, ребенку надо давать больше свободы в принятии решений. Но подросток должен понимать, что ответственность за принятые им решения будет лежать на нем, и родители не всегда будут спасать его из проблемных ситуаций, в которых он окажется.

Для того, чтобы семья жила в мире и согласии, доброте и счастье, существовали традиции – куклы - обереги.

Традиция украшать жилище оберегами — разукрашенными венками, гирляндами, ложками и т. д., как известно, восходит к древним славянским народам. Люди верили, что в каждом доме живет домовой, которого нужно задабривать, что тряпичная кукла заберет все болезни. Эта славная традиция жива до сих пор, и стала одной из заглавных тем народных промыслов. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, символ, понятный всякому.

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

Куклы-обереги были раньше почти в каждом доме. Как правило, самыми «охранными» были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань для изготовления куклы не режется ножницами, а разрывается. Звук разрывающейся ткани отпугивает злого духа, создавая вокруг чистую среду. Отсюда и название.

Сама Ткань, из которой кукла изготавливалась, долго служила семье, пропитываясь энергией событий и эмоционального поля членов семьи. Она придавала уверенность, равновесие, чувство защищенности.

В каждой семье хранилось множество кукол, потому что выбросить старую, износившуюся куклу, а тем более испортить ее или сжечь было большим грехом. Ветхие куклы хранились на чердаке.

Традиционные славянские куклы - это неотъемлемая часть культуры наших предков. На первый взгляд может показаться, что в них нет ничего особенного и все они почти одинаковые - кучка тряпочек, палочек и ниточек. На самом деле это совсем не так.

Когда в семье рождался ребенок, над его кроваткой появлялись куколки которые не только забавляли малыша, но и отвлекали  внимание злых духов и недобрых людей.
Ребенок подрастал и в его жизни появлялись новые куколки, а примерно в пять лет он делал самостоятельно свою первую куклу Отдарок-на-подарок и приподносил ее родителям с ритуальной благодарственной речью. Этот обряд был очень важен, так как означал переход малыша в другую возрастную категорию.

Другие возрастные категории тоже отмечались куклами - кукла Капустка, выставленная в окно, говорила о том, что в доме есть девушка-невеста, а на свадьбу молодым дарили парных кукол Неразлучников.

Были куколки для охраны здоровья, для хорошего урожая, для легкой дороги и еще много-много разных других кукол на все случаи жизни.

Настоящая обережная кукла делается без иглы, а иногда даже без ножниц, - то есть ткань не сшивается, а скручивается определенным образом и скрепляется красной обережной нитью. Из этой же нити на груди куклы делается обережный крест. Изготовление такой куколки очень часто сопровождалось различными наговорами, чтобы усилить защитные свойства оберега и обязательно - с чистыми помыслами и благостными пожеланиями тому, кому предназначался подарок.

Мы сегодня будем делать куклу для ваших родителей в знак благодарности им «Отдарок-на-подарок».

Изготовление куклы «Отдарок на подарок», которую делали своими руками и дарили на память родителям в знак благодарности.

9. Закрепление новых знаний

- О каком празднике мы вспомнили?

- Что или кто послужил появлению этого праздника?

- Предлагаю составить синквейн со словом семья (слайд 12)

Название темы____________________________ (одно существительное)
Описание____________________________________(
два прилагательных)
Действия ___________________________________________(три глагола)
Моё отношение__________________________________________(фраза)
Чувство ________________________________________________(слово)

Пример синквейна (слайд 13).

Семья.

Дружная. Большая.

Радуется. Живёт. Отдыхает.

Вся семья вместе – так и душа на месте.

Любовь.

Мне хочется закончить урок словами (слайд 14)

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга

Обижать не давайте

Берегите друг друга

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте.

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи!

7. Рефлексия.

- Скажите, что из всего услышанного на уроке вам запомнилось больше всего, хотелось бы поделиться и рассказать дома своим близким людям?

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.