Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему «Христианская семья»

0
0
Материал опубликован 16 May 2022

Предметная область. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики.

Курс. Основы православной культуры.

УМК Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

Автор. А.В. Кураев

Класс: 4

Тип урока. Моно-проект

Место урока в системе уроков: урок № 27

Тема. Христианская семья

Цель. Формирование образовательных компетенций (учебно – познавательных, информационных, коммуникативных, личностных, рефлексивных) через включение учащихся 4 класса в интерактивные и частично – поисковые формы деятельности в предметной области ОРКСЭ в курсе «Основы православной культуры» по теме «Христианская семья»


Задачи урока:

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

* формировать уважение к членам семьи;

* побуждать детей к изучению нравственного опыта наших предков;

* формировать нравственных качеств личности на основе свободы совести, духовных традиций народов России (христиан)

* воспитывать семьянина, любящего своих близких;

*создать на уроке условия, обеспечивающие формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

*способствовать развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения.


2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

*развивать коммуникативные способности учащихся, формировать умения слушать и слышать друг друга, выстраивать речевые высказывания;

*формировать умения работать в группах; умение договариваться в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;


3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

*способствовать нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

* воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях Православия.


Ключевые понятия для учащихся:

Семья, венчание, венец;

Семейные традиции;

Оборудование урока: ПК учителя,

мультимедийное оборудование,

наглядная презентация (Microsoft Office Power Point),

ватман, рисунок ковчега для коллективной газеты

раздаточный материал в конвертах синего, желтого, зеленого, красного цветов (для работы в группе)

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Парты поставлены с учетом групповой работы (4 группы)

Методы: частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.



Класс состоит из 24 человек. Ребята рассаживаются по группам постоянного состава. Уровень развития учащихся разный: от низкого до высокого. Поэтому целесообразно распределить ребят по группам смешанного состава. В ходе урока будет создаваться коллективная газета «Христианская семья».

Презентация к уроку

Ход урока

Примечания

I Орг. Момент

Звенит звонок, он на урок.

Зовёт скорее нас, дружок.

Лишь вместе к цели мы придём,

В мир Знаний двери распахнём.

Друг другу руки протяни,

Сильней мы, если не одни.

Нас ждёт дорога впереди,

Удачи Вам, друзья, в пути!


Ребята эмоционально настраиваются на урок

II Выход на тему урока. Постановка учебной задачи

- Я предлагаю Вам посмотреть видеофильм.



















- Кто догадался, какова тема нашего урока?












- Я предлагаю выбрать задачи, которые мы будем с вами решать на уроке? Возьмите конверт № 1 синего цвета.






















-Какие же задачи Вы выбрали?

Слайд 1 видео

t1652724666aa.png

Просмотр видеофильма. Для включения звука необходимо курсор мышки навести на звуковой файл под изображением и щелкнуть один раз по треугольнику. Ребята на уроке изобразительного искусства нарисовали рисунки на тему «Моя семья», которые использованы в видеофильме. Для озвучивания выбрана песня «Радость моя», которую исполняют ученики моего класса


Ребята высказывают своё мнение, педагог уточняет, и на слайде 2 появляется тема урока «Христианская семья»

t1652724666ab.png



Каждой группе предлагается среди двух задач выбрать только одну, относящуюся к теме урока.

Задачи 1 группы:

Познакомиться с особенностями христианской семьи

Учиться анализировать текст


Задачи 2 группы

Как называется у христиан вступление в брак?

Учиться анализировать текст


Задачи 3 группы

На чем строится христианская семья?

Учиться анализировать текст


Задачи 4 группы

Учиться работать в группах; учиться слушать и слышать друг друга

Учиться анализировать текст


В ходе отчета групп появляется слайд №3

t1652724666ac.png

III Решение учебной задачи.

1 Работа в группах

- Я предлагаю Вам обсудить и записать на листочке из конверта № 2 желтого цвета, как Вы понимаете, что же такое семья.











2. Отчет групп







- Что же получилось?


3. Фронтальная работа. Работа с термином

-Что такое ковчег? Давайте обратимся к Новому словарю русского языка Т.Ф. Ефремовой.




Подводя итог учитель сообщает, что

- «Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды»

4. Работа с текстом учебника А. В. Кураева (страницы 86-87) по группам

- Мы с Вами совместно построили ковчег, вы сами высказали своё мнение, что такое семья. А что говорит наш учебник? Для работы с учебником Вам необходимо из конверта № 3 зеленого цвета выполнить задание.























5 Отчет групп






- Да, действительно, семья - единое целое, и я прикрепляю эту пару, как символ единения


IV Работа по изучению особенностей христианской семьи.

1)- В православной семье прежде чем вступить в брак два человека: мужчина и женщина, полюбившие друг друга, сначала должны взять благословение у своих родителей, тем самым выполняют Заповедь, данную нам Богом. Так какую Заповедь они исполняют?

Далее они регистрируют свой брак, и только после официальной регистрации они венчаются. Обряд венчания закрепляет связь между мужчиной и женщиной перед лицом Бога. Невеста в белом платье с прикрытыми плечами и в головном уборе: фата или шляпка. Перед венчанием супруги исповедуются, чтобы вступить в брак с чистотою духовной. В основе семьи лежит жертвенная любовь.

В Писании сказано:
«МУЖЬЯ, ЛЮБИТЕ СВОИХ ЖЕН, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее».

В своем учении апостол Павел называет семью «малой Церковью», а брачный союз уподобляет союзу Христа и Церкви.

- Муж – это Бог, а жена – его Церковь. Как Господь заботится о своей церкви, так и муж должен заботиться о своей жене, а жена во всем должна подчиняться мужу.

- Наша семья путешествует по морю Жизни. Соблюдение правил жизни придаёт силы семье.

- А какие именно правила необходимо соблюдать, чтобы Христианская семья была дружной и крепкой вы узнаете, выполнив задание из конверта № 4 красного цвета


Задание для 1группы.

Соберите заповеди семейной жизни в христианской семье

Дарите радость ……….близким

Доброе дело дороже……богатства

Проявляй заботу о ……. родителях и своих близких

Будь внимательным и……чутким всегда

Будь готов прийти на ……помощь членам семьи


На что похожа ваша фигура?

Задание для 2группы.

Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры.

- Выберите ценности православной семьи и распределите их на лучиках солнца.

ответственность

зависть

любовь

терпение

прощение

лень

уважение

взаимопонимание

жестокость

жертвенность

трудолюбие

верность

тактичность

Задание для 3 группы.

«Традиция – обычай, установившийся порядок в поведении, в быту» (Словарь Ожегова)

- Выберите традиции православной семьи и распределите их на волнах нашего моря под названием «Жизнь».

Совместные молитвы сплачивают и позволяют детям привыкнуть к тому, что нельзя жить, не разговаривая с Богом.

Изготовление подарков к праздникам

Подготовка к церковным праздникам всей семьей

Посещение храма

Паломнические поездки

Забота о старших

Воспитание детей

Совместный досуг

Компьютерные игры

Задание для 4 группы.

Прочитайте текст, используя пометы:

V - я это знаю;

+ - это новая информация для меня;

- я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? - это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.


Семья представляет собою целостный организм, а не просто общество равноправных членов. Роди­тели – старшие, дети – младшие. Дети должны слушаться не только потому, что родители умнее, опытнее и лучше знают жизнь, а потому, что они – дети своих родителей и заповедь послушания дана им Богом.

Родители в семье и учителя в школе имеют над детьми определенную власть. Слово старших, как более мудрых и желающих только пользы детям, должно быть последним, исключающим каприз­ные «хочу— не хочу».

Оправданы и наказания детей со стороны родите­лей – если наказания направлены на исправление недостатков и помогают детям становиться лучше, совершенствоваться. Раньше родительские наказа­ния воспринимались как должное и необходимое, и дети никогда не обижались на родителей. По-славянски само слово «наказание» значит: научение, наука, наказ. Конечно, бывают исключения. Напри­мер, когда родители заставляют детей поступать против совести и заповедей. Но в любом случае нужно помнить, что тяжкий грех – оскорблять родителей, обижать их, тем более – поднимать руку на них. Нельзя также злословить тех, кто дал тебе жизнь.

Вспомним пятую заповедь: Почитай отца свое­го и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы продлились дни твои на земле. Дети должны быть благодарны родителям, от которых получили жизнь, заботу и всё, что имеют. Благодарность состоит в том, чтобы помогать им, а когда они состарятся, кормить и одевать, быть терпеливыми к их недостаткам и немощам. (Из книги священника А. Мороз, педагога Т. А. Берсеневой «Добрые уроки-наставления: учеб.пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов»)

Ответьте на вопросы:

- Почему нужно слушаться родителей?

- Для чего родители наказывают детей?

- В чем состоит благодарность детей к родителям?

V Отчет групп:

1 группа

-Мы говорили о _________________

-Наш ковчег идет по морю Жизни и ему необходим парус для удачного путешествия. Поднять паруса! Ребята прикрепляют парус на ковчег


2 группа:

-Прекрасней всего осуществлять путь при ясной погоде

-Мы говорили о _________________


3 группа

-Мы говорили о _________________


4 группа

-Мы прикрепляем якорь – символ

надежности и _________________


VI Обобщение знаний

- А знаете ли вы, что в России 8 июля отмечают праздник: День семьи, любви и верности, символом которого является цветок ромашка. Еще этот день называют Днем Петра и Февронии, в честь святых, которые на своем примере показали, что значит идеальная семейная жизнь. Я предлагаю Вам прослушать балладу о жизни Муромских Святых Петра и Февронии.









- Давайте вспомним эту балладу и ответим на вопросы из конверта №5 белого цвета.

1 группа: Почему Петр заболел?

2 группа: Кто помог излечиться Петру и при каком условии?

3группа: Почему болезнь вернулась?

4 группа: Почему вельможи Мурома не хотели видеть Февронию своей княгиней?

Какое решение принял князь?


-Каким было последнее желание супругов?

- Почему ромашка стала символом праздника? (Символ верности и чистоты)


VII Рефлексия

- Я предлагаю Вам украсить наш ковчег ромашками, чтобы в христианской семье царила радость.

- Возьмите ромашку и закрасьте её серединку

Желтым цветом, если Вы бы хотели, чтобы Ваша семья была похожа на христианскую семью

Оранжевым цветом, если Вам урок понравился, вы хотели бы более подробно познакомиться с традициями христианской семьи

Красным цветом, если Вам не понравился урок, было скучно, не интересно

Голубым цветом, если Вы хотите поделиться полученной информацией с родителями


VIII Домашнее задание

Наш Ковчег, путешествуя по морю Жизни может встретить рифы: препятствия.

Как вы думаете, какие могут быть препятствия, и как семья может преодолеть их, кто защитит твою семью.

- Я предлагаю Вам выбрать одно из заданий:

1.Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Рифы на жизненном пути».

2. Проведите исследование «Подвиг в моей семье»

3. Создать буклет «Особенности христианской семьи»


Каждая группа получает инструкционную карту

Возьмите лист и запишите маркером продолжение фразы:

Семья – это ………..

Отчет группы начните с фразы

-Мы посовещались и решили, что……


У каждой группы лист для записи фразы определённой формы, и с обратной стороны он оснащен двусторонним скотчем для того, чтобы при отчете групп ребята смогли закрепить свои части на коллективной газете «Христианская семья»


Отчет групп начинается с фразы

-Мы посовещались и решили, что……

По ходу ответа ребята закрепляют свою деталь на газете, где стоит цифра с номером группы. По мере наклеивания частей должен получиться ковчег.

- Лодка, ковчег


Появляется слайд 4

t1652724666ad.png

Ковчег – это судно, в котором - по библейскому преданию - спасся от всемирного потопа Ной с семьей и животными.







Появляется слайд 5

t1652724666ae.png


Каждая группа получает инструкционную карту:

Найдите и зачитайте ответ на вопрос

1группа. Что такое венчание, почему оно так называется?

2группа. Что означает венец над головами молодоженов?

Почему «венец» можно трактовать как корона, так и страдание?

3группа. Почему венец имеет форму кольца?

4 группа. Как должен поступить православный супруг в случае болезни другого супруга?


Каждая группа зачитывает ответ на свой вопрос.

После отчета групп педагог подводит итог и прикрепляет на коллективную газету: на ковчег фигуру семейной пары












Предполагаемый ответ учащихся:

«Почитай отца своего и мать»



На слове венчание появляется слайд 6


t1652724666af.png


Появляется слайд 7

t1652724666ag.png


Появляется слайд 8

t1652724666ah.png

Каждая группа из конверта № 4 красного цвета получает инструкционную карту.

Группа № 1 собирает Заповеди семейной жизни, которые записаны на частях листа определенной формы таким образом, что при их сборке получается изображение паруса.


Предполагаемый ответ учащихся: фигура похожа на парус.


Группа № 2 получает шаблон «Солнышко» и на лучики прикрепляет полоски бумаги с записанными словами: жизненные ценности. Ребятам предлагаются среди жизненных ценностей слова-ловушки, которые отмечены курсивом..















Группа № 3 получает шаблон «Волны» и на гребни волн прикрепляет полоски бумаги с записанными словами: традиции христианской семьи. Ребятам предлагаются наряду с традициями христианской семьи традиции-ловушки, которые отмечены курсивом.















Группа № 4 получает текст для каждого ребенка, шаблон «Якорь» с инструкционной картой.

1. Ознакомьтесь с текстом и ответьте на вопросы:

- Почему нужно слушаться родителей?

- Для чего родители наказывают детей?

- В чем состоит благодарность детей к родителям?

При ознакомлении с текстом используется технология «Инсерт», т.е. при чтении делаются пометы на полях:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.










































Группа 1 прикрепляет парус на ковчег на коллективной газете







Группа 2 прикрепляет солнышко на коллективной газете



Группа 3 прикрепляет волны на коллективной газете


Группа 4 прикрепляет якорь на коллективной газете




Слайд 9

t1652724666ai.png

Этому этапу предшествует работа: знакомство с балладой о Петре и Февронии. (На уроке внеклассного чтения ребята познакомились с жизнью православной семьи Петра и Февронии из прочтения книги: Святые супруги: Житие святых Петра и Февронии Муромских в пересказе для детей Юлии Карпухиной.- М.: Издательство Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2015)


Каждая группа получает свой вопрос и дает ответ









После ответа групп учитель задает обобщающие вопросы.



Появляется Слайд 10


t1652724666aj.png





Ребята раскрашивают серединку ромашки и прикрепляют её на коллективную газету под музыку Гимна семьи




Появляется Слайд 11

t1652724666ak.png



Учитель прикрепляет на коллективную газету рифы.


Прогнозируемый результат: в результате проведенного урока, учащиеся, через их включение в интерактивные формы деятельности, узнают, о традициях христианской семьи, познакомятся с понятиями «венчание», «венец», получат первоначальное представление о христианской семье, вспомнят о жизни святых Петра и Февронии, смогут усовершенствовать свои умения принимать, удерживать цели и задачи учебной деятельности, оценивать свою деятельность, грамотно строить свои умозаключения; работать в группе (в том числе распределять обязанности в группе), создадут коллективную газету «Христианская семья»





9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.