Презентация «Художественное развитие детей средствами народной росписи на уроках изобразительного искусства»
Художественное развитие детей средствами народной росписи на уроках изобразительного искусства
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры России. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры России. В связи с внедрением большого количества компьютерных технологий дети перестали интересоваться народными традициями и ценить историческую память своей культуры. Ценность и историческое миропонимание является неотъемлемой частью художественного развития ребенка. Художественное развитие детей средствами народной росписи позволяют им проникнуть в традиции родной культуры и научиться использовать средства художественной выразительности в создании творческой работы на уроках изобразительного искусства. Эстетическое развитие личности ребенка зависит от изучения культурных традиций через народную роспись на уроках изобразительного искусства. Актуальность проекта
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать». «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать». А.Б.Салтыков
«Всё наше знание имеет свой корень в нашем восприятии» «Всё наше знание имеет свой корень в нашем восприятии» Леонардо да Винчи
«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения». «Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения». В.А. Сухомлинский
«Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое». «Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое». Ф. Достоевский
Художественное развитие – это процесс формирования чувств в области прекрасного. В художественном развитии это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. Художественное развитие – это процесс формирования чувств в области прекрасного. В художественном развитии это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. Сущность художественного развития состоит в формировании у учащихся способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве, в выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства. Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства. По мнению Н.М. Сокольниковой, изобразительное искусство гармонизует художеcтвенно-образное и логическое начала в мышлении, развивает личность не односторонне, а цельно. Вместе с тем, Т.А. Юшко доказывает, что художественно-изобразительные способности положительно влияют на познавательную сферу и интеллект детей, способствуют выработке верной самооценки и жизненных ориентиров. Интересное заключение в связи с этим сделал Д. Дидро: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах». Изучение теории вопроса
Художественная роспись как вид декоративно-прикладного искусства продолжает традиции народного творчества. Это не просто определенный визуальный ряд, ее суть намного больше, ведь она как бы парит вне времени, объединяя творчество десятков поколений мастеров. Она органично связана с Родиной - по месту своего возникновения в сообществе крестьян. Художественная роспись как вид декоративно-прикладного искусства продолжает традиции народного творчества. Это не просто определенный визуальный ряд, ее суть намного больше, ведь она как бы парит вне времени, объединяя творчество десятков поколений мастеров. Она органично связана с Родиной - по месту своего возникновения в сообществе крестьян. В настоящее время предприятия художественной росписи активно развивают виды росписи с целью удовлетворения спроса как на рынке России, так и за рубежом. Расписные изделия при сохранении своей бытовой функции все больше приобретают черты эстетической и художественной ценности. Для их производства используются современные станки и специальное оборудование - для черновых и подготовительных работ. Основная же творческая работа, как и несколько веков назад, производится вручную мастерами–художниками путем нанесения кистью красок на определенную поверхность. Следует отметить, в отличие от живописи, моделирующей целостное пространство, роспись всегда фрагментарна. Изучение теории вопроса
Анализ моего педагогического опыта и изученной литературы по методике обучения основам народной росписи на уроках изобразительного искусства позволил выделить следующие противоречия: Анализ моего педагогического опыта и изученной литературы по методике обучения основам народной росписи на уроках изобразительного искусства позволил выделить следующие противоречия: Незаинтересованность учащихся в изучении народной росписи и расширения художественного кругозора; Необходимость сохранения культурных традиций народной росписи и утратой ее актуальности в наше время; Отсутствие базовых знаний по народной росписи и падение интереса к народному художественному творчеству. Выявленные противоречия
Цель исследования – разработать методику, повышающую эффективность обучения народной росписи учащихся 5 – 6 классов на уроках изобразительного искусства. Цель исследования – разработать методику, повышающую эффективность обучения народной росписи учащихся 5 – 6 классов на уроках изобразительного искусства. Объект исследования – процесс обучения народной росписи учащихся 5 – 6 классов на уроках изобразительного искусства. Предмет исследования – методическая система, направленная на эффективное обучение народной росписи учащихся 5 – 6 классов на уроках изобразительного искусства. Цель, объект и предмет исследования
Процесс художественного развития детей средствами народной росписи на уроках изобразительного искусства учащихся 5 – 6 классов будет более эффективным, если: Процесс художественного развития детей средствами народной росписи на уроках изобразительного искусства учащихся 5 – 6 классов будет более эффективным, если: в процессе урока будет поддерживаться беседа и активное взаимодействие между учащимися и педагогом; результат учебной деятельности детей будет рассмотрен с точки зрения общественной значимости. Исходная гипотеза
Выявить возрастные особенности учащихся 5 - 6-х классов; Выявить возрастные особенности учащихся 5 - 6-х классов; Разработать методическую модель изучения народной росписи учащимися 5 - 6 классов на уроках изобразительного искусства; Разработать формы организации учебной деятельности учащихся 5 - 6 классов на уроках изобразительного искусства, при помощи интеграции учебной и общественно – значимой деятельности. Задачи проекта
Возрастные особенности учащихся 5 - 6 классов Подростковый возраст (11 - 12 лет) характеризуется в психологии как переломный, переходный, критический. Главные новообразования этого возраста: мощное развитие самосознания, возникновение рефлексии (концентрация внимания на самом себе, на своих образах, мыслях и чувствах), осознание своей индивидуальности. Психолог Л. С. Выготский отмечал, что с рисованием в переходном возрасте связаны две чрезвычайно важные проблемы. Первая состоит в том, что для подростка уже недостаточно одной деятельности воображения, его не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь. Для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные знания и умения. Он должен научиться владеть материалом, языком искусства. Возрастные особенности учащихся 5 - 6 классов обусловлены благоприятной средой для изучения декоративной композиции, которая позволит освоить многие художественные приёмы, развить композиционное мышление, чувство стиля, художественную интуицию. Работа над декоративной композицией значительно обогащает творческий опыт детей, становясь необходимым звеном, связывающим непосредственное детское творчество с профессиональным подходом к изобразительной деятельности.
Методическая модель изучения народной росписи на уроках изобразительного искусства Обмен информацией Преподаватель Учащиеся Результат (Творческая работа) Знания Умения Организацион- ная деятельность Средства обучения Творческая работа Умения Навыки Познавательный интерес
Содержание Изучение влияния средств народной росписи на художественное развитие детей Методы Объяснительно-иллюстрированный метод; Практический метод; Метод интеграции учебной и общественно – значимой деятельности. Формы Беседа; Практические занятия с объяснением материала; Творческая работа учащихся. Средства Наглядные пособия; Шаблоны. Критерии Интеллектуальные: догадка, сопоставление, анализ; Эмоциональные: эмоции удивления, чувство успеха, чувство красоты; Волевые: самостоятельность, активность, инициативность. Проектирование основных компонентов методической системы изучения народной росписи на уроках изобразительного искусства
Анализ программ по изобразительному искусству ( Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова)
Тематическое планирование уроков народной росписи в 5 классе (Б.М. Неменский) № урока Тема Планируемый познавательный результат Знать Уметь Владеть 1. Древние образы в современных народных игрушках Особенности пластической формы глиняных игрушек различных худ. промыслов Создать игрушку в традиции одного из промыслов Приемами росписи глиняных игрушек 2. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла Историю Гжели. Особенности Гжельской росписи Выполнять традиционные приемы письма Основными приемами росписи Гжель 3-4. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла Историю Городецкой росписи. Основные эл-ты и гл. героев Выполнять композицию орнаментальной и сюжетной росписи Основными приемами Городецкой росписи 5-6. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла Историю жостовской росписи. Основные приемы жостовского письма. Виды построения цветочных композиций Создавать композицию из крупных и мелких цветов на черном поле крупных подносов. Основными приемами кистевой росписи Жостова 7. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) Произведения ведущих центров народных худ. промыслов Выявлять общее в произв. традиционных худ. промыслов Всеми приемами кистевой росписи
№ урока Тема Планируемый познавательный результат Знать Уметь Владеть 26. Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства. Городец. Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства Городецкая роспись. Традиции в оформлении праздничной среды. Создавать композицию по мотивам Городской росписи, используя основные элементы Основными приемами кистевой росписи Городец Тематическое планирование уроков народной росписи в 5 классе (Т.Я. Шпикалова)
№ урока Тема Планируемый познавательный результат Знать Уметь Владеть 2. Истоки и современное развитие росписи на фарфоре. Гжель. Истоки и современное развитие промыслов России: Гжель, Дулево. Своеобразие цветочной росписи на фарфоре разных народов России. Принципы трансформации природных форм в декоративные Выполнять эскиз росписи декоративной тарелки по мотивам Гжельской росписи Основными приемами кистевой росписи Гжель 3. Истоки и современное развитие росписи подносов. Жостово. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов. Жостово. Выполнять зарисовки элементов цветочной росписи по мотивам Жостовских подносов Приемами кистевой росписи Жостово 4. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства Цвет и цветовой контраст в декоративной росписи. Ритм, формат и композиция. Своеобразие техники. Композиционные приемы: гармоничная согласованность форм букета, замкнутость и подвижность композиции Выполнять эскиз композицию росписи подноса в жостовском стиле Практическими навыками в конкретном материале Тематическое планирование уроков народной росписи в 6 классе (Т.Я. Шпикалова)
Оценка достигнутых результатов Задачи проекта Достигнутые результаты Выявить возрастные особенности учащихся 5 - 6-х классов Выявлено, что у многих детей в подростковый период теряется интерес к изо. Поэтому от педагогов зависит правильная разработка урока и подача материала, направленного на преодоление отмеченных трудностей. 2. Разработать методическую модель изучения народной росписи учащимися 5 - 6 классов на уроках изобразительного искусства Разработана методическая модель, которая представлена на слайде № 3. Разработать формы организации учебной деятельности учащихся 5 - 6 классов на уроках изобразительного искусства, при помощи интеграции учебной и общественно – значимой деятельности. Разработаны формы организации, которые позволяют с помощью средств обучения повысить познавательный интерес учащихся и желание участвовать в общественно – полезной деятельности
Практическая значимость проекта Разработанная методическая модель и условия ее реализации могут быть использованы учителями изобразительного искусства различных общеобразовательных учреждений для усовершенствования воспитательно - образовательного процесса с точки зрения художественного развития детей средствами народной росписи на уроках изобразительного искусства.