Технологическая карта урока на тему «Семья» (ОРКСЭ, 4 класс)

2
0
Материал опубликован 10 November 2018

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Учитель : Дорогова Любовь Викторовна

Место работы: МОУ СШ №1, г. Богородицк, Тульской области

Учебный предмет: «Основы светской этики»

Автор УМК: Студеникин М. Т.

Класс: 4

Педагогическое обоснование урока

Тема

Семья.

Цель

формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:

развитие умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-формирование умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров;

Познавательные:

- развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы;

- формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем;

- создание условий для размышления учащихся о роли семьи в их жизни;

Коммуникативные:

- развитие навыков сотрудничества

Личностные:

- развитие положительных эмоций и чувств, связанных с темой урока;

-формирование уважительного и бережного отношения к членам своей семьи и общества в целом;

- помочь детям увидеть своё место в семье

Основные понятия

Семья, родители, семейные ценности, род, родственники.

Межпредметные связи

Литература, музыка, история.

Ресурсы:

Мультимедиапроектор, компьютер, экран, фрагмент фильма « По семейным обстоятельствам», слайдовая презентация, музыкальное сопровождение.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах

Тип урока

Урок изучения нового.

Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса

Этап урока

Деятельность учителя и учеников, которая приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

учеников

1. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин)

Цели:

-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

2. Актуализация знаний.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(3 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы и постановку целей урока учащимися;

-установить тематические рамки;

Создание  положительной эмоциональной атмосферы в связи с определенной тематикой.

Прием «Обмен настроением»

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня. Я рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Я уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

 

- А теперь посмотрите внимательно на экран.

- Перед вами две фотографии. Сравните их.

- Как бы вы подписали эти фото?

(« Люди в городе», «Семья на отдыхе»)

- Если бы вам пришлось выбирать, то, какое фото вы бы повесили в рамочке у себя дома? Почему? Чем понравилась эта фотография?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

-Сформулируйте тему урока.

(СЕМЬЯ)

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

- Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

- Что вы уже знаете о семье?

-Как вы понимаете значение этого слова?

- Как оно образовано?

- Что вы ещё не знаете, но хотели бы узнать о семье?

-Какую цель мы поставим перед собой?

(поразмышлять, что такое « семья» )

Приветствуют учителя

Слушают и выполняют его задания

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

(Отгадывают ключевое слово: СЕМЬЯ)

Осознанно строят речевые высказывания, направленные на формулировку темы и определение учебной задачи

Личностные:

-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

–формирование невербальных средств коммуникации в общении со сверстниками

Регулятивные:

- волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии

Личностные:

Смыслообразование

( мотивация)

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач

Личностные:

-смыслообразование

(границы знания и незнания)

Регулятивные:

-целеполагание

3. Выявление места и причины затруднения

( 1 мин)

Цели:

-поразмышлять, что

вызывает затруднение для открытия нового знания;

4.Построение плана выхода из затруднения

( 5 мин)

Цель: - организовать деятельность класса, направленную на получение новых знаний

-наметить этапы учебной деятельности;

5. Реализация построенного проекта.

( 20 мин)

Цели:

-обеспечение осмысления и усвоения новых знаний детьми с помощью ЭОР;

-организация исследовательской деятельности обучающихся по проблеме;

Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.

Организует погружение в проблему, создает ситуацию поиска.

Осуществляет выборочный контроль.

Стихотворение «В семейном кругу» читает ученик

В семейном кругу мы с вами растем,

Основы основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

- О каких корнях идёт речь в стихотворении?

- Кого мы можем назвать семьёй?

Что мне нужно сделать?

Что необходимо делать?

Что я могу сделать?

Задания для достижения цели (алгоритм действия)

1.Познакомиться со значением и происхождением слов «семья», « род», «родословная» (Работа со справочной литературой)

2.Уточнить из исторических источников информацию о возникновении родов и нравственных отношениях внутри одного рода.

3. Выяснить, из каких членов семьи может состоять род

4 .Поразмышлять, какими должны быть отношения в семье?

5. Чем крепка семья?

6. Семья, как основа моральных устоев человека.

Мотивирование к учебной деятельности.

1. Просмотр фрагмент фильма « По семейным обстоятельствам» (реж.А. Коренев,1977г.)

Предлагается эпизод, в котором Лида ( героиня Марины Дюжевой) на лестнице разговаривает с дедушкой, несущим минеральную воду( герой Льва Дурова).

-Какие утверждения дедушки кажутся вам справедливыми?

- Что в его понятии обозначает семья?

2. Работа по учебнику (с. 97). «Семья. Фамилия»

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки, активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию

-Прочитайте определение, что такое «семья»

- С чего начинается любая семья?

Со встречи двух людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.

У всех них есть свои имена.

Стихотворение «Имена» читает ученик

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат неслучайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

-Что узнали об именах членов вашей семьи? Кто хотел бы узнать значение своего имени или имени своих близких? Напишите заявку для 4 группы

Имянаречение (табличка)

-Что означает это слово?

-А что, кроме имени, есть у каждого человека?

-Что вы уже знаете о фамилиях? Что ещё хотели бы узнать?

-Давайте прочитаем в учебнике. ФАМИЛИЯ (табличка).

-Кто знает, откуда произошла ваша фамилия?

- Назовите синоним к слову фамилия. (Род) (табличка).

Издавна одной из традиций  в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою РОДОСЛОВНУЮ,

т.е. ГЕНЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО (таблички).

Эта традиция возвращается и в наши семьи.

- Кто знает, как называется наука, изучающаяся родословные?

( Наука, изучающая поколения, называется

ГЕНЕОЛОГИЯ (табличка)

-Важно ли знать свою родословную? (это связь прошлого, настоящего и будущего)

- ИТАК: Для чего человеку нужна семья? (Для счастья)

Организует деятельность по выполнению заданий

Слушает ответы учащихся. Побуждает к высказыванию своего мнения. Контролирует работу в группах. Организует проверку.

Задает вопросы.

3. Правила семейной жизни (с. 100)

- К сожалению, не все семьи проходят испытание на прочность, многие распадаются. Чтобы сохранить и упрочить семью, надо стараться соблюдать несколько важных правил.

-Давайте и мы познакомимся с ними.

Стихотворение «Семья» читает ученик.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно! Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Составляют план достижения цели и определяют средства

Просматривают фрагмент худ. фильма и обсуждают

Работа с дополнительными источниками информации. Сообщения учеников, сопровождаемые слайдовой презентацией

Отвечают на вопросы

Работают в группах:

1 группа

Работают с толковыми словарями

(Составление понятийного словаря урока)

2 группа

Работают по карточкам

(Составление и запись пословиц о семье)

3 группа

Работают с информацией в сети Интернет

4 группа

Работают со

справочниками

(Значение имён)

Выполняют задание на рабочих листах в группах

Коммуникативные:

- умение грамотно строить речевые высказывания.

Познавательные:

- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Регулятивные:

- планирование

Личностные:

- морально-этическая ориентация

(оценка поступков)

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные:

-коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и со сверстниками

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать;

- понимание речи других;

- коллективное обсуждение;

- продуктивное взаимодействие и сотрудничество

Регулятивные:

-умение контролировать и оценивать собственную учебную деятельность

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-соотнесение- аналогия

-формулировать высказывания, свои мысли, предположения.

Личностные:

-желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся

6. Физминутка.

(2 мин)

- Те, у кого есть брат, братишки, хлопните в ладоши.

- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.

- Кто помогает дома близким, топните.

- У кого в семье есть бабушки или дедушки, поднимите руки вверх.

- Кто похож на папу? Присядьте
- Кто похож на маму? Наклон вперед
- Кто любит свою семью, дорожит ею! Подпрыгните высоко

- А кто богат родственниками, у кого их много, помашите над головой рукой, чтобы все видели какие вы богатые.

Выполняют задания учителя в виде

физических упражнений

Личностные:

-снятие напряжения

 

4. Пословицы и поговорки о семье.

- В русском языке существует много пословиц и поговорок о семье и семейных традициях. Знаете ли вы их?

(ответы детей)

-Давайте послушаем 2 группу, какие у них получились пословицы (Необходимо было соединить их начало и конец и сказать о чем гласит народная мудрость.)

-Проверьте, правильно ли получилось. (слайд 5)

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В дружной семье и в холод тепло.

Кто родителей почитает, тот век счастливым живет.

Родители трудолюбивы и дети не ленивы.

Где любовь да совет, там и горя нет.

Дерево держится корнями, а человек семьёй. 

- А в чем состоит ваше маленькое служение в семье?

Ведь дети должны помогать взрослым.  Каждый ребёнок, пока родители живы, остаётся ребёнком и отвечает родителям на их заботу любо­вью, благодарностью, почтением. Важным служением для детей в семье является их послушание.

Выполняют задания учителя

Ответы

Личностные:

- отношение к семье как значимой ценности;

Регулятивные:

-умение контролировать и оценивать собственную учебную деятельность

Коммуникативные: - умение слушать и слышать понимание речи других.

Познавательные:

-соотнесение- аналогия

-построение логической цепочки рассуждений

 

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(3 мин)

Цель:

-выявить проблемные зоны и установить осознанность восприятия;

-уточнить и конкретизировать первичные знания;

2. Составление понятийного словаря урока

( отчёт 1 группы)

Устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Наводящими вопросами помогает выявить

причинно-следственные связи.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;


 

3.Составить синквейн со словом семья.

Название темы_____ (одно существительное)
Описание__________(
два прилагательных)
Действия ____________три глагола)
Моё отношение_______(фраза)
Чувство ___________(слово)

Называют основные позиции нового материала

и как они их усвоили

Высказывают свое мнение.

Объясняют свой выбор.

Пример синквейна

Семья.

Дружная. Большая.

Радуется. Живёт. Богатеет.

Вся семья вместе – так и душа на месте.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний;

- поиск новой информации;

Познавательные:

-работа с учебными моделями;

-выполнение логических операций (подведение под понятие)

Личностные:

- морально-этическая ориентация

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

Цель:

-организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность

-проверить уровень усвоения темы

Работа в парах

Тестовое задание «Кто входит в семью?»

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке

Осуществляют самопроверку по эталону с экрана

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке.

Регулятивные:

-регуляция своей деятельности и самого себя

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности .
Личностные:

-адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества.

9. Рефлексия

(3 мин)

Цели:

-организовать 1)рефлексию

настроения и эмоционального состояния;

2)рефлексию деятельности и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Слушание

-В начале урока мы задавали себе вопросы, на которые сразу не смогли ответить. Что теперь, после нашей беседы, мы можем рассказать?

ИТАК:- Кого мы можем назвать семьёй? Какие корни имеет семья? - Что является основой семьи?

-Какие же ценности значимы в семье?

- Кто знает, когда в России празднуют ДЕНЬ СЕМЬИ?

- Что стало символом праздника Дня семьи, любви и верности? (ромашка) - А сейчас создайте свою ромашку, которая станет символом вашей семьи. Какие добродетели или ценности вы впишите туда, чтобы семья была счастливой, решите сами. Главное помните, что нужно беречь и развивать в себе положительные качества, которые в будущем помогут создать и иметь дружную семью

В центре ромашки обозначьте свое настроение.

-        - Покажите свои ромашки. МОЛОДЦЫ!

Дома ответьте на вопросы анкеты на с. 101

Мне хочется закончить урок словами:

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи!

( Любовь. Верность. Доверие. Понимание

 Прощение Терпение 

Уважение Доброта Забота Помощь Дружба Послушание)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 ( Дети создают под музыку И. Резника «Гимн Семьи», свою ромашку.)

Регулятивные:

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности .


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.