Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему «Христианская семья»
Предметная область. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики.
Курс. Основы православной культуры.
УМК Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
Автор. А.В. Кураев
Класс: 4
Тип урока. Моно-проект
Место урока в системе уроков: урок № 27
Тема. Христианская семья
Цель. Формирование образовательных компетенций (учебно – познавательных, информационных, коммуникативных, личностных, рефлексивных) через включение учащихся 4 класса в интерактивные и частично – поисковые формы деятельности в предметной области ОРКСЭ в курсе «Основы православной культуры» по теме «Христианская семья»
Задачи урока:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
* формировать уважение к членам семьи;
* побуждать детей к изучению нравственного опыта наших предков;
* формировать нравственных качеств личности на основе свободы совести, духовных традиций народов России (христиан)
* воспитывать семьянина, любящего своих близких;
*создать на уроке условия, обеспечивающие формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
*способствовать развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
*развивать коммуникативные способности учащихся, формировать умения слушать и слышать друг друга, выстраивать речевые высказывания;
*формировать умения работать в группах; умение договариваться в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
*способствовать нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
* воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях Православия.
Ключевые понятия для учащихся:
Семья, венчание, венец;
Семейные традиции;
Оборудование урока: ПК учителя,
мультимедийное оборудование,
наглядная презентация (Microsoft Office Power Point),
ватман, рисунок ковчега для коллективной газеты
раздаточный материал в конвертах синего, желтого, зеленого, красного цветов (для работы в группе)
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Парты поставлены с учетом групповой работы (4 группы)
Методы: частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Класс состоит из 24 человек. Ребята рассаживаются по группам постоянного состава. Уровень развития учащихся разный: от низкого до высокого. Поэтому целесообразно распределить ребят по группам смешанного состава. В ходе урока будет создаваться коллективная газета «Христианская семья».
Ход урока | Примечания |
I Орг. Момент Звенит звонок, он на урок. Зовёт скорее нас, дружок. Лишь вместе к цели мы придём, В мир Знаний двери распахнём. Друг другу руки протяни, Сильней мы, если не одни. Нас ждёт дорога впереди, Удачи Вам, друзья, в пути! | Ребята эмоционально настраиваются на урок |
II Выход на тему урока. Постановка учебной задачи - Я предлагаю Вам посмотреть видеофильм. - Кто догадался, какова тема нашего урока? - Я предлагаю выбрать задачи, которые мы будем с вами решать на уроке? Возьмите конверт № 1 синего цвета. -Какие же задачи Вы выбрали? | Слайд 1 видео Просмотр видеофильма. Для включения звука необходимо курсор мышки навести на звуковой файл под изображением и щелкнуть один раз по треугольнику. Ребята на уроке изобразительного искусства нарисовали рисунки на тему «Моя семья», которые использованы в видеофильме. Для озвучивания выбрана песня «Радость моя», которую исполняют ученики моего класса Ребята высказывают своё мнение, педагог уточняет, и на слайде 2 появляется тема урока «Христианская семья» Каждой группе предлагается среди двух задач выбрать только одну, относящуюся к теме урока. Задачи 1 группы: Познакомиться с особенностями христианской семьи Учиться анализировать текст Задачи 2 группы Как называется у христиан вступление в брак? Учиться анализировать текст Задачи 3 группы На чем строится христианская семья? Учиться анализировать текст Задачи 4 группы Учиться работать в группах; учиться слушать и слышать друг друга Учиться анализировать текст В ходе отчета групп появляется слайд №3 |
III Решение учебной задачи. 1 Работа в группах - Я предлагаю Вам обсудить и записать на листочке из конверта № 2 желтого цвета, как Вы понимаете, что же такое семья. 2. Отчет групп - Что же получилось? 3. Фронтальная работа. Работа с термином -Что такое ковчег? Давайте обратимся к Новому словарю русского языка Т.Ф. Ефремовой. Подводя итог учитель сообщает, что - «Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды» 4. Работа с текстом учебника А. В. Кураева (страницы 86-87) по группам - Мы с Вами совместно построили ковчег, вы сами высказали своё мнение, что такое семья. А что говорит наш учебник? Для работы с учебником Вам необходимо из конверта № 3 зеленого цвета выполнить задание. 5 Отчет групп - Да, действительно, семья - единое целое, и я прикрепляю эту пару, как символ единения IV Работа по изучению особенностей христианской семьи. 1)- В православной семье прежде чем вступить в брак два человека: мужчина и женщина, полюбившие друг друга, сначала должны взять благословение у своих родителей, тем самым выполняют Заповедь, данную нам Богом. Так какую Заповедь они исполняют? Далее они регистрируют свой брак, и только после официальной регистрации они венчаются. Обряд венчания закрепляет связь между мужчиной и женщиной перед лицом Бога. Невеста в белом платье с прикрытыми плечами и в головном уборе: фата или шляпка. Перед венчанием супруги исповедуются, чтобы вступить в брак с чистотою духовной. В основе семьи лежит жертвенная любовь. В Писании сказано: В своем учении апостол Павел называет семью «малой Церковью», а брачный союз уподобляет союзу Христа и Церкви. - Муж – это Бог, а жена – его Церковь. Как Господь заботится о своей церкви, так и муж должен заботиться о своей жене, а жена во всем должна подчиняться мужу. - Наша семья путешествует по морю Жизни. Соблюдение правил жизни придаёт силы семье. - А какие именно правила необходимо соблюдать, чтобы Христианская семья была дружной и крепкой вы узнаете, выполнив задание из конверта № 4 красного цвета Задание для 1группы. Соберите заповеди семейной жизни в христианской семье Дарите радость ……….близким Доброе дело дороже……богатства Проявляй заботу о ……. родителях и своих близких Будь внимательным и……чутким всегда Будь готов прийти на ……помощь членам семьи На что похожа ваша фигура?
Задание для 2группы. Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. - Выберите ценности православной семьи и распределите их на лучиках солнца. ответственность зависть любовь терпение прощение лень уважение взаимопонимание жестокость жертвенность трудолюбие верность тактичность Задание для 3 группы. «Традиция – обычай, установившийся порядок в поведении, в быту» (Словарь Ожегова) - Выберите традиции православной семьи и распределите их на волнах нашего моря под названием «Жизнь». Совместные молитвы сплачивают и позволяют детям привыкнуть к тому, что нельзя жить, не разговаривая с Богом. Изготовление подарков к праздникам Подготовка к церковным праздникам всей семьей Посещение храма Паломнические поездки Забота о старших Воспитание детей Совместный досуг Компьютерные игры Задание для 4 группы. Прочитайте текст, используя пометы: V - я это знаю; + - это новая информация для меня; - я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? - это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Семья представляет собою целостный организм, а не просто общество равноправных членов. Родители – старшие, дети – младшие. Дети должны слушаться не только потому, что родители умнее, опытнее и лучше знают жизнь, а потому, что они – дети своих родителей и заповедь послушания дана им Богом. Родители в семье и учителя в школе имеют над детьми определенную власть. Слово старших, как более мудрых и желающих только пользы детям, должно быть последним, исключающим капризные «хочу— не хочу». Оправданы и наказания детей со стороны родителей – если наказания направлены на исправление недостатков и помогают детям становиться лучше, совершенствоваться. Раньше родительские наказания воспринимались как должное и необходимое, и дети никогда не обижались на родителей. По-славянски само слово «наказание» значит: научение, наука, наказ. Конечно, бывают исключения. Например, когда родители заставляют детей поступать против совести и заповедей. Но в любом случае нужно помнить, что тяжкий грех – оскорблять родителей, обижать их, тем более – поднимать руку на них. Нельзя также злословить тех, кто дал тебе жизнь. Вспомним пятую заповедь: Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы продлились дни твои на земле. Дети должны быть благодарны родителям, от которых получили жизнь, заботу и всё, что имеют. Благодарность состоит в том, чтобы помогать им, а когда они состарятся, кормить и одевать, быть терпеливыми к их недостаткам и немощам. (Из книги священника А. Мороз, педагога Т. А. Берсеневой «Добрые уроки-наставления: учеб.пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов») Ответьте на вопросы: - Почему нужно слушаться родителей? - Для чего родители наказывают детей? - В чем состоит благодарность детей к родителям? V Отчет групп: 1 группа -Мы говорили о _________________ -Наш ковчег идет по морю Жизни и ему необходим парус для удачного путешествия. Поднять паруса! Ребята прикрепляют парус на ковчег 2 группа: -Прекрасней всего осуществлять путь при ясной погоде -Мы говорили о _________________ 3 группа -Мы говорили о _________________ 4 группа -Мы прикрепляем якорь – символ надежности и _________________ VI Обобщение знаний - А знаете ли вы, что в России 8 июля отмечают праздник: День семьи, любви и верности, символом которого является цветок ромашка. Еще этот день называют Днем Петра и Февронии, в честь святых, которые на своем примере показали, что значит идеальная семейная жизнь. Я предлагаю Вам прослушать балладу о жизни Муромских Святых Петра и Февронии. - Давайте вспомним эту балладу и ответим на вопросы из конверта №5 белого цвета. 1 группа: Почему Петр заболел? 2 группа: Кто помог излечиться Петру и при каком условии? 3группа: Почему болезнь вернулась? 4 группа: Почему вельможи Мурома не хотели видеть Февронию своей княгиней? Какое решение принял князь? -Каким было последнее желание супругов? - Почему ромашка стала символом праздника? (Символ верности и чистоты) VII Рефлексия - Я предлагаю Вам украсить наш ковчег ромашками, чтобы в христианской семье царила радость. - Возьмите ромашку и закрасьте её серединку Желтым цветом, если Вы бы хотели, чтобы Ваша семья была похожа на христианскую семью Оранжевым цветом, если Вам урок понравился, вы хотели бы более подробно познакомиться с традициями христианской семьи Красным цветом, если Вам не понравился урок, было скучно, не интересно Голубым цветом, если Вы хотите поделиться полученной информацией с родителями VIII Домашнее задание Наш Ковчег, путешествуя по морю Жизни может встретить рифы: препятствия. – Как вы думаете, какие могут быть препятствия, и как семья может преодолеть их, кто защитит твою семью. - Я предлагаю Вам выбрать одно из заданий: 1.Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Рифы на жизненном пути». 2. Проведите исследование «Подвиг в моей семье» 3. Создать буклет «Особенности христианской семьи» | Каждая группа получает инструкционную карту Возьмите лист и запишите маркером продолжение фразы: Семья – это ……….. Отчет группы начните с фразы -Мы посовещались и решили, что…… У каждой группы лист для записи фразы определённой формы, и с обратной стороны он оснащен двусторонним скотчем для того, чтобы при отчете групп ребята смогли закрепить свои части на коллективной газете «Христианская семья» Отчет групп начинается с фразы -Мы посовещались и решили, что…… По ходу ответа ребята закрепляют свою деталь на газете, где стоит цифра с номером группы. По мере наклеивания частей должен получиться ковчег.
- Лодка, ковчег Появляется слайд 4 Ковчег – это судно, в котором - по библейскому преданию - спасся от всемирного потопа Ной с семьей и животными. Появляется слайд 5 Каждая группа получает инструкционную карту: Найдите и зачитайте ответ на вопрос 1группа. Что такое венчание, почему оно так называется? 2группа. Что означает венец над головами молодоженов? Почему «венец» можно трактовать как корона, так и страдание? 3группа. Почему венец имеет форму кольца? 4 группа. Как должен поступить православный супруг в случае болезни другого супруга? Каждая группа зачитывает ответ на свой вопрос. После отчета групп педагог подводит итог и прикрепляет на коллективную газету: на ковчег фигуру семейной пары Предполагаемый ответ учащихся: «Почитай отца своего и мать» На слове венчание появляется слайд 6 Появляется слайд 7
Появляется слайд 8 Каждая группа из конверта № 4 красного цвета получает инструкционную карту. Группа № 1 собирает Заповеди семейной жизни, которые записаны на частях листа определенной формы таким образом, что при их сборке получается изображение паруса. Предполагаемый ответ учащихся: фигура похожа на парус. Группа № 2 получает шаблон «Солнышко» и на лучики прикрепляет полоски бумаги с записанными словами: жизненные ценности. Ребятам предлагаются среди жизненных ценностей слова-ловушки, которые отмечены курсивом.. Группа № 3 получает шаблон «Волны» и на гребни волн прикрепляет полоски бумаги с записанными словами: традиции христианской семьи. Ребятам предлагаются наряду с традициями христианской семьи традиции-ловушки, которые отмечены курсивом. Группа № 4 получает текст для каждого ребенка, шаблон «Якорь» с инструкционной картой. 1. Ознакомьтесь с текстом и ответьте на вопросы: - Почему нужно слушаться родителей? - Для чего родители наказывают детей? - В чем состоит благодарность детей к родителям? При ознакомлении с текстом используется технология «Инсерт», т.е. при чтении делаются пометы на полях: V — я это знаю; + — это новая информация для меня; - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Группа 1 прикрепляет парус на ковчег на коллективной газете Группа 2 прикрепляет солнышко на коллективной газете Группа 3 прикрепляет волны на коллективной газете Группа 4 прикрепляет якорь на коллективной газете Слайд 9 Этому этапу предшествует работа: знакомство с балладой о Петре и Февронии. (На уроке внеклассного чтения ребята познакомились с жизнью православной семьи Петра и Февронии из прочтения книги: Святые супруги: Житие святых Петра и Февронии Муромских в пересказе для детей Юлии Карпухиной.- М.: Издательство Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2015) Каждая группа получает свой вопрос и дает ответ После ответа групп учитель задает обобщающие вопросы. Появляется Слайд 10 Ребята раскрашивают серединку ромашки и прикрепляют её на коллективную газету под музыку Гимна семьи Появляется Слайд 11
Учитель прикрепляет на коллективную газету рифы. |
Прогнозируемый результат: в результате проведенного урока, учащиеся, через их включение в интерактивные формы деятельности, узнают, о традициях христианской семьи, познакомятся с понятиями «венчание», «венец», получат первоначальное представление о христианской семье, вспомнят о жизни святых Петра и Февронии, смогут усовершенствовать свои умения принимать, удерживать цели и задачи учебной деятельности, оценивать свою деятельность, грамотно строить свои умозаключения; работать в группе (в том числе распределять обязанности в группе), создадут коллективную газету «Христианская семья»
9