Технологическая карта урока на тему «Семья» (ОРКСЭ, 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Учитель : Дорогова Любовь Викторовна
Место работы: МОУ СШ №1, г. Богородицк, Тульской области
Учебный предмет: «Основы светской этики»
Автор УМК: Студеникин М. Т.
Класс: 4
Педагогическое обоснование урока
Тема |
Семья. |
Цель |
формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности. |
Задачи |
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: – развитие умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -формирование умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров; Познавательные: - развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы; - формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем; - создание условий для размышления учащихся о роли семьи в их жизни; Коммуникативные: - развитие навыков сотрудничества Личностные: - развитие положительных эмоций и чувств, связанных с темой урока; -формирование уважительного и бережного отношения к членам своей семьи и общества в целом; - помочь детям увидеть своё место в семье |
Основные понятия |
Семья, родители, семейные ценности, род, родственники. |
Межпредметные связи |
Литература, музыка, история. |
Ресурсы: |
Мультимедиапроектор, компьютер, экран, фрагмент фильма « По семейным обстоятельствам», слайдовая презентация, музыкальное сопровождение. |
Организация пространства |
Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах |
Тип урока |
Урок изучения нового. |
Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса
Этап урока |
Деятельность учителя и учеников, которая приведёт к достижению запланированных результатов |
УУД |
|
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учеников |
||
1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: -создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; 2. Актуализация знаний. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (3 мин) Цели: - организовать формулирование темы и постановку целей урока учащимися; -установить тематические рамки; |
Создание положительной эмоциональной атмосферы в связи с определенной тематикой. Прием «Обмен настроением» Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня. Я рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Я уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
- А теперь посмотрите внимательно на экран. - Перед вами две фотографии. Сравните их. - Как бы вы подписали эти фото? (« Люди в городе», «Семья на отдыхе») - Если бы вам пришлось выбирать, то, какое фото вы бы повесили в рамочке у себя дома? Почему? Чем понравилась эта фотография? - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? -Сформулируйте тему урока. (СЕМЬЯ) Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся - Какие ассоциации вызывает у вас это слово? - Что вы уже знаете о семье? -Как вы понимаете значение этого слова? - Как оно образовано? - Что вы ещё не знаете, но хотели бы узнать о семье? -Какую цель мы поставим перед собой? (поразмышлять, что такое « семья» ) |
Приветствуют учителя Слушают и выполняют его задания Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. (Отгадывают ключевое слово: СЕМЬЯ) Осознанно строят речевые высказывания, направленные на формулировку темы и определение учебной задачи |
Личностные: -развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Коммуникативные: –формирование невербальных средств коммуникации в общении со сверстниками Регулятивные: - волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии Личностные: Смыслообразование ( мотивация) Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач Личностные: -смыслообразование (границы знания и незнания) Регулятивные: -целеполагание |
3. Выявление места и причины затруднения ( 1 мин) Цели: -поразмышлять, что вызывает затруднение для открытия нового знания; 4.Построение плана выхода из затруднения ( 5 мин) Цель: - организовать деятельность класса, направленную на получение новых знаний -наметить этапы учебной деятельности; 5. Реализация построенного проекта. ( 20 мин) Цели: -обеспечение осмысления и усвоения новых знаний детьми с помощью ЭОР; -организация исследовательской деятельности обучающихся по проблеме; |
Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Организует погружение в проблему, создает ситуацию поиска. Осуществляет выборочный контроль. Стихотворение «В семейном кругу» читает ученик В семейном кругу мы с вами растем, Основы основ - родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ - родительский дом. - О каких корнях идёт речь в стихотворении? - Кого мы можем назвать семьёй? Что мне нужно сделать? Что необходимо делать? Что я могу сделать? Задания для достижения цели (алгоритм действия) 1.Познакомиться со значением и происхождением слов «семья», « род», «родословная» (Работа со справочной литературой) 2.Уточнить из исторических источников информацию о возникновении родов и нравственных отношениях внутри одного рода. 3. Выяснить, из каких членов семьи может состоять род 4 .Поразмышлять, какими должны быть отношения в семье? 5. Чем крепка семья? 6. Семья, как основа моральных устоев человека. Мотивирование к учебной деятельности. 1. Просмотр фрагмент фильма « По семейным обстоятельствам» (реж.А. Коренев,1977г.) Предлагается эпизод, в котором Лида ( героиня Марины Дюжевой) на лестнице разговаривает с дедушкой, несущим минеральную воду( герой Льва Дурова). -Какие утверждения дедушки кажутся вам справедливыми? - Что в его понятии обозначает семья? 2. Работа по учебнику (с. 97). «Семья. Фамилия» Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки, активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию -Прочитайте определение, что такое «семья» - С чего начинается любая семья? Со встречи двух людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки. У всех них есть свои имена. Стихотворение «Имена» читает ученик Имена, имена, имена – В нашей жизни звучат неслучайно: Как загадочна эта страна – Так и имя – загадка и тайна. -Что узнали об именах членов вашей семьи? Кто хотел бы узнать значение своего имени или имени своих близких? Напишите заявку для 4 группы Имянаречение (табличка) -Что означает это слово? -А что, кроме имени, есть у каждого человека? -Что вы уже знаете о фамилиях? Что ещё хотели бы узнать? -Давайте прочитаем в учебнике. ФАМИЛИЯ (табличка). -Кто знает, откуда произошла ваша фамилия? - Назовите синоним к слову фамилия. (Род) (табличка). Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою РОДОСЛОВНУЮ, т.е. ГЕНЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО (таблички). Эта традиция возвращается и в наши семьи. - Кто знает, как называется наука, изучающаяся родословные? ( Наука, изучающая поколения, называется ГЕНЕОЛОГИЯ (табличка) -Важно ли знать свою родословную? (это связь прошлого, настоящего и будущего) - ИТАК: Для чего человеку нужна семья? (Для счастья) Организует деятельность по выполнению заданий Слушает ответы учащихся. Побуждает к высказыванию своего мнения. Контролирует работу в группах. Организует проверку. Задает вопросы. 3. Правила семейной жизни (с. 100) - К сожалению, не все семьи проходят испытание на прочность, многие распадаются. Чтобы сохранить и упрочить семью, надо стараться соблюдать несколько важных правил. -Давайте и мы познакомимся с ними. Стихотворение «Семья» читает ученик. Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! |
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Составляют план достижения цели и определяют средства Просматривают фрагмент худ. фильма и обсуждают Работа с дополнительными источниками информации. Сообщения учеников, сопровождаемые слайдовой презентацией Отвечают на вопросы Работают в группах: 1 группа Работают с толковыми словарями (Составление понятийного словаря урока) 2 группа Работают по карточкам (Составление и запись пословиц о семье) 3 группа Работают с информацией в сети Интернет 4 группа Работают со справочниками (Значение имён) Выполняют задание на рабочих листах в группах |
Коммуникативные: - умение грамотно строить речевые высказывания. Познавательные: - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов Регулятивные: - планирование Личностные: - морально-этическая ориентация (оценка поступков) Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: -коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и со сверстниками Коммуникативные: - умение слушать и слышать; - понимание речи других; - коллективное обсуждение; - продуктивное взаимодействие и сотрудничество Регулятивные: -умение контролировать и оценивать собственную учебную деятельность Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации -соотнесение- аналогия -формулировать высказывания, свои мысли, предположения. Личностные: -желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
6. Физминутка. (2 мин) |
- Те, у кого есть брат, братишки, хлопните в ладоши. - У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой. - Кто помогает дома близким, топните. - У кого в семье есть бабушки или дедушки, поднимите руки вверх. - Кто похож на папу? Присядьте - А кто богат родственниками, у кого их много, помашите над головой рукой, чтобы все видели какие вы богатые. |
Выполняют задания учителя в виде физических упражнений |
Личностные: -снятие напряжения |
4. Пословицы и поговорки о семье. - В русском языке существует много пословиц и поговорок о семье и семейных традициях. Знаете ли вы их? (ответы детей) -Давайте послушаем 2 группу, какие у них получились пословицы (Необходимо было соединить их начало и конец и сказать о чем гласит народная мудрость.) -Проверьте, правильно ли получилось. (слайд 5) Вся семья вместе, так и душа на месте. В дружной семье и в холод тепло. Кто родителей почитает, тот век счастливым живет. Родители трудолюбивы и дети не ленивы. Где любовь да совет, там и горя нет. Дерево держится корнями, а человек семьёй. - А в чем состоит ваше маленькое служение в семье? Ведь дети должны помогать взрослым. Каждый ребёнок, пока родители живы, остаётся ребёнком и отвечает родителям на их заботу любовью, благодарностью, почтением. Важным служением для детей в семье является их послушание. |
Выполняют задания учителя Ответы |
Личностные: - отношение к семье как значимой ценности; Регулятивные: -умение контролировать и оценивать собственную учебную деятельность Коммуникативные: - умение слушать и слышать понимание речи других. Познавательные: -соотнесение- аналогия -построение логической цепочки рассуждений
|
|
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (3 мин) Цель: -выявить проблемные зоны и установить осознанность восприятия; -уточнить и конкретизировать первичные знания; |
2. Составление понятийного словаря урока ( отчёт 1 группы) Устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
3.Составить синквейн со словом семья. Название темы_____ (одно существительное) |
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили Высказывают свое мнение. Объясняют свой выбор. Пример синквейна Семья. Дружная. Большая. Радуется. Живёт. Богатеет. Вся семья вместе – так и душа на месте. |
Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний; - поиск новой информации; Познавательные: -работа с учебными моделями; -выполнение логических операций (подведение под понятие) Личностные: - морально-этическая ориентация |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) Цель: -организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность -проверить уровень усвоения темы |
Работа в парах Тестовое задание «Кто входит в семью?» Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке |
Осуществляют самопроверку по эталону с экрана Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
Регулятивные: -регуляция своей деятельности и самого себя -контроль и оценка процесса и результатов деятельности . -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные: |
9. Рефлексия (3 мин) Цели: -организовать 1)рефлексию настроения и эмоционального состояния; 2)рефлексию деятельности и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Слушание |
-В начале урока мы задавали себе вопросы, на которые сразу не смогли ответить. Что теперь, после нашей беседы, мы можем рассказать? ИТАК:- Кого мы можем назвать семьёй? Какие корни имеет семья? - Что является основой семьи? -Какие же ценности значимы в семье? - Кто знает, когда в России празднуют ДЕНЬ СЕМЬИ? - Что стало символом праздника Дня семьи, любви и верности? (ромашка) - А сейчас создайте свою ромашку, которая станет символом вашей семьи. Какие добродетели или ценности вы впишите туда, чтобы семья была счастливой, решите сами. Главное помните, что нужно беречь и развивать в себе положительные качества, которые в будущем помогут создать и иметь дружную семью В центре ромашки обозначьте свое настроение. - - Покажите свои ромашки. МОЛОДЦЫ! Дома ответьте на вопросы анкеты на с. 101 Мне хочется закончить урок словами: Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи! |
( Любовь. Верность. Доверие. Понимание Прощение Терпение Уважение Доброта Забота Помощь Дружба Послушание) Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. ( Дети создают под музыку И. Резника «Гимн Семьи», свою ромашку.) |
Регулятивные: -контроль и оценка процесса и результатов деятельности .
|